kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по теме Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит тематическое планирование по  учебнику Н.Я. Виленкина Математика 5 класс по теме " Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание", контрольную работу по данной теме и  технологическую карту учебного занятия по теме " Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
« часть 1 Тематическое планирование»

Тематическое планирование по теме « Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем » по ФГОС

Тема, уроки

Количество уроков

Содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий)

Обыкновенные дроби

1)Доли. Обыкновенные дроби

2)Сравнение дробей

3)Правильные и неправильные дроби

4)Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

5) Деление и дроби

6) Смешанные числа

Сложение и вычитание смешанных чисел

7)Контрольная работа №7

23



4


2



3




5






1



6





2

Основное:

Доля, часть, дробное число, числитель и знаменатель, правильные и неправильные дроби, смешанная дробь, преобразование смешанной дроби в неправильную и наоборот. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание обыкновенных дробей, действия со смешанными дробями ( сложение и вычитание). Деление и дроби

Предметные:

Оперировать на базовом уровне понятиями доля, обыкновенная дробь. Верно использовать в речи числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дробь, читать записи дробей; выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных дробей, преобразовывать неправильную дробь в смешанную и наоборот.

Метапредметные

Познавательные УУД:

-Подбирать слова. Соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выделять явление из общего ряда других явлений;

-переводить информацию из словесной в символическую;

-объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

-находить в тексте необходимую информацию;

-излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.

Регулятивные УУД:

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы;

-планировать существующие и будущие образовательные результаты;

-оценивать продукт своей деятельности;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-выбирать из предложенного и самостоятельно искать средства для решения задачи;

-составлять план решения проблемы;

-определять причины своего успеха или неуспеха, находить способы выхода из состояния неуспеха.

Коммуникативные УУД:

-играть определённую роль в совместной деятельности;

-корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

-признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

-организовывать учебное взаимодействие;

-принимать решения в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

-высказывать и запрашивать мнение и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога.

Личностные УУД:

-смыслообразование ( какое значение, смысл имеет для меня учение, и умение находить на него ответ);

-самостоятельное и ответственное отношение к учёбе;

- готовность и способность к саморазвитию ;

-формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению и способности вести диалог;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с окружающими в процессе любого вида деятельности;

-рефлексия собственной деятельности.





Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

на базовом уровне оперировать понятиями доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель дроби, распознавать правильные и неправильные дроби, смешанное число.

-формулировать правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем;

-формулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковым знаменателем.





Ученик получит возможность научиться:


-понимать содержательный смысл понятия дроби, читать и записывать обыкновенные дроби, сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби, иллюстрировать дробь, как долю целого, на рисунках и чертежах;

-пользоваться свойствами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем и применять их в ходе вычислений;

-переходить от одной формы записи к другой( представлять смешанное число в виде неправильной дроби и наоборот);

-выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковым знаменателем, находить дробную часть от целого;

-решать знакомые текстовые задачи, содержащие дробные данные;

--решать знакомые текстовые задачи, содержащие дробные данные;


Познавательные УУД

Ученик сможет:

-находить информацию, понимать её, выбирать нужное;

-давать определение понятиям, передавать смысл;

-сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-выбирать эффективный способ решения задачи;

-самоконтроль и самооценка;

-использовать знаковую символику, общих схем решения.


Регулятивные УУД

Учение сможет:

-управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

-выбирать и принимать цели, составлять и реализовывать план деятельности;

-соотносить свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить;

-подводить итоги деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы составлять план её решения.


Коммуникативные УУД

Ученик сможет:


-отображать в речи содержание совершаемых действий;

-формулировать выводы;

-работать индивидуально и в группе;

-уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-распределять обязанности в группе;

-умение слушать, выступать, владеть устной и письменной речью;

-в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы.


- умение вести диалог;

-воля и настойчивость в достижении цели;

-независимость и критичность мышления;

-навыки сотрудничества;

--понимать и уважать позицию собеседника;

-осознание математики, как универсального предмета;

-рефлексия собственной деятельности;

-осознанность построения индивидуального образовательного маршрута в предмете;

-самостоятельность и ответственное отношение к учёбе.



Вопросы для самопроверки

+ / -

1

Содержание полностью включает основное содержание предмета из ПООП по данной теме

+

2

Выделено дополнительное содержание темы с учётом содержания учебника

-

3

В тематическом плане основные виды деятельности описаны на уровне УД , входящих в ПР

+

4

В тематическом плане представлены три группы учебных действий ( П,МП, Л)

+

5

В тематическом плане метапредметные действия разделены на подгруппы

+

6

Планируемые результаты соответствуют ЛР, МПР и ПР ПООП по данной теме

+

7

Планируемые результаты разделены на группы и подгруппы в соответствии с видами деятельности

+

8

Умения, отражаемые в планируемых результатах, являются результатами УД, выделенных в тем. плане

+

9

Предметные результаты представлены в двух блоках по уровню их достижения

+

10

Результаты каждого блока соответствуют действиям того же блока в ПООП

+



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия»



Технологическая карта учебного занятия

по теме « Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем » 5 класс

Составила учитель математики Баркова Л.В.

Тема учебного занятия

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями ( 5 часов )

Цель темы:

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов действий по теме « Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем»

Основные понятия учебного занятия

Обыкновенная дробь, правильная, неправильная дробь, смешанное число, сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Ученик научится:

-верно читать записи дробей;

-на базовом уровне выполнять вычисления с обыкновенными дробями;

-формулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел с одинаковым знаменателем.

Ученик получит возможность научиться:

-пользоваться свойствами сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и применять их в ходе вычислений;

-переходить от одной формы записи к другой;

-решать знакомые текстовые задачи, содержащие дробные данные;

Личностные результаты:


- умение вести диалог;

-воля и настойчивость в достижении цели;

-независимость и критичность мышления;

-навыки сотрудничества;

-самостоятельность и ответственное отношение к учёбе.

-рефлексия собственной деятельности;



Метапредметные результаты:



-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

-Умения контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




Универсальные УУД:


Личностные УУД:


-самостоятельное и ответственное отношение к учёбе;

- готовность и способность к саморазвитию ;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с окружающими в процессе любого вида деятельности;

-рефлексия собственной деятельности.



Познавательные УУД

-находить информацию, понимать её, выбирать нужное;

- обобщать, анализировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-выбирать эффективный способ решения задачи;

-само и взаимоконтроль и самооценка;

-использовать знаковую символику, общих схем решения.


Регулятивные УУД

-управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

-выбирать и принимать цели,

-соотносить свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить;

-подводить итоги деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы составлять план её решения.


Коммуникативные УУД


-отображать в речи содержание совершаемых действий;

-формулировать выводы;

-работать индивидуально и в группе;

-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-умение слушать, выступать, владеть устной и письменной речью;

-в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы.




Метапредметные связи

Показать роль и место обыкновенных дробей в других дисциплинах и повседневной жизни.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсное обеспечение

Учебник Математика 5 класс Н.Я. Виленкин, рабочая программа по математике 5-9 класс ФГОС, карточки с самостоятельной работой.

Технологии, используемые на учебном занятии

Информационные технологии, технология сотрудничества, технология дифференцированного обучения и индивидуального подхода


I этап Самоопределение в деятельности

Цель: Создать благоприятный , психологический настрой на работу




  1. Орг. момент




2.Проблемная ситуация: Задача, вызывающая затруднения и формирование потребности в обсуждении.

Ребята, давайте с вами рассмотрим задачу:

Торт разрезали на 8 частей. Сначала съели торта, затем ещё - . Какая часть торта была съедена?


II этап Учебно-познавательная деятельность

Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий, определение темы и целей урока, а также обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой темы.

( Ход занятия )


1.Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в предлагаемой ситуации.

Ответьте на вопросы:

а) Как узнать, какая часть торта была съедена?

б) Можем мы найти съеденную часть?

в) Что для этого нужно?

г) Вывод: Пока решить задачу не можем.

Что же мы должны научиться делать?

е) Значит, какая задача стоит перед нами?

2. Изучение нового материала

Ребята, мы попали в такую ситуацию, когда смысл задачи понятен, а решить её не можем.

Наша задача – научиться, как это сделать.

1.Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

2. А теперь, сформулируйте цели нашего урока.

Итак, тема урока…., а цели…

Вернёмся к нашей задаче, для того, чтобы узнать, какая часть торта съедена, нужно сложить съеденные части, т.к. это дроби, значит, нужно сложить дроби с одинаковым знаменателем.

Попробуйте сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Сделайте вывод.

Итак, запишем правило в тетрадь.

Вернёмся опять к задаче, какой ещё вопрос можно поставить к этой задаче? Правильно. Какая часть торта осталась?

-Как это сделать?

-Можно ли произвести вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

-Что нам для этого понадобиться знать?

-Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем правило в тетрадь.

Вывод: Мы рассмотрели правила сложения и вычитания дробей, а теперь попробуем их применить на практике в ходе решения задач.


III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: Установление правильности и осознанности изучения темы, выявление пробелов первичного осмысления, коррекция выявленных пробелов, закрепление изученного.

3 Физминутка

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова- это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять, 
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

 


4.Закрепление – решение задач

1) репродуктивные задания № 1005, 1006, 1011


Приложение 1

2)Задание 2

3)№ 1021задача 3


IVэтап Контроль и оценка результатов деятельности

Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний, умений и способов действий, выявление пробелов в знаниях, установление причин, выявление недостатков.

Форма контроля:

  

1 задание – оценка «3»

2 задания – оценка «4»

3 задания – оценка «5»











5.Самостоятельная работа с самопроверкой







Текст самостоятельной работы самост.работа






Vэтап Итоги урока

Цель: Дать качественную оценку класса и отдельных учащихся.



6.Оценка результатов деятельности

7.Рефлексия

-Я научился….

- Я хотел бы ещё узнать…

-Мне понравилось…

-Мне не понравилось…

-Я не понял…



Просмотр содержимого документа
«часть 2 Контрольная работа по теме»

Контрольная работа по теме : « Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей »

Вариант №1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


1.Запишите в виде дроби число: (1 балл)

а) четыре девятых;

б) одиннадцать тридцатых;

в) сорок три сотых.


а)___________ б)_____________ в)____________


2. Из данного ряда дробей выписать: а) правильные дроби; б) неправильные дроби.


( 1 балл)



3. Сравните числа : .

1) 2) 3) 4) ( 1 балл)

4.На каком рисунке закрашена часть фигуры?




.




б)Записать в виде дроби, какая часть каждой из фигур закрашена.

( 1 балл)


5.Выполнить действия: а) - + Ответ представить в виде смешанного числа.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


6. Начертите координатный луч, у которого единичный отрезок составляет 8 см. Отметьте точки М, N, P, Q, R, S, T, H, L. ( 2 балла)


7. Сухофрукты состоят из яблок, слив и груш, . Сколько килограммов груш в 21 кг сухофруктов, если яблоки составляют этой массы, а сливы - состоят из яблок, слив и груш. ( 3 балла)


8. Длина прямоугольника 1м, а ширина на м меньше длины. Найти периметр прямоугольника. ( 2 балла)




  1. Цель контрольной работы: Проверить знания и умения учащихся по теме « Обыкновенные дроби», выявить уровень подготовки по данной теме.



  1. В данной работе присутствуют задания с выбором ответа, кратким и развёрнутым ответом, задания на преобразование текстовой информации в символическую, на упорядоченность числового ряда.

  1. Обобщённый план работы


№ задания

Планируемые предметные результаты

Умения, характеризующие достижение результата

Планируемые метапредметные результаты

Уровень освоения

Тип задания по форме ответа

1


1 балл

Оперировать на базовом уровне понятием обыкновенная дробь

Понимать содержательный смысл понятия ДРОБИ, записывать обыкновенные дроби

Владеть устной и письменной речью

базовый

Перевод информации из текстовой в символическую

2



1 балл


Оперировать на базовом уровне понятиями обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, правильная и неправильная дроби

Повыш. уровень

Упорядочивать числа, записанные в виде обыкновенной дроби

Различать и классифицировать правильные и неправильные дроби


Базовый,

повышенный

Упорядочивание чисел

3


1 балл

Сравнивать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем

Оперировать понятием дроби, правильная и неправильная дробь. Сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби

Сравнивать, классифицировать

базовый

С выбором ответа

4


1 балл

Оперировать на базовом уровне понятиями доля, обыкновенная дробь. Интерпретировать дробь, как долю целого на рисунках и чертежах.

Понимать содержание смыслового понятия доля, переходить от одной формы представления дробей к другой


базовый

С выбором ответа

5


1 балл

Оперировать понятием обыкновенная дробь, смешанное число. Пользоваться правилами сложения и вычитания обыкновенных дробей и применять их , переходить от одной формы записи числа к другой( выделение целой и дробной части из неправильной дроби)

Применять в ходе вычисления алгоритмы сложения и вычитания обыкновенных дробей, выделять целую и дробную части из неправильной дроби.


Базовый, повышенный

Краткий ответ

6

2 балла

Иллюстрировать дробь, как долю целого , на рисунках и чертежах, упорядочивать числа (дроби)

Отмечать на координатной прямой точки, имеющие дробные координаты, упорядочивать числа

Выдвигать версии решения проблемы, отображать речи содержание совершаемых действий

повышенный

Построение точки на координатном луче, упорядочивание чисел

7


3 балла

Пользоваться свойствами сложения и вычитания дробей и применять их при решении текстовых задач

Умение выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем и находить часть от числа

Связь с повседневной жизнью

Составление и реализация плана действия, подводить итоги деятельности

высокий

Развёрнутый ответ

8


2 балла

Пользоваться правилами сложения и вычитания дробей и смешанных чисел, решать знакомые текстовые задачи, содержащие дробные данные

Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел, находить периметр прямоугольника

Строить логические рассуждения, составлять и реализовывать план действий,

повышенный

Развёрнутое решение


Шкала перевода первичного балла в 5-бальную оценку

Всего 8 заданий, максимальный балл 12

Критерии:

11-12 баллов – оценка «5»

7-10 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

1-4 балла – оценка « 2»



Часть 2

Задание 6. Начертите координатный луч, у которого единичный отрезок составляет 8 см. Отметьте точки М, N, P, Q, R, S, T, H, L.

( 2 балла)



Указания к оцениванию

баллы

Верно отмечены все числа

2

Допущена одна ошибка

1

Во всех остальных случаях

0


Задание 7. Сухофрукты состоят из яблок, слив и груш . Сколько килограммов груш в 21 кг сухофруктов, если яблоки составляют этой массы, а сливы - состоят из яблок, слив и груш. ( 3 балла)



Указания к оцениванию

баллы

Дано решение с объяснением. Правильный от вет

3

Допущена одна ошибка

2

Во всех остальных случаях

0



Задание 8. Длина прямоугольника 1м, а ширина на м меньше длины. Найти периметр прямоугольника. ( 2 балла)


Указания к оцениванию

баллы

Дано решение с объяснением. Правильный от вет

2

Допущена одна ошибка

1

Во всех остальных случаях

0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по теме Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание.

Автор: Баркова Людмила Владимировна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Арифметические действия с обыкновенными дробями"
    ["seo_title"] => string(55) "arifmietichieskiie-dieistviia-s-obyknoviennymi-drobiami"
    ["file_id"] => string(6) "247857"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446637692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1120 руб.
1870 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1190 руб.
1980 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства