kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Финансовая грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность джвыбсзвхыдмхъавыждх мива

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность»

Карагайская СОШ имени Героя России Сайфуллина , филиал МАОУ Дубровинской СОШ Вагайского района Тюменской области







Рабочая программа

по Финансовой грамотности
5 класс
на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа в 5классе

Место курса в образовательной системе:

• курс может быть интегрирован в вариативный компонент основной образовательной программы в качестве модуля внеурочной активности с научно-познавательной ориентацией.

• Курс может быть применен в качестве программы дополнительного образования для подростков в рамках образовательных учреждений общего типа.

• Курс может служить программой дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, где он является ключевым элементом образовательного процесса

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

1. Формирование базовых знаний о финансах. Обучение учащихся основам финансовой грамотности, включая понимание понятий дохода, расходов, сбережений и кредита, что позволит им осознанно подходить к управлению своими финансовыми средствами.

2. Развитие навыков финансового планирования. Упражнения и практические задания, направленные на обучение школьников составлению бюджетов, планированию расходов и сбережений, а также умению принимать обоснованные финансовые решения.

3. Содействие формированию ответственного финансового поведения. Воспитание у учащихся критического мышления в отношении рекламы, целей и последствий расходов, что способствует развитию навыков ответственного потребления и понимания важности долгосрочных финансовых целей.

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;

  • семейный бюджет;

  • экономические отношения семьи и государства;

  • человек и финансовые организации;

  • собственный бизнес.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчётами;

  • кейсы по экономике семьи;

  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; • построение графиков и диаграмм;

  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Планируемые личностные результаты обучения в рамках курса «Финансовая грамотность» могут включать следующие аспекты:

1. Формирование финансовой ответственности. Учащиеся осознают важность ответственного подхода к управлению личными финансами, включая необходимость контроля расходов и планирования бюджета.

2. Развитие критического мышления. Умение анализировать финансовую информацию и рекламу, осознание возможных последствий финансовых решений и наличие личной позиции по вопросам финансового управления.

3. Укрепление уверенности в финансовых навыках. Повышение уверенности учащихся в своих способностях принимать обоснованные финансовые решения, что способствует позитивному отношению к учебе и развитию навыков, необходимых для будущей независимой жизни.

4. Стимулирование интереса к финансовым знаниям. Формирование у школьников потребности в дальнейшем изучении темы финансов, что может привести к их самостоятельному поиску информации и желанию расширять финансовую грамотность за пределами курса.

5. Развитие навыков сотрудничества. Участие в групповых проектах и обсуждениях способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде, что важно для обсуждения и решения финансовых вопросов.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные:

1. Формирование системного мышления. Учащиеся научаются видеть взаимосвязи между различными финансовыми понятиями и процессами, а также понимать, как их личные финансовые решения могут влиять на другие стороны жизни, такие как быт, образование и карьера.

2. Умение анализировать источники информации. Развитие критической оценки различных источников финансовой информации, включая учебные материалы, средства массовой информации и интернет-ресурсы, что помогает учащимся отличать надежную информацию от недостоверной.

3. Способность применять финансовые знания на практике. Освоение навыков решения практических задач, таких как составление бюджета, оценка расходов и анализ предложений по кредитам, что позволяет учащимся применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.

4. Развитие навыков эффективного поиска и использования информации. Учащиеся учатся самостоятельно находить и систематизировать информацию по финансовым вопросам, что способствует их независимому обучению и умению работать с различными видами данных.

5. Умение формулировать и выражать свои мысли. Развитие навыков аргументированного обсуждения и представления своих финансовых идей и решений, что способствует улучшению навыков публичного выступления и письменной коммуникации.

Регулятивные:

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

  • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные:

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

  • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

  • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

  • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

В результате изучения курса учащийся научится:

  • 1. Основные финансовые понятия. Понимать и использовать базовые термины и концепции, такие как доход, расход, сбережение, кредит, процент, бюджет и инвестиции.

  • 2. Управление личным бюджетом. Уметь составлять простой бюджет, планировать свои доходы и расходы, отслеживать финансовые потоки и делать финансовые записи.;

  • 3. Принятие обоснованных финансовых решений. Развивать способность анализировать финансовые предложения и альтернативы, а также оценивать риски и выгоды при осуществлении покупок и вложений.;

  • 4. Осторожное использование кредитов и долгов. Понимать последствия использования кредитов, как правильно ими управлять, а также осознавать важность своевременной выплаты долгов и кредитов.;

  • 5. Навыки сбережения и инвестиции. Овладение основами сбережения и инвестирования, включая понимание, зачем важны сбережения и как можно начать инвестировать в простых формах (например, сбережения в банке, открытие процентных счетов).;

  • 6. Критическое мышление относительно финансовых предложений. Уметь распознавать рекламные трюки и манипуляции в финансовых предложениях, формировать обоснованное мнение и выбирать наиболее выгодные и безопасные варианты.;

  • 7. Основы страхования. Знать, что такое страхование, как оно работает и какие виды страхования могут быть полезны для защиты финансовых интересов.

Содержание учебного предмета

Тема занятия

Кол-во часов

5 класс



Введение в курс «Финансовая грамотность»

4



1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1



2.

От чего зависит благосостояние семьи

1



3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1



4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение

1



Модуль 1. Доходы и расходы семьи

21



1.

Деньги: что это такое

1



2.

Доходы семьи

4



3.

Расходы семьи

4



4.

Семейный бюджет

3



5.

Учебные мини-проекты и игры по теме «Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет».

9



Модуль 2. Страхование

6



1.

Риски потери денег и имущества и как от этого защититься

1



2.

Страхование

3



3.

Страховые компании




4.

Учебные мини-проекты и игры по теме «Страховые компании»

2



Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют




1.

Налоги




2.

Социальные пособия




3.

Учебные мини-проекты и игры по теме «Налоги и

социальные пособия»




Модуль 4. Финансовые организации и собственный бизнес




1.

Банки, вклады и кредиты




2.

Бизнес




3.

Валюта




4.

Учебные мини-проекты и игры по теме «Финансовые

организации и собственный бизнес»




Повторение

3



Итоговый контроль

1




Итого

34




Календарно тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»

5 класс

Дата

Тема урока

Примечание

Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа)


1.

Почему важно развивать свою финансовую грамотность



2.

От чего зависит благосостояние семьи



3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей



4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение


Доходы и расходы семьи (21 часов)


5.

Деньги: что это такое



6.

Учебный мини проект по теме «Деньги»



7.

Защита мини проекта по теме «Деньги»



8.

Из чего складываются доходы семьи



9.

Учимся считать доход семьи



10.

Исследуем семейный доход



11.

Решение практических задач по теме «Доходы семьи»



12.

Учебный мини-проект по теме «Доходы семьи»



13.

Защита мини-проекта по теме «Доходы семьи»



14.

Как появляются расходы семьи



15.

Учимся считать семейные расходы



16.

Исследуем расходы семьи



17.

Решение практических задач по теме «Расходы семьи»



18.

Учебный мини-проект по теме «Расходы семьи»



19.

Защита мини-проекта по теме «Расходы семьи»



20.

Семейный бюджет



21.

Как сформировать семейный бюджет



22.

Решение практических задач по формированию семейного бюджета.



23.

Ролевая игра по составлению семейного бюджета «Семейный совет»



24.

Учебный мини-проект «Семейный бюджет»



25.

Защита мини-проекта «Семейный бюджет»


Модуль 2.

Страхование (6 часов)



26.

Почему возникают риски и потери денег и имущества и как от этого защититься



27.

Что такое страхование и для чего оно необходимо



28.

Что и как можно страховать



29.

Решение практических задач по теме «Страхование»



30.

Ролевая игра «Страхование»


Повторение (3 часа)



31.

Повторение по теме «Что такое финансовая грамотность и финансовое поведение людей»



32.

Повторение по теме «Доходы и расходы семьи»



33.

Повторение по теме «Страхование»



34.

Итоговый тест за курс 5 класса




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Финансовая грамотность

Автор: Уразов Мирхад Файзрахманович

Дата: 20.04.2025

Номер свидетельства: 668680

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока по «Финансовой грамотности» 5 класс Тема «Куда тратятся деньги?»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_finansovoi_gramotnosti_5_klass_tema_kuda_trat"
    ["file_id"] => string(6) "586557"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1631439420"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Комплексы практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности». ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ."
    ["seo_title"] => string(80) "kompleksy_praktiko_orientirovannykh_zadanii_po_moduliu_osnovy_finansovoi_gramotn"
    ["file_id"] => string(6) "632033"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684691562"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Финансовая грамотность: понятие, необходимость изучения и основы"."
    ["seo_title"] => string(65) "finansovaia_gramotnost_poniatie_neobkhodimost_izucheniia_i_osnovy"
    ["file_id"] => string(6) "644798"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706367106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Диагностика уровня финансовой грамотности: как оценить свои знания"
    ["seo_title"] => string(67) "diagnostika_urovnia_finansovoi_gramotnosti_kak_otsenit_svoi_znaniia"
    ["file_id"] => string(6) "644834"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1706439767"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Финансовая грамотность"
    ["seo_title"] => string(24) "finansovaia_gramotnost_3"
    ["file_id"] => string(6) "585850"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629986086"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства