Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие по математике "История возникновения и развития математики"»
Игра «Поле чудес»
Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена
Тема: история возникновения и развития математики
Цель:
Развивающая:
развивать интерес к изучению математики;
умение отстаивать свою точку зрения, умение объективно оценивать свои силы и возможности;
развивать умение мыслить логически и принимать правильное решение;
развивать речевую культуру; развивать творческий потенциал, находчивость и смекалку.
Воспитательная:
повышать уровень математической культуры; стимулировать интеллектуальный рост учащихся; воспитывать способность к толерантному общению;
воспитывать коллективизм, дух соревнования; показать, что математика – посильная, интересная, обогащающая ум человека наука.
Организаторы: учитель математики Севрюкова Н.В.
Участники: учащиеся 7 класса
Сроки проведения: 60 мин.
Оборудование: мультимедийный проектор,презентация, жетоны с номерами (от 1 до 6)
Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.
Французский писатель ХIХ века Анатоль Франс однажды заметил: "Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом". Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Сегодня на уроке перед вами стоит задача – показать, что вы знаете из истории возникновения и развития математики. Какие события, выдающиеся труды ученых и просто интересные факты из истории математики вам известны.
Сегодня у нас здесь не просто урок, а «Поле чудес». Так что ж, друзья, не будем ждать, Давайте участников выбирать. Кто даст нам правильный ответ, В игру получит вмиг билет.
Правила игры:
Участникам, входящим в «тройки» игроков, предоставляется право по очереди либо угадать букву, либо назвать зашифрованное слово целиком. Причем, участник, назвавший зашифрованное слово неверно, выбывает из игры. Игра продолжается до того момента, когда кто-либо из участников не отгадает зашифрованное слово целиком, или откроет его по буквам.
Ход игры
Выбор участников игры.
На экране изображены два уравнения:
5,2 – (4,8х – 7,1) = 15,1
16,2+(7,7y – 16,2) – 0,7y = 42
Первые девять учеников, правильно решившие уравнение, приглашаются для участия в игре «Поле чудес».
Из 9 участников определяется первая «тройка».
Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:
«Таня купила в магазине яйца и положила их в небольшую корзиночку. По дороге домой она сообразила, что число яиц делится и на 2, и на 3, и на 5, и на 10, и на 15.Сколько яиц купила Таня».
Витя Верхоглядкин поднял руку самый первый. Когда его спросили, он с гордым видом ответил:
- Эта задача не имеет решения. Чтобы найти число яиц, надо перемножить числа 2, 3, 5, 10, 15. Получится - 4500 яиц. Разве может в одной корзинке поместиться столько яиц?
А вы, ребята, согласны с его решением? Кто скажет, в чем Витя ошибся?
Правильный ответ: 30
Витя Верхоглядкин в школу идет 2/5 ч., а из школы 4/10 ч. Как это объяснить?
Правильный ответ: 2/5 = 4/10
Витя Верхоглядкин записывал два числа, находил для каждого из них обратное. Потом умножал все четыре числа. И, странное дело, в произведении всегда получалось число 1. Почему?
Правильный ответ: Потому что перемножаются две пары взаимно обратных чисел
Первый тур
Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 г. немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем?
(Арифмометр)
На экране зашифровано слово «Арифмометр»
А
Р
И
Ф
М
О
М
Е
Т
Р
Вторая «тройка» определяется жеребьевкой: Оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны, т.е., кому выпали жетоны с цифрами 1, 2, 3 включаются во вторую «тройку».
Второй тур
В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?
(Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне)
На экране зашифровано слово «Вавилон»
В
А
В
И
Л
О
Н
Третью «тройку» составляют последние 3 ученика из 9.
Сейчас у нас два участника финала,
Но и этого мало...
Мы не будем томиться ожиданием,
Слушайте третье задание.
Третий тур
Что означает слово «градус»?
(Ступень)
На экране зашифровано слово «Ступень»
С
Т
У
П
Е
Н
Ь
Игра со зрителями
Назовите страну-родину арабских цифр, с помощью которых ведется современная запись чисел.
(Индия)
На экране зашифровано слово «Индия»
И
Н
Д
И
Я
Финальная игра
Играют победители в «тройках».
Задание
Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки называли геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»?
(Землемерие; гео – земля, метрио - измеряю)
На экране зашифровано слово «Землемерие»
З
Е
М
Л
Е
М
Е
Р
И
Е
Суперигра
Участнику разрешается открыть любые 4 буквы
Задание
Первая русская женщина математик?
(С.В. Ковалевская (1850 – 1891гг.) – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук)
На экране зашифровано слово «Ковалевская»
К
О
В
А
Л
Е
В
С
К
А
Я
Награждение победителей основной игры и игры со зрителями
Болельщики (3 человека), набравшие наибольшее количество очков, получают оценку «5». Все участники игровых троек получают оценку «5». Под аплодисменты всего класса финалисту игры вручаются золотая медаль и почетная грамота: «Победитель игры «Поле чудес».