Сегодня мы повторим еще одну формулу. (Слайд-1) - ДЕВИЗ.
- А вот девиз нашего урока
Хочу пожелать успехов на сегодняшний урок.
Любой урок вы с чего начинаете? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать деления с остатком, название компонентов действий;
2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия;
5) организовать выполнения пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (не успели; не смогли; выполнили, но не могут доказать);
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Актуализация знаний о деление с остатком.
Сегодня к вам обратился повар. Он испёк 84 блина. Гостей пригласили 39. Хватит ли гостям блинов и по сколько каждому достанется? Поможете ли вы ему? (Да)
(Слайд-2)повар.
Что у вас получилось? (По 2 блина и осталось еще 6)
Как вы узнали? Что использовали? (прикидку)
Назовите алгоритм выполнения… Сделать прикидку, найти приближённое число;
Приближённое число умножить на делитель.
Полученное произведение вычесть из делимого
Получается число в остатке.
Выполняем проверку.
(Слайд-3) АЛГОРИТМ.
Как выполнить проверку?
2. Актуализация знаний названия компонентов при делении с остатком.
Проверьте равенство и назовите делимое, делитель, частное и остаток.
Что вы сейчас повторили? (Деление с остатком, названия компонентов при делении с остатком.)
Какое следующее задание я вам предложу? (Задание с затруднением, задание, в котором будет, что-то новое.)
3. Пробное действие.
Учитель открывает на доске задание Д-7:
Прочитайте задание.
Что нового в этом задании? (Надо составить формулу деления с остатком, графическую модель.)
Какая тема урока? (Формула деления с остатком.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Что вы выполняли? Какая из формул на ваш взгляд лишняя?
Почему? Какие это формулы? (К геометрическим задачам, а первая – нет)
Чем можно воспользоваться при составлении формулы? (Можно проанализировать задания, которые раньше решали, обраться к учебнику.)
В чём у вас затруднение? В каком месте возникло затруднение? (Часть детей должны сказать, что не составили формулу, так как не знают как, другая часть – не могут обосновать, формула есть, а графической модели нет.)
Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как это сделать.)
Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, что выполнили задание правильно.)
Что будете дальше делать? (Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднения.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
Этап 4
1) уточнение цели проекта (составить формулу зависимости между делимым a, делителем b, частным c, и остатком rпри делении с остатком, построить графическую модель)
2) уточнить тему урока;
3) определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
4) построение плана достижение цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
(Слайд-4) с темой урока
Какая тема урока? (Формула деления с остатком.)
Сформулируйте цель урока? (Составить формулу деления с остатком и доказать, что она верна с помощью графической модели)
Как вы думаете, по какому пути пойти?
Составим (вспомним) формулу для деления с остатком.
ПОКАЗ формулы на доске.
Запишите формула? (a = b ∙ c + r.)
Молодцы, что можно сказать про делитель и остаток? (Остаток всегда меньше делителя.)
Как можно записать это на математическом языке? (rb.)
Ученик выходит к доске и записывает. После этого учитель формулу (эталон) на доску (Д-8).
a = b ∙ c + r, где r
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: составления формулы деления с остатком;
2) создать условия для построения графической модели формулы деления с остатком, зафиксировать в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Учащихся можно разбить на группы и предложить выполнить задание, на выполнение дать 2 минуты. После выполнения представитель из одной группы выступает, остальные дополняют.
на доске формула.
a = b ∙ c + r, где r
Сколько раз по b содержится в a и сколько останется? (В aсодержится b 2 раза, в 13 по 5 два раза.)
Тогда остальное? (Остаток.)
Сколько раз может содержать bв а? (с раз.)
Чтобы проверить правильно ли вы выполнили, что нужно сделать? (Обратиться к учебнику, к учителю.)
Посмотрите в учебник на странице93.
Что вы можете сказать о затруднении? (Мы справились с ним.)
№ 2 стр. 34 Ответы (Слайд-5) (Проверка)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новой формулы деления с остатком.
Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 3(1), стр. 34
Это задание направлено на закрепление алгоритма деления с остатком, фиксацию его в речи учащихся, усвоение формулы и формирование способности к её использованию для вычисления значений делимого.
a = b ∙ c + r, где rb
Учащиеся вслух произносят формулу, записывают её на доске.
(Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток, остаток меньше делителя.)
Слайд-6 ПРОВЕРКА
а) 947 : 312 = 3 (ост.11)
947 312 Проверка:
936 3 a = b ∙ c + r, где r
11 a = 312 ∙ 3 + 11= 936 +11= 947
б) 1367 : 225 = 6 (ост. 17)
Проверка: (см метод. д/з: стр. 53)
1367 225 a = b ∙ c + r, где r
1350 6 a = 225 х 6 + 17 = 1367
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение новой формулы;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
Какой следующий шаг необходимо сделать? (Надо проверит свои знания.)
Для самостоятельной работы предлагается № 3 (2) стр 34 отводиться 5 минут.
Проверьте себя и зафиксируйте результаты знаками «+» или «?».
Каждый получает эталон для самопроверки (Слайд 7).
Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
В чём причины допущенных ошибок? (…)
Исправьте неверные результаты.
Молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение в использовании формулы деления с остатком, если остаток равен нулю; числа, решение задач на определение начала, конца и продолжительности событий.
Известно общее правило: при делении круглых чисел (без остатка) в делимом и делителе можно отбросить одинаковое число нулей. При укрупнении делимого и делителя счётных единиц частное не изменяется. Дети должны заметить, что во втором примере в делимом и делителе отброшено по одному нулю, частное в обоих примерах одинаковое, а остатки разные.
2) При делении круглых чисел (с остатком) в делимом и делителе можно отбросить одинаковое число нулей, но в ответе приписать отброшенные нули к остатку.