Программа внеурочной деятельности "Математический клуб"
Программа внеурочной деятельности "Математический клуб"
Занятия на основе данной программы проводились в форме заседаний клуба, где были докладчики, практики и слушатели, они же постоянные члены клуба или приглашенные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа разработана на основе программы внеурочной деятельности (Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 200 с.)
Ульяновск , 2020
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Также на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 года.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821–10. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 24 » ноября 2015г. № 3.
3. Приказ Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
4. Приказ Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2015 № 38490)
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016 г. № 38, от 5 июля 2017г. “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”
6. Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 09.08.2018. № 73-иогв-01/4940исх «Об организации 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях Ульяновской области»
7.Приказ № 275 от 28.08.2018г. «Об организации 2018-2019 учебного года в МБОУ «СШ №86 И.И. Вереникина»
8. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ №86 И.И. Вереникина».
9. Устав и учебный план МБОУ «СШ №86 И.И. Вереникина»
10. Положение о рабочей программе МБОУ «СШ №86 И.И. Вереникина»( Утверждено на педагогическом совете Приказ №279 от 29.08.2016г.)
Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:
Программы внеурочной деятельности для средней школы. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 200 с.)
Основной целью учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике. Курс также закладывает пропедевтику наиболее значимых тем математики.
Задачами курса являются:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
Планируемые результаты изучения учебного курса
метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, исследовательской, творческой и других видов деятельности.
предметные результаты:
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Содержание учебного курса
Арифметика (15часов.)
Десятичная запись и признаки делимости. Делимость и остатки. Остатки квадратов и кубов. Периодические дроби. Разложение на простые множители. Алгоритм Евклида вычисления НОД.
Решение уравнений в целых и натуральных числах:
1) Метод перебора и разложение на множители;
2) Сравнения по модулю. Метод полной индукции. Рациональные и иррациональные числа
Сравнения по модулю. Операции сложения и умножения на множестве вычетов. Недесятичные системы счисления.
Геометрия (9 часов). Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона. Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции. Построение циркулем и линейкой. Линии в треугольнике. Подобные фигуры. Площадь треугольника и многоугольников. Окружность. Движения и гомотетия. Разные задачи.
Логика(5 часов).
Принцип Дирихле:1) доказательство от противного; 2) с дополнительными ограничениями; 3) в связи с делимостью и остатками; 4) разбиение на ячейки.
Раскраски: 1) шахматная доска; 2) замощения; 3) в виде раскрасок; 4) четность.
Инвариант: 1) делимость; 2) сумма или другая функция переменных; 3) правило крайнего; 4) четность.
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника. Чётность:1) делимость на 2; 2) чередования; 3) парность, взвешивания.
Алгебра(8 часов).
Разность квадратов: задачи на экстремум.
Квадрат суммы и разности: 1) выделение полного квадрата; 2) неравенство Коши для двух чисел;
3) доказательство неравенств и решение уравнений с несколькими неизвестными выделением полного квадрата.
Разложение многочленов на множители:1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения. Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности корня;2) теорема Виета.
Алгебраические тождества: треугольник Паскаля.
Методы решения алгебраических уравнений: 1) замена неизвестной; 2) разложение на множители. Методы решения систем алгебраических уравнений
Анализ(9 часов).
Метод разложения на разность. Задачи на совместную работу. Разные задачи на движение. Задачи на составление уравнений. Идея непрерывности при решении задач на существование. Рекуррентный способ задания последовательности. Числа Фибоначчи.
Теория множеств(4 часа).
Соответствие. Булевы операции на множествах. Формула включений и исключений. Мощность множества; счётные множества.
Комбинаторика(10 часов)
Правило произведения. Выборки с повторениями и без. Размещения и сочетания. Свойства сочетаний. Метод «перегородок» (сочетания с повторениями). Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Правило дополнения. Правило кратного подсчёта. Разные задачи
Операции сложения и умножения на множестве вычетов
1
12.10.
Операции сложения и умножения на множестве вычетов
1
19.10.
Неравенство треугольника.
2
19.10.
26.10.
Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции
1
26.10.
Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции
1
01.11.
Построение циркулем и линейкой
1
01.11.
Линии в треугольнике
1
16.11.
Подобные фигуры
1
16.11.
Площадь треугольника и многоугольников
1
23.11.
Окружность
1
23.11.
Движения и гомотетия
1
30.11.
Разные задачи
1
30.11.
Принцип Дирихле.
1
07.12.
Раскраски.
1
07.12.
Инварианты.
1
14.12.
Игры.
1
14.12.
Чётность.
1
21.12.
Взвешивания.
1
21.12.
Разность квадратов: задачи на экстремум
1
29.12.
Квадрат суммы и разности.
1
29.12.
Разложение многочленов на множители.
1
11.01.
Квадратный трехчлен.
1
11.01.
Алгебраические тождества.
2
18.01.
18.01.
Методы решения алгебраических уравнений.
1
25.01.
Методы решения систем алгебраических уравнений
1
25.01.
Метод разложения на разность
1
01.02.
Задачи на совместную работу
1
01.02.
Разные задачи на движение
1
07.02.
Задачи на составление уравнений
1
07.02.
Идея непрерывности при решении задач на существование.
1
15.02.
Суммирование последовательностей.
1
15.02.
Рекуррентный способ задания последовательности.
2
22.02.
22.02.
Числа Фибоначчи
1
01.03.
Соответствие
1
01.03.
Булевы операции на множествах
1
07.03.
Формула включений и исключений
1
07.03.
Мощность множества
1
15.03.
Правило произведения
1
15.03.
Выборки с повторениями и без
1
22.03.
Размещения и сочетания.
1
22.03.
Свойства сочетаний.
1
05.04.
Метод «перегородок».
1
05.04.
Бином Ньютона и треугольник Паскаля.
2
12.04.
12.04.
Правило дополнения
1
19.04.
Правило кратного подсчёта
1
19.04.
Разные задачи
1
26.04.
Эйлеровы графы
1
26.04.
Формула Эйлера.
1
03.05.
Ориентированные графы.
1
17.05.
Чётность
1
24.05.
Гамильтоновы графы
1
24.05.
Плоские графы
1
30.05.
Защита проектов.
1
30.05.
Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Программы внеурочной деятельности для основной школы (Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.)
Решение сложных и нестандартных задач по математике. Голубев В.И.- М.: ИЛЕКСА, 2007 - 252с.: ил.
Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В. О.Бугаенко.|4-е изд., стереотип.|М.: МЦНМО,2008.| 96 c.
Дрозина В.В.,Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач.-Москва.:Бином.лаборатория знаний ,2008.
Тестирование on-line: 5–11 классы. – Режим доступа : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Путеводитель «В мире науки» для школьников. – Режим доступа : http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. – Режим доступа : http://mega.km.ru/
Сайт энциклопедий. – Режим доступа : http://www.encyclopedia.ru/
ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
М.И. Башмаков «Математика в кармане «Кенгуру».Москва, Дрофа.2011.