Просмотр содержимого документа
«По урочные разработки "Алгебра 10 класс"»
Поурочные планы по математике в 10 классе
На базе учебников :Колягин Ю. М., Сидоров Ю. В., Ткачева М.В., Шабунин М. И. «Алгебра и начала математического анализа 10». Профильный уровень. – М.: Мнемозина, 2006.» Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
«Геометрия: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
/ Атанасян Л.С.,. Бутузов В.Ф и др. – М.: Просвещение, 2007.»
Тема: ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК
Цели урока: Знать определение показательной функции, три основных свойства показательной функции, формировать умение строить графики показательных функций , если или ; развить умение читать графики функций, выделяя их свойства.
Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям.
Л. Эйлер.
L Организационный момент.
П. Анализ контрольной работы и работа над ошибками. При проверке контрольной работы учитель делает ее анализ, отмечая все ошибки и недочеты, допущенные учащимися. Определяет наиболее часто встречающиеся ошибки. В соответствии с этим выстраивает работу над ошибками: подготавливает карточки с аналогичными заданиями для индивидуальной работы, тест для фронтальной работы (по наиболее типичным ошибкам). Например, учащиеся испытывали затруднения с преобразованием графиков.
ТЕСТ
1. С помощью каких пребразований получается график функции у = f^x) из графика функции у = g(x), если
д) f(x) = 2g(x) ж) f(x) = g(4x) з) f(x) = g(x/2)
a) f(x) = g(x) +3
б)f(x) = g(x)-2 е) f(x) = g(x)/ 3 в)f(x) = g(x+l)
r)f(x) = g(x-5)
Ответ: параллельный перенос вдоль:
а) оси Оу вверх на 3 единицы;
б) оси Оу вниз на 2 единицы;
в) оси Ох влево на 1 единицу;
г) оси Ох вправо на 5 единиц;
д) растяжение вдоль оси Оу в 2 раза;
е) сжатие вдоль оси Оу в 3 раза;
ж) сжатие вдоль оси Ох в 4 раза;
з) растяжение вдоль оси Ох в 2 раза.
2. Укажите, какой функции: а) у = (х - 2)2; б) у = х2 - 2;
в) у = (х + 2)2; г) у = (х - З)2 + 1; д) у = -х2 + 1; е) у = 4 - (х - З)2
соответствует график:
]) 2) 3)
3 -2 '3
Объясните почему. О т в е т: 1) - а); 2) - д); 3) - в); 4) - г); 5) - б); 6) - е).
К работе над ошибками нужно привлекать консультантов из | числа успевающих учеников.
III. Изучение нового материала.
1. Сравните формулы двух функций: у = х2 и у = 2х.
Первая - степенная, вторая - показательная. Подумайте, почему они так называются. Постройте их графики (показательную по точкам).
Попробуйте построить графики функции у = аx,если а = 3; 1/2; 1; -2. Сделайте вывод.
2. Функция вида у = аx, где а 0, а ≠ 1, называется показательной функцией. Она обладает следующими свойствами:
1) Область определения - множество R всех действительных чисел.
2) Область значений - множество всех положительных чисел. 3)Если а 1, то показательная функция возрастает, если 0 то убывает.
График показательной функции проходит через точку (0; 1) и расположен выше оси Ох.
3.№121-на доске по желанию.
Ответ: 1) 1,7; 2) 2,1; 3)0,6; 4)0,2.
№ 122(3,4)-за доской.
№124-устно.
Ответ: 1) 1.73 1; 2) 0,321,51,6; 4) 0,2 -30,2-2,
IV.Домашнее задание: № 122 (1, 2), № 125.
V. Итог урока. Приведите пример показательной функции. Является ли функция у = (-2)" показательной? Почему?
Математика 10 урок №____ дата_________________________
Тема: Показательная функция, ее свойства и график
Цели урока: закрепить навыки решения заданий на применение свойств показательных функций; формировать умение решать уравнения вида: и неравенства вида , развивающие: развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умения сравнивать, анализировать.
воспитательные: воспитывать умения работать в паре, воспитывать культуру общения.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, сообщение темы и задач урока.
Проверка домашнего задания. Учитель разбирает решение домашней работы, задавая вопросы по вариантам, только с теми, кто справился с домашней работой.
Вариант 1
Вариант 2
1. Опишите график функции, сравнивая с или
122(1)
№122 (2)
2. Найдите наибольшее и наименьшее значения функций на промежутках: , ,
125
3. Назовите возрастающие функции
3. Назовите убывающие функции
Работа по карточкам.
Во время проверки домашней работы, учащиеся, не решавшие ее, работают по карточкам.
Карточка 1
Карточка 2
1. Дана функция . Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке . 2. Найдите значение аргумента x, при котором функция принимает значение, равное .
1. Дана функция . Найдите наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке . 2. Найдите значение аргумента x, при котором функция принимает значение, равное .
Карточка 3
Карточка 4
1. Дана функция . На каком отрезке данная функция принимает наибольшее значение, равное 25, наименьшее значение, равное 1? 2. Сравните числа и 1.
1. Дана функция . На каком отрезке данная функция принимает наибольшее значение, равное 17, наименьшее значение, равное3? 2. Сравните числа и .
Карточка 5
Карточка 6
1. Дана функция . Найдите координаты точки пересечения графика данной функции с графиком функции . 2. Исследуйте на монотонность функцию .
1. Дана функция . Найдите координаты точки пересечения графика данной функции с графиком функции . 2. Исследуйте на монотонность функцию .
Объяснение нового материала. Объяснение нового материала (стр. 43 -48): 1. Решение уравнений вида: . 2. Решить уравнения: , , , . 3. Решение неравенств вида: и . 4. Решить неравенства: , , , . 5. Решить уравнение и неравенства: , , .
Закрепление нового материала. Решить задания из №127(1) - учитель с классом,
№127(3) – на доске по желанию
№ 128 – устно, № 130(1) – учитель с классом,
№ 130(2, 3, 4) – самостоятельно по вариантам,
№ 135 – устно,
№134(1, 3) –на доске по желанию,
№ 136(1) – учитель показывает на доске решение: у =
№ 136(2, 3, 4) – работа в группах.
№ 138 – учитель с классом
Подведение итогов. Домашнее задание:№127(2, 4); №134(2, 4); №137. теория в учебнике стр. 43-48.
Математика 10 урок №______ дата_________________________
Тема: Показательные неравенства
Цели урока: ввести понятие показательное неравенство; формировать умение решать показательные неравенства;
содействовать развитию логического мышления у учащихся, развивать умения анализировать, рассуждать, сравнивать, делать выводы, осмысливать материал;
воспитание познавательного интереса, элементов культуры общения, побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности. Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, сообщение темы и задач урока.
Объяснение нового материала. Объяснение нового материала - §8 (стр. 52-53): (презентация)
Показательное неравенство – это неравенство, содержащее неизвестное в показателе степени.
Решение неравенств: а). Решение показательных неравенств часто сводится к решению неравенств ах ав (ахв ); если а1, то функция у = ах возрастает, и хв (х
Если 0 в)
или .
б). Некоторые показательные неравенства заменой ах = t сводятся к квадратным неравенствам, которые решают, учитывая, что t 0.
в) Графическое решение неравенства сводится к построению графиков функций из левой и правой частей неравенства. На интервале I большие (меньшие) значения принимает та функция, график которой расположен выше (ниже) графика другой функции.
3. Решить неравенства: ; ; .
Закрепление нового материала. 5). Решить №156(1, 3)- на доске,
При изучении этой темы раздела «Показательная и логарифмическая функции», собирайте исторический материал, иллюстрации и интересные задачи по этой теме, которые вы можете в дальнейшем использовать на зачете.
Итог урока. Объясните алгоритм решения показательного неравенства. На что нужно обращать особое внимание?
Математика 10 урок №______ дата_________________________
Тема: Показательные неравенства
Цели урока: раскрыть содержание понятий «показательные неравенства» и «неравенства, сводящиеся к этому виду»; ознакомиться с основными приемами и методами решения неравенств этого вида; отработать навыки решения показательных неравенств основными методами. Ход урока:
Организационный момент. Приветствие, сообщение темы и задач урока.
Математический диктант.
Вариант 1
Вариант 2
Решите неравенства
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5)
1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
Решение заданий по теме.
Так как a=141, то функция у=14t- возрастающая, то
х2+х ≤ 2;
х2+х-2≤ 0;
Пусть f(x)=x2+x-2 – квадратичная функция. Графиком является парабола, ветви направлены вверх, т.к. a=10. Найдем нули функции:
х2+х-2 = 0;
по теореме обратной теореме Виета имеем
х1+х2=-1,
х1∙х2=-2;
х1= -2, х2=1.
Ответ: -2 ≤ х ≤ 1.
2).
Так как a=31, то функция у=3t – возрастающая, то
2х
x
Ответ: х
б) 0,36х-1- 0,36х≥ 0,7;
0,36х(0,3-1-1)≥0,7;
Так как 0a=0,3t- убывающая, то
6х ≤ 1;
Ответ:
3).
32х+1-10∙3х+3
3∙32х-10∙3х+3
Пусть 3х= z, z0;
3z2-10z+3
Пусть f(x)=3z2-10z+3 – квадратичная функция. Графиком является парабола, ветви направлены вверх, т.к.a=30. Найдем нули функции:
3z2-10z+3=0;
D=100-4∙3∙3=640;
z1=3, z2=
3-1х
Так как a=31, то функция у=3t- возрастающая, то -1