Внеклассное мероприятие по математике "Самый смышлёный"
Внеклассное мероприятие по математике "Самый смышлёный"
Внеклассное мероприятие«Самый смышлёный» я проводила с целью привития интереса к предмету математики, показа осуществления практического применения математики, развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей, а также воспитания трудолюбия и усидчивости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Самый смышлёный" »
Управление образования города Астаны
Политехнический колледж
Разработка внеклассного занятия по дисциплине «Математика»
«Самый смышлёный»
Разработала преподаватель математики
Ахметова А.К.
Астана – 2014
Разработка внеклассного занятия
Тема: «Самый смышлёный»
Цель: привитие интереса к предмету математики.
Задачи:
образовательная: осуществление практического применения математики;
развивающая: развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;
воспитательная: воспитание трудолюбия и усидчивости.
Форма:конкурс.
Используемые ТСО и оборудование: интерактивная доска, атрибуты к конкурсам: карточки с заданиями, коробочки, шкатулка с пожеланиями.
Структурно-логическая схема и хронологическая карта
Вступительное слово ведущего - 2 мин
Конкурсы
«Стихи о математике» - конкурс болельщиков – 6 мин
«Знакомство» - конкурс болельщиков – 2мин
«Кто быстрее» - 8 мин
«Третий лишний» - 8 мин
«Все на практику» - 8 мин
«Бег на месте» - 8 мин
«Вспомнить всё» - 8 мин
Подведение итогов (жюри) – 5 мин
Рефлексия – 5 мин
«Доводы, до которых
человек додумался сам,
убеждают его больше, чем те,
которые пришли в голову другим» Луи Паскаль
Ход занятия
Вступительное слово ведущего
Группа поделена на 3 микрогруппы, по количеству потенциальных “Смышлёных”, чтобы быть группой поддержки, представить каждого участника.
Конкурсы
Конкурс №1 – конкурс для болельщиков
«Стихи о математике» - от каждой микрогруппы стих, жюри оценивает максимальная оценка - 5 баллов.
Конкурс №2 – для болельщиков
«Знакомство» - одногруппники представляют участников, увлечения, любимый предмет и т.д., жюри оценивает, максимальная оценка – 5 баллов.
Конкурс №3 «Кто быстрее»
Каждому участнику по очереди задается вопрос, если он не знает ответа, то помогает команда, если не знает команда, то отвечает другой участник. За каждый правильный ответ 1 балл.
1) отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус); 2) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана); 3) два созвездия, по форме напоминающие ковш (Большая и Малая Медведицы); 4) аппарат для подводного плавания (акваланг); 5) утверждение, требующее доказательства (теорема); 6) график квадратичной функции (парабола); 7) угол, смежный с углом треугольника при данной вершине (внешний угол); 8) прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат); 9) мера веса драгоценных камней (карат); 10) угол, меньший прямого (острый); 11) отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда); 12) утверждение, не требующее доказательства (аксиома); 13) множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки (окружность); 14) сумма длин всех сторон многоугольника (периметр); 15) ромб, у которого все углы прямые (квадрат); 16) зажим для присоединения, закрепления проводов (клемма); 17) самая большая хорда в круге (диаметр); 18) простейшее геометрическое понятие (точка); 19) часть прямой, ограниченная с одной стороны точкой (полупрямая); 20) количество лет в веке (сто); 21 график линейной функции (прямая); 22) прибор для построения окружности (циркуль); 23) сколько нулей в записи числа «миллион» (шесть); 24) угол, больший прямого (тупой); 25) отрезок, соединяющий несоседние вершины многоугольника (диагональ); 26) самая большая сторона в прямоугольном треугольнике (гипотенуза); 27) устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания (стартер); 28) наименьшее простое число (два); 29) треугольник, у которого две стороны равны (равнобедренный); 30) в чем отличие окружности от круга (круг имеет площадь).
Конкурс №4 «Третий лишний»
Перед участниками названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий нет. Участники должны выбрать, какой объект не обладает свойством, которое присуще двум другим.
(За каждый правильный ответ 1 балл)
Уравнение, корень, число
Луч, прямая, полупрямая
Угол, прямая, отрезок
Катет, точка, гипотенуза
Конус, ромб, квадрат
Медиана, высота, ширина
Степень, уравнение, скорость
Хорда, диаметр, диагональ
Время, вес, год
Гектар, метр, сотка
Треугольник, трапеция, параллелограмм
Транспортир, линейка, угол.
Конкурс №5 «Все на практику!»
На экране задания, для выполнения каждого задания даётся время Максимальная оценка за каждое задание – 5 баллов
1 задание
На столе стоят в ряд 3 пустых стакана и 3 стакана с водой. Нужно сделать так, чтобы пустой и полный стаканы чередовались. (В руки можно брать только один стакан).
Ответ: взять второй стакан и перелить воду в предпоследний пустой стакан. Второй поставить на место.
2 задание
Говорят, что Тортила отдала золотой ключик Буратино не так просто, как рассказал А. Н. Толстой, а совсем иначе. Она вынесла 3 коробочки: красную, синюю и зеленую. На красной коробочке было написано: «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зеленая коробочка пуста», а на зеленой – «Здесь сидит змея».
Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой змея, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он – твой». Где же лежит золотой ключик?
Ответ: золотой ключик в зеленой коробочке. Из надписи на синей коробочке следует, что в зеленой коробочке что-то находится. Это не змея, т. к. надпись на зеленой коробочке не верна. Остается принять, что там лежит золотой ключик.
3 задание
Некий владыка, желая испытать двух мудрецов, сказал им: «Перед вами 3 колпака: один красный и два белых. Вам наденут по колпаку. Мне интересно знать, кто из вас первым догадается, какого цвета на нем колпак».
После этого мудрецов увели в темную комнату и там надели на их головы по колпаку. Затем мудрецов привели обратно. Долго они смотрели друг на друга. Наконец, один из них воскликнул: «На мне белый колпак!»
Как рассуждал этот мудрец?
Ответ: мудрец рассуждал так: «Если бы на мне был красный колпак, то другой мудрец, увидя его, немедленно догадался бы, что на нем белый колпак (два остальных белые) и сразу бы сообщил об этом. Но он молчит. Значит на мне белый колпак».
Конкурс №6 «Бег на месте»
Участники выбирают карточку с номером своего задания. За верный ответ начисляется 1 балл.
1. Исключите лишнюю фигурку:
1)Фигура 5
2) Фигура 2
3) Фигура 7
4) Фигура 3
2. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных:
1) Фигура 4
2) Фигура 6
3) Фигура 1
4) Фигура 3
3. Вставьте недостающее число:
1) Число 3
2) Число 5
3) Число 4
4) Число 7
Конкурс №7 «Вспомнить всё»
В этом конкурсе надо вспомнить какой-то исторический момент связи математики с другими науками.
Каждый участник выбирает себе номинацию.
Максимальная оценка – 5 баллов
Номинация “Алгебра”
Вопрос: что общего в словах “полином”, “полифония”, “полиглот”?
Зачеркните лишние слова, оставив только одно слово, которое имеет
алгебраический смысл.
Ответ: в словах “полином”, “полифония”, “полиглот” общим является сочетание “поли” – много; например, “полифония” – многоголосье и т.д. Оставить нужно слово “полином”, которое в алгебре обозначает сумму одночленов, т.е. многочлен.
Номинация “Основы философии”
Вопрос: кому принадлежат эти строки: “Я знаю, что я ничего не знаю”.
Ответ: сократ – древнегреческий философ (470 лет до н.э.).
Номинация “Основы информатики”
Вопрос: что может быть общего между банкой кофе, инструкцией по эксплуатации стиральной машины и таблетками?
Ответ:
Общее то, что на каждом из предложенных предметов есть описание, как заварить кофе, как пользоваться стиральной машиной и как принимать таблетки, т.е. указан алгоритм - набор правил, предписаний.
Номинация “Иностранный язык”
Вопрос: произведение среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось “Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала”. Переводчик перевел все слова, слово “аль джебр” просто записал латинскими буквами. У него получилось …?
Так какое слово получилось у переводчика?
Ответ: у переводчика получилось слово “алгебра”.
В ХII веке первый трактат по алгебре перевели с арабского на латынь.
Номинация “Начальная школа”
Вопрос: с помощью пальцев рук покажите таблицу умножения на девять.
Ответ: положите обе руки рядом на стол, по порядку занумеруйте пальцы обеих рук следующим образом. Первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, а затем 3, 4, … до десятого пальца, который означает 10.
Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять.
Тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения.
Подведение итогов и награждение – слово жюри (слайд 26)