Внеклассное мероприятие по математике "Брейн-ринг"
Оборудование: волчок, конверты с вопросами, две настольные лампы.
Проведение. Играют две команды по 6 человек. Каждая команда выбирает капитана. Именно капитан определяет игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос, то есть выбирает версию ответа.
Номер вопроса определяет волчок. На обдумывание ответа 1 минута. Отвечает первой та команда, у которой первой загорится настольная лампа. Если команда дает неверный ответ, отвечает вторая команда. Если обе команды затрудняются ответить или дают неверный ответ, то в следующем туре будет разыгрываться +1 очко. Игра идет до 6 очков.
Вопросы и ответы:
1. Эта старинная задача встречается в сочинениях VIII века.
Некий человек должен переправить в лодке через реку волка, коза и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, а в присутствии человека «никто никого не ел». Человек все-таки переправил свой груз через реку.
Как он это сделал?
(Волк не ест капусту, значит, начинать переправу надо с козы, так как волка и капусту можно оставить на берегу без человека. Переправив козу на другой берег, человек возвращается, берет в лодку капусту и также перевозит ее на другой берег, где ее оставляет, но зато берет в лодку козу и везет ее обратно – на первый берег. Здесь он козу оставляет и перевозит волка. Капусту он оставляет с волком, а сам возвращается за козой, перевозит ее, и переправа закончена успешно.)
2. В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну.
3. В вершинах треугольника я поместил числа 1, 2, 3. Вам нужно разместить числа
4, 5, 6, 7, 8, 9 по сторонам треугольника так, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны была равна 17.
4.«Пазлы» Из отдельных частей соберите единое целое – портрет известного ученого – математика.
5. БЛИЦ 2 вопроса по 1 минуте обсуждения.
1 вопрос. Пользуясь только сложением, запишите число 28 при помощи пяти двоек. (22 + 2 + 2 + 2)
2 Вопрос. При помощи восьми восьмерок запишите число 1000, пользуясь только сложением (888 +88+8+8+8)
6. БЛИЦ 2 вопроса по 1 минуте обсуждения.
1 вопрос. При помощи пяти единиц составьте число 100, используя любые арифметические действия. (100 = 111 -11)
2 вопрос. При помощи любых арифметических действий запишите число 100 с помощью пяти пятерок. (5*5*5-5*5, или (5+5+5+5)*5 )
7. «Задача Гаусса». Известно, что когда 9-летнему Гауссу учитель предложил найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, то Гаусс справился с этим заданием так быстро, что даже удивил своего учителя. Найдите и Вы сумму чисел от 1 до 100
(1+100, 2+99, 3+98 и т.д. Сумма каждой такой пары равна 101 и повторяется она 50 раз. Значит, сумма равна 101*50=5050)
8. Задача – шутка. Каждая спичка имеет в длину 4,5 см. Как из 13 спичек выложить метр?
9. БЛИЦ 2 вопроса по 1 минуте обсуждения.
1) вопрос Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, через 72 часа, т.е. 3 суток, вновь будет 12 часов ночи)
2) вопрос. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого бруска занимает ровно 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 м? (За 4 минуты)
10. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Сколько ног было на мельнице? (две; у кошек не ноги, а лапы)
11. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3, одна за другой)
12. Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Как это могло случиться? (Это были дедушка, его сын и внук)
13. В шестиэтажном доме все этажи одинаковой высоты. Во сколько раз путь на шестой этаж длиннее, чем на третий этаж? (Чтобы подняться на третий этаж, нужно миновать два пролета между этажами. А чтобы подняться на шестой этаж – пять площадок. Поэтому путь на шестой этаж в 2,5 раза длиннее, чем на третий этаж)
14. БЛИЦ 3 вопроса по 30 с обсуждения.
1 вопрос. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (угол)
2 вопрос. Какие геометрические фигуры есть у нас во рту? (углы рта)
3 вопрос. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
Литература.
1. Агеева И. Д. Математические забавы, или Вездесущая Математика / Последний звонок №5 2005 г
2. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. – М. ООО «Оникс», 2005
3. Писаревская Т. В. Эрудит-шоу / Последний звонок № 11 2008