В разработке вспомнили некоторые теоретические сведения, которые будут нужны при изучении нового материала. Выяснили, что же такое приращение аргумента и приращение функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Приращении аргумента, приращение функции"»
«Приращение аргумента, приращение функции».
Открытый урок
Магомедханова Тахмина Исмаиловна
Приложение 1.
Урок по теме: «Приращение аргумента, приращение функции».
Цели:
образовательные: сформировать понятия приращения функции и приращения аргумента, секущей, геометрического смысла приращения функции; показать применение данных понятий при решении задач.
развивающие: развитие вычислительных навыков, умений логически и аргументированно рассуждать, обобщать и абстрагировать.
воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету.
Тема предыдущего урока: Контрольная работа «Декартовы координаты и векторы в пространстве».
Тема последующего урока: Определение производной.
Оборудование: учебник; компьютер, проектор и экран.
Схема урока:
1.АЗ.
1) мобилизующее начало урока (постановка цели работы на уроке).
2)устная работа с целью актуализации опорных знаний.
3)подведение итогов первого этапа урока и постановка задач на следующий этап.
2.ФНЗ и СД.
1)беседа с целью введения понятий приращения функции и приращения аргумента.
3) Итак, мы поработали устно и вспомнили некоторые теоретические сведения, которые нам будут нужны при изучении нового материала. А теперь мы выясним, что же такое приращение аргумента и приращение функции.
2.ФНЗ и СД.
1) Часто нас интересует не значение какой-либо величины, а ее изменение.
Например: Дан график функции у = 4 -х2
П о графику найти значение функции в точке х1= 1 и
х2 = 2.
Разность х2 – х1 = 2 - 1 = 1; ∆x =1
f (1) = 3; f(2) = 0; f(2) – f(1) = 0 - 3 = -3
∆f = -3 (Слайд3.)
В приведенном примере мы не только вычислили значения функции f(x) в некоторых точках, но и оценили изменения ∆f этой функции при заданных изменениях аргумента ∆х.
При сравнении значений функции f в некоторой фиксированной точке х0 со значениями этой функции в различных точках х, лежащих в окрестности х0, удобно выражать разность f(x) - f(x0) через разность х -х0, пользуясь понятиями “приращение функции” и “приращение аргумента”.
Рассмотрим функцию у = f(x). Пусть х – произвольная точка, лежащая в некоторой окрестности фиксированной точки х0. Разность х - х0 называется приращением независимой переменной (или приращением аргумента) в точке х0 и обозначается ∆х. Таким образом, ∆х= х -х0, откуда следует, что х = х0+∆х.
Говорят также, что первоначальное значение аргумента х0 получило приращение ∆х. Вследствие этого значение функции f изменится на величину f(x) - f(x0) = f(х0 + х)– f(x0).
Эта разность называется приращением функции f в точке х0, соответствующим приращению ∆х, и обозначается ∆f, т. е. по определению
∆f = f (х0+∆х) – f(x0), откуда f (х0 +∆х) = f(x0) +∆f.
Обратите внимание: при фиксированном значении х0 приращение ∆f есть функция от ∆х. (Слайд 4.)
2) Что такое приращение аргумента?
Что такое приращение функции?
3) Теперь выясним геометрический смысл приращения аргумента, приращения функции. (Слайд 5.)Рассмотрим график функции у = f (x). Геометрический смысл приращения функции можно понять, рассмотрев рисунок. (Слайд 6.) Прямую l, проходящую через любые две точки графика функции f, называют секущей к графику f. Уравнение прямой на плоскости имеет вид у = кх + b. Угловой коэффициент k секущей, проходящей через точки (х0; f(x0) и (х; f(x)), равен tga. ∆ABC – прямоугольный.
или k = tgα =
4) объяснить в чём заключается геометрический смысл приращения аргумента и приращения функции.
5) Итак, мы выяснили что такое приращение аргумента и приращение функции и в чём состоит их геометрический смысл. Теперь мы научимся применять данные определения при решении задач.
3.ФУН.
1. Решение задач у доски преподавателем.
а) Найти приращение аргумента и приращение функции в точке х0, если
б) Найти угловой коэффициент секущей к графику функции f(x) = , проходящей через точки с данными абсциссами х1 и х2. Какой угол (острый или тупой) образует секущая с осью Ох.
f(x) = x2; x1 = 0; x2 = 1
Решение tgα =
Δx = x – x0; Δf = f(x) - f(x0);
Δx = 1 – 0 = 1; Δf = f(1) - f(0) = · 12 - · 02 =
k = tgα = 0, значит α – острый
Ответ: tgα = ; α - острый
(Слайд 7.)
2) «3»
а) Стороны прямоугольника равны 15 м и 20 м. Найдите приращение его периметра и площади, если меньшую сторону увеличили на 0, 11 м. (Решение на слайде 8).
б) Найдите угловой коэффициент секущей к графику функции f(x) = x2, проходящей через точки с данными абсциссами x1=-1 , x2=-2. Какой угол образует секущая с осью Ох.
в) Найдите приращение функции f в точке х0, если
f(x) = 3x+1 x0 = 5 ∆x = 0, 01.
«4»
Выполнить задания на «3» и дополнительно:
Найдите приращение функции и приращение аргумента в точке x0, если f(x) = , x0 = 1,22 , x = 1,345.
«5» Выполнить задание на «4» и дополнительно:
Выразите Δf и через x0 и Δx и преобразуйте полученные выражения: f(x)= -x3 +3x.
3) Подведение итогов урока.
4) Домашнее задание: «3»
а) Выучить теорию.
б) Радиус круга равен 2 см. Найдите погрешность, допущенную при вычислении его площадь, если погрешность при измерении длины радиуса равна 0,2 см.
«4» в) Найдите приращение функции f в точке х0 , если: а) f(x) = x0 = 2 ∆x = 0,1;
б) f(x) = tgx, x0 = , x = .
«5» Выразите Δf и через x0 и Δx и преобразуйте полученные выражения: f(x)= x3 -2x.