kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Брейн- ринг», посвященное жизнедеятельности Л. Эйлера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Брейн- ринг», посвященно жизнедеятельности великого, можно сказать, русского ученого Л. Эйлера.

Цели конкурса: познакомить обучающихся с биографией и вкладом в науку Леонарда Эйлера, патриотическое воспитание, воспитание культуры общения. 

В работе много исторического материала. Рекомендую провдение данного конкурса в рамках проведения "Недели  математики".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Брейн- ринг», посвященное жизнедеятельности Л. Эйлера »



Внеклассное мероприятие «Брейн- ринг», посвященное жизнедеятельности

Л. Эйлера



Цели мероприятия: познакомить обучающихся с биографией и вкладом в науку Леонарда Эйлера, патриотическое воспитание, воспитывать культуру общения.

Оборудование: портрет Л. Эйлера, два стола с сигнальными кнопками, конверты с вопросами, проектор, экран.

Оформление класса: на доске – портрет Эйлера, записан эпиграф «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем! Французская пословица», закрытые задания ко всем турам.

 Ход мероприятия:

Эпиграф: Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем! (Французская пословица)

Приветствуем всех на игре «Брейн-ринг».

Высокой поэзии дадим вначале слово. У поэта Владимира Михановского в стихотворении "Мечта" есть такие строки:

 

Это ложь, что в науке поэзии нет.

В отраженьях великого мира

Сотни красок со звуков уловит поэт

И повторит волшебная лира.

За чертогами формул, забыв о весне,

В мире чисел бродя, как лунатик,

Вдруг гармонию выводов дарит струне,

К звучной скрипке, прильнув, математик.

Настоящий учёный, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть.

Кто сказал, что в науке поэзии нет?

Нужно только понять и увидеть.

Как отмечает Галилей, «природа говорит языком математики». Именно на языке математики природа рассказала человечеству о законе тяготения, о законах движения физических тел и о многих других своих «тайных знаках». А язык математики, зародившись в далекой древности, совершенствуется и от века к веку обогащается трудами и новыми открытиями великих математиков.

Об одном из выдающихся великих математиков, Леонарде Эйлере, мы поговорим на игре «Брейн-ринг». 

Правила игры всем известны, но я все же напомню вкратце:

Ведущий задает вопрос, ответ на который команды должны дать через минуту. Отвечает та команда, которая раньше другой нажмет на сигнальную кнопку. Если команда дает неверный ответ, то право ответа переходит к команде соперников.

 

Первый вопрос.

Как Вы думаете, почему наша игра будет посвящена именно этому ученому? В этом году исполняется 300 лет со дня его рождения. А что мы знаем о нем?! 
Думаю, что очень мало. Это совсем несправедливо к нему, так как его вклад в мировую науку не просто огромен, а колоссален.

Леонард Эйлер родился 15 апреля 1707 года в семье пастора в швейцарском городе.


Внимание: задание первого тура. Назовите город, в котором родился Леонард Эйлер.

Ответ: Базель 

Второй вопрос.

Начальное обучение Эйлер прошел под руководством отца, который прочил сыну духовную карьеру. Математикой занимался с сыном как бы между прочим, в качестве развлечения и для развития логического мышления.

В 13 лет Леонард поступил на факультет искусств Базельского университета, где занятия по математике и астрономии вел прославленный ученый Иоганн Бернулли. Бернулли очень скоро заметил необычайные способности юноши. О своем учителе Эйлер позже скажет: «Хотя в частных уроках он мне отказал наотрез ввиду своей занятости, он дал мне, однако, весьма благотворный совет, состоящий в том, чтобы я сам принялся за некоторые трудные математические книги и штудировал их со всем усердием, а если я встречу какое-нибудь препятствие или затруднение, он позволил мне свободно приходить к нему каждую субботу пополудни и любезно разъяснял мне все трудности».

Уже в 16 лет Леонард получил степень магистра искусств. Научная степень дала Эйлеру право на преподавательскую деятельность, но на родине, в Швейцарии, работы ему не нашлось. Понимая, что в Швейцарии научная карьера бесперспективна, Леонард, уступая настояния отца, на всякий случай изучал богословие.

Эйлеру было 17 лет, когда по указу Петра I в Петербурге открылась Академия наук, оказавшая впоследствии решающее влияние на развитие науки в нашей стране. Отечественных ученых тогда не было совсем. Пришлось привлекать иностранных. В числе первых были приглашены Даниил и Николай Бернулли.

В 19-летнем возрасте Эйлер опубликовал первую свою научную работу и принял участие в объявленном Парижской академией наук конкурсе о наилучшем расположении мачт на корабле. По рекомендации братьев Бернулли двадцатилетний Леонард получил приглашение в Петербургскую академию наук.

В Петербург Эйлер прибыл в день смерти Екатерины I. Сразу же молодому ученому поручается преподавательская работа со студентами. Большинство научных сотрудников Академии наук не слишком добросовестно относились к своим обязанностям, но Эйлер не пренебрегает никакими поручениями: делает доклады на академических конференциях, читает публичные лекции, он активный член многих комиссий и автор содержательного проекта системы обучения в гимназиях. Обладая превосходной памятью, молодой ученый за несколько месяцев хорошо изучил русский язык.

За короткое время Эйлер написал «Руководство к арифметике для употребления в гимназии Императорской академии наук» (в двух томах) – второе в России солидное пособие после известного учебника Магницкого.

Исполняя эти многочисленные обязанности, Эйлер находил время и для своего главного дела – для математических исследований: ни один том ежегодника академии не выходил без его работ. Благодаря своей феноменальной умственной работоспособности и природной одаренности Эйлер в первые же годы петербургской жизни сложился как великий ученый.

В 1733 году в возрасте 26 лет академик Эйлер женится на дочери академического живописца, которая тоже была родом из Швейцарии и ей тоже было 26 лет.

Назовите имя жены Эйлера:

Ответ: Екатерина Гзель

Третий  вопрос.

Размеренная семейная жизнь, маленькие радости были необходимы Эйлеру для спокойной работы. Никакие научные занятия не могли послужить поводом для пренебрежения семейными обязанностями. Но и горестные события не обошли стороной Эйлера и его семью. Так, из тринадцати его детей выжили только пятеро – три сына, которые в будущем стали физиком, артиллеристом, врачом и две дочери.

Через два года после женитьбы Эйлер потерял зрение на правый глаз, когда выполнял в три дня правительственное задание, на которое другие академики требовали несколько месяцев. Работа действительно была трудной, требовавшей огромного количества кропотливых вычислений. Но выполнить задание в срок было для ученого вызовом уму и чести, чести ученого. Работа была окончена в срок. Но оставила после себя страшный, чудовищный след – глаз, который не выдержал сверхчеловеческого напряжения и угас.

Вместе с Екатериной Гзель Эйлер прожил 33 года. После ее смерти ученый женился второй раз – на ее сводной сестре. Еще беда – сгорели дом и большая часть имущества. Но никакие невзгоды не могли заставить Эйлера прервать активную творческую деятельность.

Эйлер был всесторонне образованным ученым: знал греческий, латинский, немецкий, французский, русский и другие языки; кроме математики, физики, астрономии имел глубокие знания в области географии, химии, ботаники, анатомии, медицины и других областях науки и техники. Он очень любил музыку, классиков древней литературы, знал наизусть «Энеиду» Виргилия. Эйлер был веселый, скромный и отзывчивый человек, оказывал помощь выходцам из народа и всем обращавшимся к нему молодым ученым. Он отличался редкой трудоспособностью и был не только гениальным математиком, но и замечательным физиком, инженером, астрономом, географом и выдающимся вычислителем. Творчество Эйлера отличалось глубиной мысли, разнообразием научных интересов и большой продуктивностью.

Много лет Эйлер работал над составлением географических карт России. В 1739 году опубликовал работу по теории музыки, а в 1740 году получил вместе с Даниилом Бернулли и английским математиком Маклорином премию Парижской академии наук т за труд в области теории морских приливов и отливов.

В конце 1740 года власть в России перешла в руки Анны Леопольдовны. В столице сложилась тревожная обстановка. Бирон – фаворит царицы Анны Иоанновны создал в академии атмосферу невыносимую. Как ни далек был Эйлер от дворцовых интриг и светских пересудов, но даже он не мог вытерпеть самоуправства и грубостей курляндского герцога – фаворита. «Дела стали идти плохо», - вспоминал потом Эйлер. Очень не хотелось уезжать, да и трудно было сдвигать с места налаженное хозяйство большой семьи.

В это время прусский король Фридрих II задумал возродить Общество наук в Берлине. Через своего посла в Петербурге король пригласил Эйлера переехать в Берлин, и ученый подает заявление об отставке. Уезжая из Петербурга, ученый обещал сохранить контакты с академией, «а пришедший в лучшее здоровье, из немецкой земли опять в Россию возвратиться».

- Отчего вы не хотите говорить со мною? – спросила в Берлине Эйлера мать короля Фридриха II.

- Государыня, я прибыл из страны, где за слово вешают, – ответил он.

Но русская академия наук продолжала считать его своим членом. За опубликованные сочинения ему посылали в Берлин деньги, поддерживая материально нуждавшегося ученого. Узнав, что во время Семилетней войны пострадало его поместье, фельдмаршал Петр Салтыков оплатил все издержки, а императрица Екатерина II прибавила к ним 4 тысячи рублей. Сам он очень тосковал по Петербургу.

Берлинский период деятельности Эйлера длился 25 лет. Работал он, как и всегда, очень плодотворно, добрую половину своих монографий отсылал для печатания в изданиях Петербургской академии.

Именно в России в 1749 году была опубликована его книга, заложившая основы современной теории гидравлических реактивных турбин. 

На табло закрыто название этой книги.

Ответ: Морская наука 



Конкурс капитанов

В Берлине Эйлер не встретил должного почета со стороны прусского короля. Мысль о возвращении в Россию становилась все более настойчивой. К тому же взошедшая на престол Екатерина II неоднократно приглашала его работать в Петербурге. Позже Екатерина горделиво скажет: «Я уверена, что моя академия возродится из пепла от такого важного приобретения, и заранее поздравляю себя с тем, что возвратила России великого человека». Тщеславный, заносчивый король Пруссии не стал препятствовать отъезду Эйлера. Во время переезда потонул багаж с личными вещами, книгами и бесценными рукописями.

В 66 лет Эйлер почти ослеп также и на левый глаз, а к слепоте стала присоединяться и глухота. Но и это не сломило его. В этот период один из друзей писал: «Хотя он не может узнать никого в лицо, читать черное на белом и писать пером на бумаге, однако пишет на черном столе свои математические вычисления мелом очень ясно… Потом они вписываются в большую книгу одним или другим из его адъюнктов…»

За последние полтора десятка лет Эйлер продиктовал более 400 статей и 10 больших книг. Общее научное наследие Эйлера составляет около 900 работ. Полное собрание трудов, 72 тома, охватывает все его работы по математике, астрономии, физике и другим наукам.

Эйлер является основателем науки, название которой закрыто на табло.

Ответ: Топология

Топология – раздел математики, в котором изучаются наиболее общие свойства пространств, а именно те, которые сохраняются при любых непрерывных преобразованиях.

 

Финальный вопрос.

Продолжим разговор о жизни и деятельности Эйлера.

18 сентября 1783 года после обеда в кругу семьи Эйлер во время беседы внезапно почувствовал себя плохо и потерял сознание. Через несколько часов он скончался от кровоизлияния в мозг в возрасте 75 лет.

Сообщив о смерти Эйлера Парижской академии наук, известный французский математик Кондорсе сказал: «Эйлер прекратил вычислять и жить…» Окончилась жизнь одного из величайших математиков всех времен, «сделавшего свое бессмертное имя известным всей Европе» (из записи в протоколе академии наук от 11 сентября 1783 года).

Дыхание прочь отлетело,

Печатью замкнулись уста,

А мысль, что покинула тело,

В хорошие книги влита.

Похоронили Эйлера на Смоленском кладбище в Петербурге. Надпись на памятнике гласила: «Здесь покоятся бренные останки мудрого, справедливого, знаменитого Леонарда Эйлера».

Через 50 лет оказалось, что могила утеряна, и лишь случайно «обнаружили камень, погрузившийся от собственной тяжести в землю и поросший дерном». В академии почувствовали себя неловко и установили новый памятник с краткой надписью «Леонарду Эйлеру – Петербургская академия».

В 1957 году останки Эйлера были перенесены в Александро-Невскую Лавру, где и сегодня можно увидеть его могилу.

Хочу отметить я одно

Из примечательных явлений:

Когда от нас уходит гений,

Оставив памяти зерно,

С собой бессмертье он берет

И формул пестрый хоровод.

О деятельности Эйлера выдающийся французский ученый Араго сказал так: он «вычислял так, как человек дышит»

Задание на финал. На доске частично закрыто название одной из книг Леонарда Эйлера, написанной в 1768-1769 годах.

Ответ: универсальная арифметика

Рассказ о жизни и деятельности я хочу закончить словами профессора А. П. Юшкевича, крупнейшего специалиста по истории математики: «Благодаря деятельности Эйлера в России в 18 веке был достигнут значительный прогресс в деле подготовки кадров ученых – математиков и педагогов, в создании учебной литературы. Этот прогресс явился предпосылкой того быстрого взлета исследований по математике в нашей стране, который начался в первой     половине 19 столетия, когда выступили со своими замечательными открытиями Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев. Последний явился основателем петербургской математической школы, продолжившей и развившей научные традиции Эйлера». 

Список использованной литературы:

1.        Глейзер Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с.

2.        Голованов Я. К. Этюды об ученых. Изд 2-е, доп. М.: Молодая гвардия, 1976. – 416 с., ил.

3.        Кордемский Б. А.  Великие жизни в математике.: Кн. для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.: ил.

4.        Макиша А. М., Орлов В. Б. Толковый математический словарь. Основные термины. – М.: Русский язык, 1989. – 244 с., 186 ил.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие «Брейн- ринг», посвященное жизнедеятельности Л. Эйлера

Автор: Хугаева Марина Ильинична

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства