Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету "Математика".
Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету "Математика".
В связи с тем, что занятия по внеурочной деятельности "Занимательная математика" введена в недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), количество часов на изучение математики сократилось до 4 часов в неделю. Следовательно изменилась содержание программы и календарно-тематическое планирование. С этой целью составлена данная программа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная общеобразовательная программа обучающихся с интеллектуальными нарушениями по предмету "Математика".»
Главное управление образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат».
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО директор школы-интерната
Протокол № 1 от 30.08. 2016 г. И.И. Демидов
Руководитель МО Г. Н. Егорова
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР
__________C.А. Александрова
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
3класс.
Рабочая программа составлена на основе
«Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII» вида под редакцией В. В. Воронковой.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 7ое издание Москва «Просвещение», 2010 год.
Составитель: ЕгороваГ.Н.
учитель начальных классов,
учитель высшей категории.
Г. Змеиногорск, 2016 год.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»; Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12.2002 г., № 919;
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учрежденийI – VIII видов», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
СаНПин (постановление от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СаНПин 2.4.2.3286-15»).
Главная образовательная задача обучения математике – добиться овладения учащимися системы доступных математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.
Математика в школе для детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) решает одну из специфических задач обучения – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В процессе формирования у умственно отсталых учащихся на наглядной и наглядно-действенной основе первых представлений о числе, величине, фигуре одновременно в ходе обучения математике решаются задачи развития наглядно-действенного, наглядно образного, а затем и абстрактного мышления этих детей.
На уроках математики развивается элементарное математическое мышление учащихся, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти и других психических функций.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, что требует от учеников больше осознанности своей деятельности, а это в свою очередь имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить начатое дело до конца.
На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезывание, наклеивание) корригируются недостатки моторики ребёнка.
Обучение математике способствует решению воспитательных задач. Материал арифметических задач расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине, краю, где они живут, к школе, где учатся.
Курс математики даёт ученикам такие знания и практические умения, которые помогают лучше распознать явления окружающей жизни, применять математические знания в повседневной жизни.
Первые уроки математики в 3 классе отводятся на повторение нумерации в пределах 20: закрепляются знание числового ряда, понимание десятичного состава двузначных чисел, умение сравнивать числа. После безукоризненного знания места единиц и десятков в числе учитель готовит учащихся к овладению решением примеров с переходом через десяток.
При решении примеров в 3 классе не только учитель, но и учащиеся используют в речи названия компонентов действий: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое, сумма.
Изучая тему «Умножение и деление», учащиеся должны усвоить следующие положения:
1. Применение умножения допустимо при одинаковых слагаемых.
2. Число, которое повторяется слагаемым, должно быть первым в записи умножения. Число, на которое умножаем, указывает количество слагаемых.
Особенно трудно учащимся с интеллектуальными отклонениями усвоить различные формулировки примеров на умножение. Можно сказать так: «По 2 взять 4 раза…», но говорят и так: «Дважды два – четыре…».Всё это различные варианты одного и того же задания: «Два умножить на четыре…». Учитель должен представить себе, с каким выражением он познакомит учеников на данном уроке, каким выражением он будет пользоваться сам, какой образец для повторения он даст детям. Постепенно из урока в урок учащиеся овладевают всеми формулировками.
Изучение таблицы умножения начинается с заучивания учениками счёта разными группами по 2, 3, 4, 5, и 6 предметов. Выведя таблицу умножения, учитель даёт учащимся возможность видеть её, пользоваться ею.
Таблица деления выводится постепенно из таблицы умножения. Здесь важно, чтобы учащиеся усвоили:
1) если выполняется деление на 2 равные части, то нужно предметы для деления брать по 2 и раскладывать их по 1;
2) сколько раз возьмём по 2, столько же раз в каждую кучку положим по 1 предмету. Сначала ученики наблюдают за действиями учителя, а на следующих уроках проделывают работу сами с различным дидактическим материалом на партах.
Изучение предыдущих тем являются подготовкой детей к изучению нумерации в пределах 100. Тему «Сотни» начинаем с изучения круглых десятков. После изучения круглых десятков учитель знакомит учащихся с получением любого двузначного числа (с заданным количеством десятков и единиц). Работа выполняется исключительно на счётном материале. После того, как учащиеся научатся составлять любое двузначное число, читать и записывать его, переходим к изучению числового ряда от 1 до 100. Далее учащиеся знакомятся с письменными вычислениями в пределах 100 без перехода через разряд. Учителю необходимо добиться, прежде всего, чёткости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения.
Воспитанию прочных вычислительных умений содействуют самостоятельные письменные работы учащихся. Разбор письменных работ является обязательным условием коррекционной школы.
На уроке должна обязательной стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающиеся выполнением письменных вычислений.
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.
Учебной программой предусмотрено развитие у учащихся умения считать устно. Некоторые дети с умственной отсталостью с большим трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим при занятиях устным счётом учитель применяет в работе таблицы, наглядные пособия, дидактический материал. Подбор соответствующих игр – одно из средств, позволяющих расширить виды упражнений по устному счёту.
Изучая тему «Единицы измерения и соотношения» учащиеся узнают о количественном соотношении метра и сантиметра, сантиметра и дециметра, рубля и копейки, часа и суток.
Значительная часть времени на уроках математики отводится решению задач. Школьники 3 класса решают задачи с большими числами, решают и новые. В течение длительного времени разъясняется учащимся смысл выражения «в … раз больше», «в … раз меньше».
В связи с введением 5-дневной рабочей недели согласно СаНПина (Постановление от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СаНПина 2.4.2.3286-15») и примерного недельного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 3 классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю. Один из уроков математики в неделю отводится на изучение совместно с математическим материалом элементов геометрического материала. Школьники изучают фигуры – круг, прямоугольник любого вида, треугольник. Но уже две последние фигуры рассматриваются как многоугольники, а прямоугольник как частный случай четырёхугольника. Изучаются свойства любого прямоугольника. Прямоугольник (квадрат) строится с помощью линейки и чертёжного треугольника по заданным размерам. На уроках школьники изучают разные виды линий, их взаимное расположение на плоскости. Впервые они встречаются с понятием «пересекающиеся линии», «точка пересечения», знакомятся с циркулем, учатся с его помощью чертить линию, которая называется окружностью.
Распределение часов по четвертям:
- 1 четверть – 34 часа,
- 2 четверть – 31 час,
- 3 четверть – 42 часа,
- 4 четверть - 32 часа.
Задачи третьего года обучения математике.
- Научить считать от 1 до 100 в прямом и обратном порядке;
- понимать смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- познакомить с таблицей умножения и деления чисел в пределах 20, с переместительным свойством умножения, показать связь таблиц умножения и деления;
- учить устанавливать правильный порядок в примерах в 2-3 арифметических действия;
- дать учащимся представления о единице измерения стоимости, длинны, массы,времени, соотношении изученных мер;
- познакомить учащихся с порядком месяцев в году и номерами месяцев от начала года;
- развитие наглядно-образного, наглядно действенного мышления;
- развитие речи;
- развитие познавательных способностей.
Воспитательные:
- Воспитание у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, усидчивости, трудолюбия;
- расширение кругозора учащихся;
- формирование у учащихся интереса к математике;
Формы работы на уроке:
1. Ведущей формой работы учителя на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода;
2. Каждый урок оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом;
3. Неотъемлемой частью каждого урока являются: устный счёт, решение арифметических примеров и задач, включение геометрического материала;
4. Использование предметно-практических действий учащихся;
5. Организация самостоятельных работ;
6. Создание на уроке игровых ситуаций, включение в урок драматизации известных детям сказок;
7. Наблюдение за деятельностью детей, изучение их работ и внесение в таблицы, дневники наблюдений записей, отражающих сведения о степени усвоения каждым учеником программного материала.
Средства обучения.
- Записи на доске;
- учебники;
- таблицы состава чисел;
- таблицы умножения и деления;
- дидактический и раздаточный материал;
- демонстрационные пособия;
- индивидуальные карточки;
- счётный материал;
- циферблаты.
Основные методы работы.
- Изложение знаний;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- наглядные методы;
- практические методы;
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично – поисковый;
- дидактические познавательно – развивающие игры;
- использование занимательных упражнений, создание игровых ситуаций;
- работа с учебником.
Формы, способы и средства проверки, оценки образовательных результатов.
- Осуществление повседневного, текущего контроля за состоянием знаний по математике.
- Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных контрольных работ.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-бальной системе.
Оценка «5» ставится ученику, если он даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, подтверждает их примерами, знает и умеет применять правила; умеет с минимальной помощью решать самостоятельно задачу; узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах;
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях;
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
г) с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы.
Оценка «3» ставится ученику, если он при незначительной помощи учителя даёт правильные ответы на вопросы, формулирует правила, может их применять, понимает и записывает после обсуждения решение задачи по руководством учителя, производит вычисления опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Для письменных работ оценка «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, «4» - допущены 2 - 3 негрубые ошибки, «3» - решены простые задачи, правильно выполнена большая часть других заданий, «2» - не решена задача, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству учащимся школы. Однако в каждом классе есть учащиеся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более лёгкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать арифметические задачи с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегчённые варианты примеров, задач, других заданий.
считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;
считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 100;
различать однозначные и двузначные, чётные и нечётные;
сравнивать числа в пределах 100;
увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз;
пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длина (метр), времени (час, минута, сутки, месяц, год), ёмкости (метр); соотносить изученные меры;
получать числа при измерении длины, массы, ёмкости, времени одной единицей и записывать их;
различать числа, полученные при счёте и измерении;
определять порядок месяцев в году;
определять время с точностью до получаса, до четверти часа, до 5 минут;
употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд, пользуясь приёмами устных вычислений;
называть арифметические действия умножения и деления (на равные части);
пользоваться таблицами умножения и деления чисел в пределах 20; использовать переместительное свойство умножения, связь действий умножения и деления, их взаимную обратность при выполнении действий;
решать примеры на порядок действий и со скобками;
решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение стоимости по цене и количеству и составные задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
находить точку пересечения линий;
называть, показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
чертить окружности разных радиусов;
называть, показывать многоугольник и его элементы;
чертить многоугольник по заданным точкам (вершинам);
измерять стороны многоугольника;
называть и показывать противоположные стороны прямоугольника (квадрата);
называть свойства сторон и углов прямоугольника (квадрата);
2-й уровень
называть, записывать круглые десятки, считать круглыми десятками в пределах 100 в прямой и обратной последовательности;
получать двузначные числа из десятков и единиц; называть, записывать их; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы (возможна помощь учителя);
считать в прямой и обратной последовательности единицами (с помощью учителя);
сравнивать числа в пределах 100;
пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр) и соотношением известных мер (возможна помощь учителя и использование таблицы соотношения единиц измерения величин);
определять время по часам с точностью до получаса;
пользоваться календарём для установления количества суток в месяце, месяцев в году;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через десяток;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд (с опорой на дидактический материал);
пользоваться таблицами умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5 в пределах 20 для решения примеров на соответствующие действия;
решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на вычисление стоимости по цене и количеству (с опорой на наглядность);
показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус, называть их (можно с помощью учителя);
чертить окружность заданного радиуса;
чертить многоугольник по точкам (вершинам); измерять стороны многоугольника
Учебно-методический комплекс, используемый для реализации рабочей программы.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 0 – 4 классы. 3-е издание, исправленное Москва «Просвещение» 2011 г. под редакцией И.М. Бгажноковой.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 1 – 4 классы. 7-е издание, исправленное Москва «Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.
3. В. В. Эк « Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы», Москва «Просвещение» 1990 г.
4. «Методика преподавания математики в коррекционной школе». Учебник для вузов. Москва.
Гуманитарный издательский центр Владос 2011 г.
5. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы. Под редакцией доктора психологических наук В. Г. Петровой. Москва, «Просвещение» 1982 г.
6. В. В. Эк «Математика» Учебник для 3 классаспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, 4-е издание, Москва «Просвещение», 2006 г.
Программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в общеобразовательных школах для умственно отсталых детей с нарушением интеллекта, учебному плану КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», рассчитанному на пятитидневную рабочую неделю и разработанному на основе Базисного учебного плана (реквизиты), Устава КГБОУ «Змеиногорская общеобразовательная школа-интернат», с учётом требований, установленных СаНПиН (постановление от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СаНПин 2.4.2.3286-15»).
Календарно – тематическое планирование
1 четверть, 4 часа в неделю, 34 часа.
№ п/п
ТЕМА.
Кол-во час
Дата
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
Повторение изученного материала во 2 классе.
Нумерация в пределах 20.
Сложение в пределах 20 без перехода через разряд.
Вычитание в пределах 20 без перехода через разряд.