Внеклассное мероприятие по математике "Турнир смекалистых" для любителей математики
Внеклассное мероприятие по математике "Турнир смекалистых" для любителей математики
Данная разработка мероприятия предназначена для учителей математики 10 классов и студентов 1 курса. Она поможет развивать интерес к математике, формировать умение использовать знания в нестандартной ситуации, развивать любознательность, сообразительность и наблюдательность при решении занимательных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовила : преподаватель математики ГавриленкоЛ.И.
Москва
2017 год
Математический турнир для студентов 1 курса.
Девиз турнира «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!».
Цели мероприятия:
-способствовать развитию познавательного интереса, сообразительности, находчивости, интуиции, внимания; умения быстро думать и принимать правильное решение;
- формировать интерес к математике;
-развивать логическое мышление, математическую смекалку, культуру общения;
-воспитывать умение работать в группе, стремление к лидерству, чувства сопереживания.
Ход мероприятия.
Группа делится на две команды. Каждая команда выбирает капитана,
Игра проводится в пять туров, после каждого тура - пауза, во время которой жюри подводит итоги прошедшего тура.
В каждом туре задание предлагается одновременно всем командам, оно выполняется письменно и передается в жюри. За каждое правильное решение выставляется определенное количество баллов, за неполное решение баллы снимаются.
В конце игры жюри подводит итоги.
Вступительное слово преподавателя:
Друзья! Мы рады приветствовать вас! Вам выпала большая честь принять участие в математическом турнире.
Этот турнир посвящается замечательной науке – математике
Математика – наука, Без неё нам не прожить. Когда не можешь – это мука! Когда не хочешь – это скука! Спешите все! Мы всех научим Мозгами быстро шевелить!
Наш турнир будет состоять из нескольких туров:
1 Тур. Шифровальщики.
2 Тур.Сосчитай фигуры.
3 Тур. Анаграммы
4 Тур. Составь слово.
5 Тур. Ребусы
6 Тур. Таблицы.
7 тур. Отгадай загадки.
8 Тур. Сказки.
9 Тур. Разрезания
10 Тур.Система счисления.
11 Тур. Конкурс художников.
12 Тур. Расставь цифры.
13 Тур. Пропущенные цифры.
14 Тур. Математический словарь.
15 Тур. Кроссворд.
16 Тур. Переливание.
17 Тур. Поговорки.
Подведение итогов математического турнира.
Математический турнир
1 Тур. Шифровальщики.
На листках записаны примеры, но в них потерялись арифметические знаки. Вам нужно расставить знаки так, чтобы получились верные равенства. За каждый верный ответ-1 балл
7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7=7
7 7 7 7 7 7 7=8
7 7 7 7 7 7 7=10
7 7 7 7 7 7 7=49
ОТВЕТ:
(7+7+7+7+7+7):7=6
(7*7-7*7+7*7):7=7
777:777+7=8
7:7+7:7+7:7+7=10
7+7+7+7+7+7+7=49
2 Тур.Сосчитай фигуры.
Сколько на рисунке треугольников, параллелограммов, ромбов, трапеций, прямоугольников. За каждый верный ответ-1 балл
3 Тур. Анаграммы
1)Решить анаграммы и исключить лишнее слово. За каждый верный ответ-1 балл
РЕНИУАНВЕ
ОЕКНРЬ
ТПЬСЕНЕ
ЛТСУ
Ответы:
Уравнение
Корень
Степень
Стул–лишнее слово
2) Решить анаграммы и исключить лишнее слово:
ВРАКДАТ
ИЕТПАРЯЦ
БОМР
РУЛИТЕНЬКО
Ответы:
Квадрат
Трапеция
Ромб
Треугольник - лишнее слово
4 Тур. Составь слово.
Кто больше составит слов из букв, образующих слово. За каждый верный ответ-1 балл.
1) параллелограмм
2) перпендикуляр
5 Тур. Ребусы
Ответы: 1. Точка 2. Вектор 3. Вершина.
6 Тур.Таблицы.
Сравнить две таблицы и прочитать в каждом случае загадку, на которую дать правильный ответ
9
20
5
12
15
7
ь
н
с
й,
о
а
23
8
21
16
10
1
о
л
я
с
н
к
4
22
13
19
3
24
ь
н
х
ь
н
й
14
11
2
17
18
6
в
0
0
т
л
т
Ответ: конь стальной, хвост льняной
20
14
5
10
7
и
л
ь
в
о
6
23
18
21
19
н
в
о
н
д
22
9
1
12
4
х
д
ш
г
т
3
13
15
25
17
с
о
о
ст
ы,
16
24
11
2
8
в
о
е
е
г,
Ответ: шесть ног, две головы, один хвост
7 тур. Отгадай загадки
Семь братьев: годами равные, именами разные.
Пять чуланов, одна дверь.
Один говорит, два глядят, два слушают.
У двух матерей по пяти сыновей, все на одно имя.
Два брюшка, четыре ушка.
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.
Ответы
Дни недели.
Перчатка.
Рот, глаза, уши.
Пальцы.
Подушка.
Глаза.
8 Тур. Сказки.
1. Попрыгунья стрекоза как вы знаете, любила петь, спать, танцевать. А вот готовилась ли она к зиме, вы сейчас ответите решив задачу: На сон уходило ½ суток (12 ч), танцевала 1/3 (8 ч), пела 1/6 (4 ч). Итого: 12 часов
Было ли у нее время для подготовки к зиме?
2. Поп и работник Балда
С хозяйством Попа справляется 10 работников. Каждый работник съедает в день по караваю хлеба и другие продукты. Поп принял на работу Балду.
Живет Балда в поповом доме
Спит себе на соломе
Ест за четверых
Работает за семерых.
Поп лишних работников прогнал. Сколько каравая хлеба экономил Поп ежедневно?
10-7=3
3. В одной сказке хозяин нанимал работника и предложил ему следующее испытание:
- вот тебе бочка, наполни ее водой ровно на половину, не больше, не меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или еще каким-нибудь предметом для измерения не пользуйся. Работник справился с заданием. Как он это сделал? (Наполнил бочку и выливал воду до появления кромки дна)
4. Львенок решил покататься на большой черепахе, но сначала ему нужно его догнать. Какое расстояние пробежит черепаха прежде, чем он сможет покататься, если его скорость в 10 раз больше скорости черепахи, а черепаха находится в 180 метрах от львенка? (20 метров)
5. Старик, имевший 3 сыновей, распорядился, чтобы они после его смерти поделили ему стадо верблюдов так, что бы старший взял половину всех верблюдов, средний треть, а младший взял 9 часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалась, что 17 не делится не на 2, не на 3, не на 9. В недоумении как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил все по завещанию. Как он это сделал. (17+1=18, ½*18=9, 1/3*18=6, 1/9*18=2)
9 Тур. Разрезания
1.Разделите фигуру, изображенную на рисунке, на четыре равные части так, чтобы линия разрезов шла по сторонам квадратов. Придумайте два способа решения.
2.Разрежьте фигуры, изображенные на рисунке, на две равные части по линиям сетки так, чтобы в каждой из частей был кружок.
3.Разрежьте фигуры, изображенные на рисунке, на две равные части по линиям сетки так, чтобы в каждой из частей был кружок.
10 Тур.Система счисления.
В старину на Руси широко применяли систему счисления, отдаленно напоминающую римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей.
Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
– 1000 рублей,
– 100 рублей,
– 10 рублей,
– 1 рубль,
– 10 копеек,
– 1 копейка.
Задание.
Какую сумму денег вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы следующую квитанцию:
(1324р 07к)
Квитанция об уплате подати за движение по дороге.
Сумма:
(2234р 36к)
Квитанция об уплате подати за пользование солью.
Сумма:
(1412р 53 к)
Квитанция об уплате подати за пользование мельницей.
Сумма:
«Квитанция об уплате подати за движение по дороге.
Сумма:
11 Тур. Конкурс художников.
Выдается листок с координатной плоскостью и с координатами точек. Построив точки и соединив их последовательно нужно получить рисунок.
Написать математические термины на заданные буквы. Время на выполнение задания − 2 мин. Можно предложить буквы С, К, П. За каждое слово – 1 балл.
15 Тур. Кроссворд.
(Контрольное время – 5 минут; 0,5 балла за правильно угаданное слово)
Вопросы
По горизонтали:
1. Результат умножения длины прямоугольника на его ширину. (площадь)
3. Вид линии. (прямая)
5. У угла – две, у треугольника – три, у четырёхугольника – четыре. (сторона)
7. Сколько музыкантов в квартете? (четыре)
10. Старинная русская мера длины. (верста)
11. Компонент умножения. (множитель)
13. Инструмент для измерения величины угла. (транспортир)
14. Есть у уравнения и растения. (корень)
16. Инструмент, с помощью которого чертят окружность. (циркуль)
По вертикали:
2. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)
4. Математический знак. (плюс)
6. Результат вычитания. (разность)
8. Сумма длин всех сторон многоугольника. (периметр)
9. То, на что делят. (делитель)
12. Объём килограмма воды. (литр)
15. Число разрядов в классе. (три)
16 Тур. Переливание.
1)В вашем распоряжении имеются четыре кружки объемом 200 г, 400 г, 600 г, 800 г. Кружка, вмещающая 400 г, наполнена молоком, остальные кружки – пустые. Пользуясь только этими кружками, разлейте молоко так, чтобы в каждой оказалось по 100 г.
2)Имеется только два ведра, в которые входит 5 л и 9 л воды. Нужно с их помощью отмерить 3 л воды.
17 Тур. Поговорки.
В следующих поговорках встречаются числа, которые вы должны вставить. Когда вставите эти числа и затем сложите их, то в сумме должно получиться 28.