Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Её величество дробь"»
Внеклассное мероприятие по математике
«Ее величество Дробь»
(6 класс)
Цели и задачи:
Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по теме “Дроби”; закрепить навыки действий с дробями.
Развивающие: развитие умственных и творческих способностей; расширение кругозора; развитие интереса к предмету; развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Воспитательные: воспитывать внимательность, умение работать в команде, аккуратность, трудолюбие.
Класс делится на две команды по 10 человек. 1 команда – “Обыкновенные дроби”, 2 команда – “Десятичные дроби”. На груди у учащихся таблички с изображением обыкновенных и десятичных дробей.
Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну дроби.
План путешествия
(Слайд 2)
Исторический район. Музей истории дробей. Пещера древних рисунков.
Город “Обыкновенные дроби”.
Город “Десятичные дроби”.
Пролив правил.
Поле математических чудес.
Театральная поляна.
Ведущая. Здравствуйте! Я – Запятая. И вовсе я не сбежала из учебника по русскому языку. Вы ведь и сами знаете, что в математике я тоже нужна. Люблю на досуге встать где-нибудь среди цифр целого и превращаю его в десятичную дробь. В стране дроби, куда я вас сегодня и приглашаю, я буду вашим экскурсоводом. Страна дроби – древняя страна. Много занятных историй на ее веку. Начнем наше путешествие с посещения Музея истории дробей.
Музей истории дробей (слайд 3)
Ученик 1. С незапамятных времен при дележе добычи охотники имели дело с долями целого. Трудно было обходиться без дробей и при измерении различных величин.
Древние египтяне использовали лишь единичные (основные) дроби, то есть дроби, числители которых равны 1. Все вычисления с дробными числами производились с помощью этих единичных дробей, что было очень сложно. Поэтому их могли выполнять лишь специально обученные люди
Современная форма записи обыкновенных дробей стала применяться лишь в 18 веке. Первым дробную черту стал применять арабский ученый ал-Халар.
Ученик 2. Долгое время действия с дробными числами считались по праву очень сложными. Недаром у немцев сохранилось выражение “ попасть в дробь”, что означает “ попасть в тупик, в трудное положение”. Даже еще в 18 веке овладение действиями с дробными числами, которые иногда назывались ломаными числами, считалось очень трудным делом. Поэтому математики искали другие формы записи дробных чисел, которые позволяли бы упростить действия с ними. Такой формой оказалась десятичная запись дробных чисел.
Ученик 3. Описал правила действий над десятичными дробями среднеазиатский математик и астроном Гиясэддин ал-Каши в своей книге “Ключ к арифметике”. Только через 150 лет фламандский инженер и математик Симон Стевин открыл заново десятичные дроби и описал правила действий над ними. Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий математик И.Кеплер.
Ведущая. Дальше на нашем пути “Пещера Древних рисунков” (слайд 4). Давайте посмотрим как изображались обыкновенные и десятичные дроби в древности. Из истории дробей. (слайды 5, 6)
Ведущая. Ребята! Вы познакомились с историей обыкновенных и десятичных дробей, а теперь нам пора продолжить наше путешествие.
В стране “Дроби” есть два главных города. В одном из них живут обыкновенные дроби, а в другом десятичные. Давайте послушаем о чем они говорят.
Город “Обыкновенные дроби” (слайд 7)
1 дробь.
Древний выдумал мыслитель Знаменатель и числитель, Чем и вызвал интерес К своей особе.
2 дробь.
Чтобы выглядеть отменно, Чтобы мыслить современно, Изучайте непременно Чудо - дроби.
3 дробь.
Три четвертых, семь сороковых, Кто не знает нас как токовых?! Пять девятых или пять шестых – Нас изящных, сложных и простых!
4 дробь.
Мы быть не желаем в едином ряду С однообразными и апатичными, С этими, как их там? - С десятичными.
5 дробь. Не дроби, а чушь, сумасшедший бред!
1 дробь.
А вот и они. Учить их времени трата пустая. Числителя нет, Знаменателя нет. И всюду какая то запятая
Город “Десятичные дроби” (слайд 8)
1 дробь.
Мы отчего десятичными стали?
Мы просто решили определиться, Чтоб легче множиться и делиться.
2 дробь.
Ведь мы абсолютно без напряжения Идем меж собой на любое сближение. Сложение, скажем, или деление Мы делаем просто на удивление.
3 дробь.
Не нужен нам знаменатель общий. Тупой и огромный, он нами не понят. С нами удобнее, легче, проще.
4 дробь.
Мы не кривляки, мы не калеки. Просто удобней в компьютерном веке Дробям на табло появляться в строчку. Понятно?
Обыкновенная дробь. Понятно!
Обыкновенные дроби. 1. Знают даже маленькие дети: 2. Без дробей нельзя на белом свете, 3. Без изящных, умных, современных-
Вместе: Десятичных и обыкновенных
Десятичные дроби.
1. В космосе и в маленьком микробе 2. Разобраться вам помогут дроби. 3. Верьте нам, простым и откровенным-
Вместе: Десятичным и обыкновенным.
Ведущая. Читает стихотворение “О Дробях”
Дроби всякие нужны, Дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача.
А теперь через “Пролив правил”, мы отправимся на “Поле математических чудес” (слайд 9).
Конкурс “Знаток правил”
Вопросы команде “Десятичные дроби”:
Какая дробь называется правильной?
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
Как сложить десятичные дроби?
Сформулировать правило умножения обыкновенных дробей?
Сформулировать правило деления на десятичную дробь?
Как округлить десятичную дробь до какого-либо разряда?
Сформулировать основное свойство дроби?
Как найти дробь от числа?
Вопросы команде “Обыкновенные дроби”:
Какая дробь называется неправильной?
Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
Как умножить десятичную дробь на десятичную дробь?
Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей?
Правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями?
Что такое процент?
Что называется сокращением дробей?
Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель, взаимно простые числа?
Ведущая. Ответив на вопросы, мы попадаем на “Поле математических чудес” (слайд 10), где нам предстоит расшифровать известные высказывания.(слайды 11, 12, 13),
На доске висят 2 таблицы: “Обыкновенные дроби” и “Десятичные дроби”. По количеству букв в высказывании подобраны примеры. Под буквами записаны ответы, которые им соответствуют. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые ответы. Каждому ученику дается карточка с заданием. Ученик, выполнивший задание записывает на доске под номером карточки букву, соответствующую своему ответу. Ученики стараются быстрее решать, чтобы получить следующую карточку.
Замечание: Каждая команда получает карточки на действия с десятичными и обыкновенными дробями. Ответы заносятся в соответствующую таблицу.
См. Приложение 1 и Приложение 2
Ведущая. Ребята! Вы хорошо справились с заданием. А теперь неплохо бы и отдохнуть…
Театральная поляна (слайд 14)
Выступление учащихся, заранее подготовивших стихи и инсценированные сценки о дробях.
Ученик 1.
Основное свойство частного
И делимое, и делитель На одно число разделите,
Тогда можете вы надеяться, Ваше частное не изменится. Коль делимое и делитель На одно число вдруг умножатся, Не волнуйтесь, и в этом случае Ваше частное не потревожится.
Ученик 2.
“Задачи и дроби”
Дробь от числа хотим найти. Не надо нам тревожить. Нам надо данное число На эту дробь умножить. Коль число по части вдруг Отыскать решите, То на данную вам дробь Часть ту разделите.
Кто главнее?
Поспорили один раз 1/2 и 0,5 кто из них главнее в математике. 0,5 говорит: “ Я главнее тебя!”, а 1/2 говорит: “Нет, я главнее!”. Спорили они долго и пошли наконец к царице Математике во дворец, чтобы она решила, кто из них главнее.
Пришли и говорят: “Царица Математика, мы поспорили, кто из нас главнее и не смогли решить, помогите нам”. Она им ответила: “Я вам помогу, но мне на помощь должен прийти координатный луч”. Координатный луч позвали, и царица сказала: “А теперь 1/2 и 0,5, встаньте на нем на свои места”. И обе они стали на одно место. “ Вот видите, значит, вы равные, идите и живите мирно”, – сказала царица Математика.
И больше 1/2 с 0,5 не спорили, кто из них главнее.
Простая дробь
У Числителя и Знаменателя – вечные дрязги. Никак не поймешь, кто из них прав. Числитель толкует одно, а Знаменатель перетолковывает по-своему.
Числитель говорит:
- У меня положение выше, почему же я меньше знаменателя?
А Знаменатель свое:
- Я-то числом побольше, с какой же стати мне ниже числителя стоять?
Целое число, которому надоело это брюзжание, сказало им напрямик:
- Сказочники несчастные, чего вы не поделили? В то время, когда у нас столько примеров и задач.
- Тебе, Целому, хорошо, - проворчал Знаменатель.
- Знаменательно! – воскликнул Числитель. – Знаменательно, что именно Целое число делает нам замечание!
- А кто мешает вам стать целым числом? Сложитесь с какой-нибудь дробью.
- Ладно, обойдемся без ваших задач и примеров!- сказал Числитель.
А знаменатель добавил:
- Проваливай, пока цело!
Целое число махнуло на них рукой и приступило к очередным задачам
Числитель нагнулся и постучал в черточку:
- Послушайте, может нам и впрямь с другой дробью сложиться?
- Э, шалишь, брат,- возразил Знаменатель, хватит с меня и одного Числителя.
- Если уж на то пошло, обиделся Числитель,- мне тоже одного Знаменателя предостаточно!
Еще подумали.
Потом знаменатель стал на цыпочки , постучал в черточку:
- Слышишь, ты! А если нам так стать Целым Числом, без другой дроби?
- Можно попробовать. Числитель умножится на 2, и Знаменатель на столько же.
Умножались, умножались, совсем изнемогли, а толку никакого. Та же дробь, ни больше ни меньше прежней.