Программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Аргашская начальная школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании ШМО учителей Директор МКОУ Аргашская НШ
начальных классов ________________Т.А.Минаева
Протокол №____от «____»______2018г. Приказ №_______
Руководитель ШМО _________О.Н.Филатова от «_____»________2018г.
Программа
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
1-4 классы
Количество часов по учебному плану 1 часа в неделю (всего 70 часов)
Учитель Минаева Т.А.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
воспроизводить способ решения задачи;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий
| Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | Математика – это интересно
| 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по | 03/09 |
|
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
| 10/09 |
|
3. | Путешествие точки | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
| 17/09 |
|
4. | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
| 24/09 |
|
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
| 01/10 |
|
6 | Волшебная линейка | 1 | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
| 08/10 |
|
7 | Праздник числа 10 | 1 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
| 15/10 |
|
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма
| 1 | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
| 22/10 |
|
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
| 29/10 |
|
10 | Игры с кубиками | 1 | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
| 12/11 |
|
11-12 | Конструкторы лего | 2 | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
| 19,26/11 |
|
13 | Весёлая геометрия | 1 | Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.
| 03/12 |
|
14 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
| 10/12 |
|
15-16 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
| 17,24/ 12 |
|
17 | Задачи-смекалки | 1 | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
| 14/12 |
|
18 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
| 21/01 |
|
19 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
| 28/01 |
|
20 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
| 04/02 |
|
21-22 | Математическая карусель | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
| 18,25 /02 |
|
23 | Уголки | 1 | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному | 04/03 |
|
24 | Игра в магазин. Монеты | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20.
| 11/03 |
|
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
| 18/03 |
|
26 | Игры с кубиками | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
| 01/04 |
|
27 | Математическое путешествие | 1 | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
| 08/04 |
|
28 | Математические игры | 1 | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 15/04 |
|
29 | Секреты задач | 1 | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 22/04 |
|
30 | Математическая карусель | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
| 29/04 |
|
31 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
| 06/05 |
|
32 | Математические игры | 1 | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
| 13/05 |
|
33 | КВН «Математика – Царица наук» | 1 |
| 20/05 |
|
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий
| Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
|
| |||||
1. | «Удивительная снежинка»
| 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
|
|
| |
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20
|
|
| |
3. | Математические игры
| 1 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
|
|
| |
4. | Прятки с фигурами
| 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
|
|
| |
5. | Секреты задач
| 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
|
|
| |
6-7 | «Спичечный» конструктор
| 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
|
|
| |
8. | Геометрический калейдоскоп
| 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
|
|
| |
9. | Числовые головоломки
| 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).
|
|
| |
10. | «Шаг в будущее»
| 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
|
|
| |
11. | Геометрия вокруг нас
| 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
|
|
| |
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
|
|
| |
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
|
|
| |
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
|
|
| |
15. | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37
|
|
| |
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
|
|
| |
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
|
|
| |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.
|
|
| |
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур.
|
|
| |
21. | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. |
|
| |
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.
|
|
| |
23. | «Что скрывает сорока?»
| 1 | Решение и составление ребусов, |
|
| |
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
|
|
| |
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
|
|
| |
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
|
|
| |
28. | В царстве смекалки
| 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
| |
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
|
|
| |
30. | Составь квадрат .
| 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей |
|
| |
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..
|
|
| |
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
|
|
| |
34. | Математическая эстафета
| 1 | Решение олимпиадных задач |
|
|
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий
| Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
|
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- |
|
|
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
|
|
4. | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание.
|
|
|
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
|
|
|
7 | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» |
|
|
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание |
|
|
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
|
|
|
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
|
|
|
13 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
|
|
|
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
|
|
|
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на-
|
|
|
16 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
|
|
|
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто-
|
|
|
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- |
|
|
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
|
|
|
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
|
22 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - |
|
|
23 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов.
|
|
|
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
|
|
|
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
|
|
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
|
|
|
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
|
|
|
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
|
|
|
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
|
|
|
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное |
|
|
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование
|
|
|
34 | Математический лабиринт | 1 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго-
|
|
|
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий
| Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
|
2. | Числа-великаны | 1 | Как велик миллион? Что такое гугол?
|
|
|
3. | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
|
|
|
4. | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
|
|
5 | Римские цифры | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами.
|
|
|
6 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
|
|
|
7 | Секреты задач | 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
|
|
|
8 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
|
9 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
|
10-11 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
|
|
12 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
|
|
|
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
|
|
|
14 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
|
|
|
15-17 | Занимательное моделирование | 3 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-
|
|
|
18 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
|
|
|
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за- |
|
|
20 | «Математика — наш друг!» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- |
|
|
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
|
|
|
22-23 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). |
|
|
24 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).
|
|
|
25-26 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
|
|
|
27 | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.
|
|
|
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
|
|
|
30 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
|
|
|
31 | Математическая копилка | 1 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
|
|
|
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
|
|
|
33 | Математический лабиринт | 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
|
|
|
34 | Математический праздник | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».
|
|
|
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
object(ArrayObject)#862 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(115) "Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" " ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zanimatiel-naia-matiematika" ["file_id"] => string(6) "146588" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1419195036" } }
object(ArrayObject)#884 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(200) "Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Занимательная математика"" ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_obshchieintielliektual_nomu" ["file_id"] => string(6) "394124" ["category_seo"] => string(10) "vneurochka" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1487646841" } }
object(ArrayObject)#862 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(96) "Рабочая программа курса «Занимательная математика»" ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_kursa_zanimatiel_naia_matiematika" ["file_id"] => string(6) "420247" ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1496472204" } }
object(ArrayObject)#884 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" " ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi" ["file_id"] => string(6) "221698" ["category_seo"] => string(10) "vneurochka" ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee" ["date"] => string(10) "1435557964" } }
object(ArrayObject)#862 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(110) "Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 3 класс " ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-3-klass" ["file_id"] => string(6) "177576" ["category_seo"] => string(10) "matematika" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1424683892" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт