11
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
«Средняя школа № 6 им.И.Н.Ульянова»
Внеклассное мероприятие по математике в 8 классах
«МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КАЛАМБУР»
Учитель математики: Макарова Т. В.
2015
Цель мероприятия:
развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе математики.
Задачи мероприятия:
Развивать умение творчески применять знания, полученные на уроках математики.
Развивать: быстроту логического мышления, память.
Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу.
Метод проведения: внеклассное мероприятие - игра.
Оборудование: мультимедийный проектор; ПК; раздаточный материал.
Ход мероприятия
Тумакина: С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, чтоб не нуждались в знанье.
Какой ты не возьми язык и век –
Всегда стремился к знанью человек…
Акчурин: Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята! Сегодня мы собрались в этом классе, чтобы отвлечься от будничных проблем и хотя бы на час попасть в волшебную страну «Математики».
Евтеева:
Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики,
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Акчурин: А сейчас нам прочтет стихотворение Милованова Лидия.
Милованова
Если долго, долго, долго,
Если долго и упорно,
Ежедневно и задорно
Математику учить,
Сколько ты всего узнаешь,
Тайн, загадок разгадаешь,
Образованнее станешь,
Только, только не ленись.
А-а, правила учи ты,
А-а, формулы зубри ты,
А-а, не ленись, всё повторяй,
А-а, ничего не забывай.
Ну, конечно, ну, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой трусливый,
Ничего не хочешь знать,
Не решить тебе задачи,
Не решить тебе примера,
Станет для тебя проблемой]
Математику учить.
И, наверно, верно, верно,
Заниматься очень трудно,
И мучительно, и нудно.
Только ты не отступай.
Ты иди своей дорогой
До конца с наукой в ногу,
Будет всё тебе понятно,
Интересно, так и знай.
Тумакина: Математика серьезна, математика трудна,
Но если чуть-чуть постараться, то можно и в ней играть и шутить, улыбаться и даже смеяться.
Евтеева: Любите математику,
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!
Акчурин : Математика – наука,
Без неё нам не прожить.
Когда не можешь – это мука!
Когда не хочешь – это скука!
Спешите все!
Мы всех научим
Мозгами быстро шевелить!
Тумакина: Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может полюбить математику,
Посвящается наш математический каламбур!
Евтеева: Сегодня вы увидите соревнование знатоков математики, послушаете стихи и песни о математике, получите возможность самим проявить свою сообразительность и творческие способности, в общем, с пользой проведете время.
Тумакина: Представляем наших участников - сборные команды 8 А и 8 Б классов, а также болельщики команд, учителя.
Акчурин: Оценивать конкурсы будет достопочтенное жюри: Мурзаева Ольга Сергеевна, Солодова Мария, Бобылева Екатерина, и Счетная комиссия: Енилова Елизавета, Тырцакова Виктория.
Евтеева: Чтобы наши конкурсы прошли хорошо и красиво, празднично и без перегрева головного мозга, участникам предлагается небольшая разминка:
Тумакина: Каждой команде будет предложено по 10 вопросов (серьезных, на смекалку или шутливых.)За каждый правильный ответ команда может заработать по 1 баллу.
Акчрин : Если ответ будет не совсем правильный, но остроумный, то его тоже можно оценить в 1 балл. На обдумывание каждого ответа не более 10 секунд. Вопросы мы будем задавать поочередно каждой команде. Если у команды, которой задается вопрос, нет ответа, а у команды соперника есть, то ей может быть представлено право ответа.
Заикина.
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Цымбал.
Назовите наибольшее двухзначное число? (99)
Заикина.
Сколько секунд в часе? (3600)
Цымбал.
Делится ли 282 на 3? (да)
Заикина.
Все знают, что 22=4, 32=9, а чему равен угол в квадрате? (900)
Цымбал.
Что отличает один поезд от другого, с точки зрения математики? (номер)
Заикина.
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (дроби)
Цымбал
Что есть у каждого слова, растения и может быть у уравнения? (корень)
Заикина.
Какими двумя нотами измеряется морской путь? (ми ля)
Цымбал .
Какие две ноты при присоединении обозначают только часть чего-либо? (до ля)
Заикина.
Почти такая же большая, как Останкинская телебашня, но не весит ни грамма? (тень)
Цымбал.
Что нужно брать с героев, а так же с честных и порядочных людей? (пример)
Заикина.
Как заканчивается эта известная пословица «Ясно как…» (дважды два)
Цымбал.
Как заканчивается пословица «Всякому мила своя …» (сторона)
Заикина.
Что можно производить с дробью, а иногда проводят с персоналом предприятия? (сокращение)
Цымбал.
Какая дробь находится между каникулами? (1/4, т. е. четверть)
Заикина.
Какими бывают современные фотоаппараты? (цифровыми)
Цымбал.
Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты)
Заикина.
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
Цымбал.
В какие цифры люди одеваются? (костюмы тройки и двойки)
Тумакина. Всякая наука, в том числе и математика, не может существовать без истории!
Итак, первый конкурс «Исторический калейдоскоп». 1 балл за каждый верный ответ. Команды отвечают по очереди. Если команда допустила ошибку, то у соперников есть шанс заработать дополнительный балл. Слово предоставляется команде…
Мельникова.
Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя ….. (Архимед).
Абдурахманова.
На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.
Был чемпионом Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя ….. (Пифагор)
Мельникова.
Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих «Началах».
Было их 13 книг,
Написал их все …. (Евклид)
Абдурахманова.
Очень слабым он родился,
Но науке все ж сгодился.
Открыл не кто иной,
А он притяжения закон.
Интеграл дал миру он,
Физик ….. (Ньютон)
Мельникова.
Математики начала
По обоям изучала
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука.
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин,
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем ……. (Ковалевскую).
Абдурахманова.
Этот французский математик, положил начало алгебре как науке о преобразовании выражений, о решении уравнений в общем виде. Он автор формул, дающих зависимость между корнями и коэффициентами алгебраического уравнения. Установил формулу о корнях приведенного квадратного уравнения. Его имя…
(Франсуа Виет)
Мельникова. В какой стране родился великий математик древности, Архимед?
(Варианты ответов: Египет, Древняя Греция, Древний Рим)
Абдурахманова. Кто из математиков, родившись в Швейцарии, всю свою жизнь и талант отдал служению России? (Варианты ответов: Франсуа Виет; Эйлер; Готфрид Лейбниц)
Мельникова. В каком древнегреческом городе занимался научной деятельностью Евклид? (Варианты ответов: Эфес; Александрия; Афины)
Абдурахманова. Какой знаменитый человек, своеобразный «титан» эпохи Возрождения, фантастически разносторонняя и талантливая личность, ввел в математику знаки « + »и«-» ?
(Варианты ответов: Леонардо да Винчи; Дюрер; Микеланджело)
Мельникова. Какой русский писатель любил сочинять задачи для маленьких детей?
(Н. Гоголь; Л. Толстой; М. Лермонтов)
Л. Толстой, он создал школу для неграмотных детей, написал азбуку и был учителем в сельской школе.
Абдурахманова Кому принадлежит открытие этой формулы:
где с - гипотенуза прямоугольного треугольника, а, в - катеты прямоугольного треугольника?
(Архимед; Евклид; Пифагор)
Тумакина. Ах, математика! Сколько людей она покорила и очаровала своей таинственностью и красотой! Не случайно же создатель первого русского самолета Николай Жуковский сказал о ней: «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»
Акчурин. А сейчас небольшая поэтическая минутка. Слово – Алимову Рамилю!
Стихотворение о математике (Алимов Рамиль)
Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы, если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Сможешь по морю ты плавать,
Сможешь в космосе летать.
Дом построить людям сможешь:
Будет он сто лет стоять.
Не ленись, трудись, старайся,
Познавая соль наук
Все доказывать пытайся,
Но не покладая рук.
Акчурин. Спасибо!
Евтеева. Послушайте, может мы зря весь этот конкурс затеяли про математику, может она вовсе и не пригодится нашим ребятам в жизни, а мы их здесь в зале усадили, гостей позвали…Станут в будущем великими фокусниками в цирке, и чихали они на эту математику!
Акчурин. Вот как раз, здесь, ты и не права. Между прочим, говорят, что еще давным-давно была объявлена крупная денежная премия тому, кто назовет хотя бы одну профессию, где бы не использовалась математика.
Евтеева. Ну и как, кто же получил премию?
Акчурин. Да никто. Она до сих пор так и осталась невостребованной. Не нашлось такой профессии.
Евтеева. А мы продолжаем нашу викторину. Следующий конкурс « Допиши, как можешь…» Вам нужно заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа. Правильный ответ оценивается 1 баллом. На эту работу вам отводится 3 минуты.
Шанин. Уважаемые Болельщики! Поддержите свои команды и пополните их копилку очками! Сейчас мы проведем конкурс с вами, который будет состоять в следующем: каждый из вас сейчас должен вспомнить математические термины, которые начинаются на букву “т”. По очереди вы будете называть эти термины. Болельщик какой команды произнесет последний термин на данную букву, той команде засчитывается 3 очка. Итак, начали. Слово болельщикам 1-й команды.
Шанин. Уважаемые команды, ваше время на выполнение этого задания закончилось. Сдайте, пожалуйста, свои работы.
Шанин. А сейчас, мы предлагаем вам проверить, правильно ли вы выполнили это задание. Внимание на экран.
Шанин: Вам были предложены последовательности чисел, которые нужно было продолжить, дописав по два следующих числа.
4,5,8,9,12,13…(16,17…)
3,7,11,15,19,23, …(27,31,…)
1,2,4,8,16,32, … (64,128,…)
9,12,15,18,21, …(24,27,…)
972 ,875, 788, 710, 639 ...(576, 519)
Евтеева.
По секрету вам скажу,
Что с иксом всегда дружу.
Выбегая из тетрадки,
Задает он мне загадки.
Акчурин. К чему ты это, Ксюша?
Евтеева. Да так, к слову. Просто следующий конкурс «Анаграммы в стихах».
Акчурин. Ксюша, а что такое анаграмма?
Евтеева. Это, Андрей, такой литературный прием, когда в слове переставляются буквы местами и получается новое слово. Вот, нашим ребятам, и нужно угадать, какое слово зашифровано. А для этого они должны попробовать переставить буквы и получить новое слово.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На выполнение этого задания вам отводится 3 минуты.
Акчурин. А пока наши участники будут решать анаграммы, мы дадим возможность болельщикам тоже блеснуть своей сообразительностью и найди число, спрятанное в пословице. Внимание на экран.
Слеткова. Давайте проверим, что у вас получилось? Кто ответит, например, что такое ИКС + Р? (риск)
Слеткова.
Думала весь день вчера,
Что такое ИКС + РА? (искра)
Маланин.
Подсказал мне старший брат,
Что такое ИКС + РАТ? (старик)
Маланин.
Догадался я без брата,
Что такое ИКС + РАТА? (актриса)
Слеткова
Не решила вся квартира,
Что такое ИКС + ИРА? (ириска)
Маланин
Долго мучил я соседа,
Что такое ИКС + РЕДА? (редиска)
Слеткова
ИКС + Н + РА + ТА,
То с бензином, то пуста? (канистра)
Маланин
ИКС + ТА + НА + РА
Кто решил, тому «Ура!» (санитарка)
Цымбал. Ксюша, а знаешь, о чем я думаю? Среднее арифметическое - гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем, например, оценки, которые получили сегодня по математике. Ты получила «5», а я «1». Складываем, делим пополам, по тройке получили оба. Видишь как здорово. И отец меня не накажет. Да здравствует среднее арифметическое!
Евтеева. Но ты даже не спросил, устраивает ли это меня?
Цымбал. Подожди, не перебивай, это ещё не все. Ты пришла в школу за 15 минут до урока, а я на 15 минут опоздал. Складываем, делим пополам-среднее арифметическое!.
Евтеева. Ты же гений! (в сторону) Ну я тебя проучу. Слушай, ты хотел купить кроссовки на физкультуру? Давай деньги, я сбегаю в магазин в знак признательности за твою гениальность, а ты пока порешай задачки со своим арифметическим.
Цымбал. Вот здорово! Хоть Татьяна Викторовна не будет меня завтра ругать.
И следующий наш конкурс тоже шуточный
Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь ответить на вопросы шуточного конкурса «Среднеарифметическое».
Евтеева, Цымбал. Назовите «среднеарифметическое»:
– женщины и рыбы (русалка);
– мужчины и коня (кентавр);
– носка и чулка (гольф);
– кола и пятерки (тройка);
– портфеля и рюкзака (ранец);
– апельсина и лимона (грейпфрут);
– пианино и баяна (аккордеон);
– ежа и змеи (колючая проволока);
– велосипеда и мотоцикла (мопед);
– туфельки и сапога (ботинок);
– холодильника и вентилятора (кондиционер);
Акчурин. Ну что ж, друзья, продолжим мы программу
Евтеева.
Итак, в стихах сейчас начнем рассказ
В стихах шутливых с прибауткой
Но не забудьте, что под шуткой
Упрек скрывается подчас.
Кому упрек, судите сами.
Акчурин. А сейчас нам прочтет стихотворение “На уроке” Алимов Рамиль
Сижу на уроке, гляжу в потолок.
Когда прозвенит долгожданный звонок?
Мне некогда было уроки учить,
Параграф сто первый опять повторить.
Сначала мы с братом играли вдвоём,
Потом долго слушал “Шута с королём”,
Потом минут сорок смотрел сериал,
Потом я с Илюшей в футбол поиграл.
А бедный учебник на полке лежал.
Лишь в девять часов я домой прибежал.
Хотел я параграф тогда прочитать,
Но поздно: уже захотелось мне спать.
И вот на уроке за партой сижу,
К задаче решения не нахожу,
И, видимо, двойку опять получу
Зато, что я алгебру плохо учу.
Расстроится мать, заругает отец,
Компьютерным играм настанет конец…
Зачем же вчера я так долго гулял?
Уж лучше б сто первый параграф читал:
Пора отношение к учёбе менять!
И алгебру надо, друзья, уважать!
Тумакина: А чтобы наши ребята не скучали, мы предлагаем вам придумать четверостишье со следующими словами Жизнь, задача, ответ, интернет. Время пошло.
Акчурин. И последний, заключительный конкурс «Угадай слово».
(Борисов, Гурьянов)
Гурьянов: Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл. Команда, которая может дать ответ, поднимает руку. Готовы? Начали.
За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы).
В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество).
Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ)
Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь)
С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль. (Процент).
Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок).
Тумакина: А сейчас снова небольшая поэтическая пауза. Слово предоставляется Турусбековой Арине!
Мальчик жаловался, горько плача:
– В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
– Не печалься! – мама отвечала,–
Отдохни и все начни сначала!–
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется, –
Все равно решать ее придется.
Если скажет он, что силы нету,
Но ведь жизнь потребует ответы..
Времени она оставит очень мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.
Акчурин: Спасибо.
Евтеева. Вот и закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И в сегодня отличился.
Акчурин. Слово жюри.
Тумакина. Спасибо, уважаемое жюри за вашу работу.
Акчурин. Мы поздравляем команду победителя. Они сегодня доказали, что они творческие люди, любящие математику.
Тумакина. А всем остальным ребятам, мы тоже говорим спасибо за вашу работу. И еще раз хочется сказать
Евтеева: Любите математику, она глава наукам.
Для жизни очень всем нужна.
Ты должен знать ее, познай ученья муки,
И будет знанием твоим она покорена.
Когда достигнешь ты наук высоты,
Познаешь цену знаниям своим,
Поймешь, что математики красоты,
Для жизни будут кладом не плохим.
Акчурин. Давайте закончим наше мероприятие песней о математике и споет нам её Милованова Лидия
(Милованова)
Нам без математики нельзя,
Математика для нас важна –
Делает нас сильными и мудрыми она.
Снова всех сплотила нас она,
В этом зале вместе собрала.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
Припев:
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Рады всех приветствовать мы
И пропеть друзьям.
Припев:
Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким –
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.