Внеклассная работа по математике "Виват, Математика!"
Внеклассная работа по математике "Виват, Математика!"
Игра «Виват, Математика!»
Наш юный друг!
Сегодня, придя в наш школьный зал,
Хотим лишь одного мы-
чтоб знанья показал:
про формулу Герона,
сегодня не забудь,
Бином Ньютона вспомни,
Чтоб знаньями блеснуть!
Пусть в памяти воскреснет великий Архимед,
Сраженный за творенья.
Пусть вспомниться Виет.
Знаком с Рене Декартом,
так значит ты герой –
в системе координатной-
ты как и он – король!
Ты знаешь Лобачевского?
Огромнейший талант-
Коперник в геометрии,
Он – гений, он - титан!
А Софья Ковалевская, а Нобель, Диофант
- всем нашим скромным гениям
Талант могучий дан.
Открытия их вечны – они живут в веках,
Они воспеты в песнях, и в прозе, и в стихах.
“Наука математика – царица всех наук”-
Сказал великий Гаусс, запомни это, друг!
Не станешь Пифагором ты,
- послушай, не грусти –
Но знаньями своими сегодня ты блесни!
Представление жюри и команд.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по математике "Виват, Математика!" »
Игра «Виват, Математика!»
Наш юный друг!
Сегодня, придя в наш школьный зал,
Хотим лишь одного мы-
чтоб знанья показал:
про формулу Герона,
сегодня не забудь,
Бином Ньютона вспомни,
Чтоб знаньями блеснуть!
Пусть в памяти воскреснет великий Архимед,
Сраженный за творенья.
Пусть вспомниться Виет.
Знаком с Рене Декартом,
так значит ты герой –
в системе координатной-
ты как и он – король!
Ты знаешь Лобачевского?
Огромнейший талант-
Коперник в геометрии,
Он – гений, он - титан!
А Софья Ковалевская, а Нобель, Диофант
- всем нашим скромным гениям
Талант могучий дан.
Открытия их вечны – они живут в веках,
Они воспеты в песнях, и в прозе, и в стихах.
“Наука математика – царица всех наук”-
Сказал великий Гаусс, запомни это, друг!
Не станешь Пифагором ты,
- послушай, не грусти –
Но знаньями своими сегодня ты блесни!
Представление жюри и команд.
«Разминка»
1. Шофер-5, пешеход-7, а катастрофа-?(11букв).
2. В 1557г. английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более ровного, чем две параллельные прямые». Какое изобретение принадлежит ему? (знак «=»).
3. Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (нет, т.к. опять будет 10 вечера).
4. Обычно из двух противоположных утверждений одно неверно. Вот пример: «Все простые числа четные» и «Все простые числа нечетные». Какое из них неверно? (оба неверны: 2единственное четное простое число, это необычный случай).
5.Какое минимальное количество зеркал надо разместить на стенах прямоугольной комнаты, чтобы человек, стоящий в центре комнаты, мог видеть свое отражение? (одно)
6. Две монеты вместе составляют 15 копеек. Одна из них – не 5. Что это за монеты, если речь идет о советских монетах? (10 и 5 (если одна не 5, то вторая может быть 5)).
7. Капабланка-4, Фишер-6, Смыслов-6. Эйве-5, Таль-7, Карпов-5. Попробуйте объяснить происхождение цифр напротив фамилий известных шахматистов. (Цифры обозначают возраст, в котором они начали заниматься шахматами).
8. Чему равна русская мера счета «половина второго десятка»? (15)
9. Древнеегипетская задача: количество и его четвертая часть дают нам вместе 15. Назовите количество. (12).
10. Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их? (Велосипедисты встретятся на одном и том же расстоянии от А).
11. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц).
12.Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5? (0).
13. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (трое).
14. Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь? (Иногда обыкновенной дробью выражают нумерацию углового дома квартала (числитель-номер этого дома по одной улице, знаменатель-номер его по другой улице)).
«Видеовопросы»
1. Определите количество корней уравнения:
а) 0х=0 а) бесконечно много решений
б) 0х=5 б) единственное решение х=0
в) 5х=0 в) нет решения
2. Вычислите:
3. Найдите название выражения:
а) 2х-6у а) числовое выражение
б) 5+(-18)+(56:8) б) буквенноевыражение
в) 2х-19х-87=-19 в) уравнение
4. Закончите формулу:
5. Определите вид треугольника
6. Биссектриса в треугольнике является: а) лучом
б) отрезком
в) прямой
7. Что изображено на рисунке.
8. Назовите углы, образованные 2 прямыми и секущей:
«Дальше, дальше…»
1. Что раньше на Руси называли «ломаными числами»? (дроби)
2.Число по-латински – номер, а как будет это звучать по-гречески? (арифмос, отсюда и арифметика)
3. В средней Европе их иногда называли «мавританским танцем девятерых». Назовите десятого партнера, выходца из Индии. (0)
4. В 1992 году число «пи» было рассчитано с точностью до 1 млрд 11млн 196тыс 691 знака после запятой. Этот факт был занесен в книгу Гиннеса. Почему само число туда не попало?(для записи этого числа понадобилось бы свыше тысячи страниц. Можете проверить)
7. Отношение диаметра Земли к диаметру Луны равно 3,66, нормальная температура человеческого тела равна 36,6 градуса. Какое еще известное Вам число состоит из тех же цифр? (366 дней в високосном году).
8. Что англичане называли ленивой восьмеркой? (знак бесконечности).
9. Какие числа, открытые за 600 лет до н.э. в Индии и называемые «ненастоящими», впервые ввел в обращение Л. Кардано? (отрицательные)
10. Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки – левее, а сотни – еще левее и т.д., а не наоборот? (это арабское изобретение, а они пишут справа налево).
11. Однажды молния ударила в статую римского императора Октавиану Августа и расплавила вторую букву его имени. Жрецы, толкуя это событие, объявили ему, что после него Октавиану осталось жить всего 100 дней. На чем было основано такое заключение? ( Вторая буква его имени -С- означает у римлян цифру 100).
12. Какое число можно найти на каждой бензоколонке? (октановое).
13. Название этой монеты произошло от латинского слова «большой», но у нас оно ассоциируется с чем-то очень маленьким. (грош).
14. В одной из книг о Петре Великом говорится. Что он должен был знать адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Думаю, что и Вы это знаете. Что же это? (четыре основных математических действия).
Игра со зрителями.
1) Предлагается вспомнить как можно больше математических понятий, начинающихся с буквы «п».
2)Разминка «Найдите ответ»
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
«Темная лошадка»
Эратосфен
Евклид
Гаусс
Пифагор
Виет
Фалес
Лобачевский
Предлагается информация об одном из ученых, изображенных на фотографии.
Участникам необходимо назвать фамилию данного ученого.
Вопросы:
1. Гаусс.
Его математические способности обнаружились достаточно рано. Доподлинно известна следующая история из его детства: на уроке математики( а тогда ему было только 7 лет) учитель предложил ребятам вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100. Как только учитель закончил писать задание, он дал ответ.
Этот ученый первым доказал, что правильный n-угольник можно построить циркулем и линейкой; он придавал этому открытию очень большое значение и завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг, на своём надгробном памятнике, что и было исполнено.
Он был жизнерадостным человеком, интересовался литературой, политикой. Экономикой. Хорошо знал ряд древних европейских языков, будучи иностранным членом Петербуржской академии наук вел переписку с коллегами на русском языке. Любил творчество Пушкина и других русских поэтов и писателей.
Его астрономические работы связаны с решением проблемы определения орбит малых планет и, как астроном, получил широкую известность после разработки метода вычисления эллиптических орбит планет по трём наблюдениям, успешно примененного им к первым открытым малым планетам Церера (1801) и Паллада (1802).
2. Лобачевский.
В возрасте 14-ти лет будущий ученый становится студентом университета и вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических наук, обнаруживая выдающиеся способности.
К тому времени уже более 2200 лет в мире господствовала единственная геометрия – геометрия Евклида, в основе которой лежит система аксиом. Многие ученые пытались доказать пятый постулат Евклидовой геометрии, но только этот ученый показал, что его нельзя доказать и если заменить его другим, не эквивалентным евклидову, то получится новая геометрия.
Был ректором университета. Изучал архитектуру и сам принимал участие в разработке зданий университета.
Свой последний научный труд – «ПАНГЕОМЕТРИЯ» он диктовал, будучи слепым.
3. Виет
По образованию – юрист. Он много занимался адвокатской деятельностью, был советником королей Георга третьего и Георга четвертого, но все свое свободное время отдавал занятиям математикой, астрономией. Ввел в алгебру буквенную символику. После его открытий стало возможным записывать правила с помощью формул. Он дал первое в Европе аналитическое (с помощью формулы) представления числа «п».
Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король (Henry IV) обратился к этому ученому. Рассказывают, что он, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед папой римским и инквизицией в кознях дьявола, а ученый был обвинен в союзе с дьяволом и приговорен к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции.
4. Эратосфен.
Один из самых разносторонних ученых античности, энциклопедист. Родился в Африке, в Кирене. Учился в Александрии.
Особенно его прославили труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, т.е. Многоборец. Другое его прозвище, Бета, т.е. «второй», по-видимому, также не содержит ничего уничижительного: им желали показать, что во всех науках он достигает не высшего, но превосходного результата.
Однако самым известным достижением этого ученого в области географии был изобретенный им способ измерения размеров Земли, изложению которого посвящен трактат «Об измерении Земли».
Он нашел способ определения какого угодно числа простых или первых чисел, который получил название « Решето ….».
5. Фалес
Он вошел в историю науки как философ и геометр, его называют первым из семи мудрецов. Этому ученому приписывают знаменитое изречение (наравне с Сократом): «Познай самого себя!» Он предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э. Говорят, что именно он научил мореплавателей ориентироваться по звездам. В области математики с его именем связывают следующие достижения:
Установление равенства углов при основании равнобедренного треугольника
Открытие равенства вертикальных углов при пересечении двух прямых;
Обнаружение пропорциональности отрезков, образующихся на прямых, пересеченных несколькими параллельными прямыми;
Доказательство того, что диаметр делит круг пополам.
6. Пифагор
Музыка и математика – две основных страсти в жизни этого ученого. Он утверждал, что
« все есть число». Именно в музыке впервые была обнаружена, таинственная направляющая роль чисел в природе. Он обогатил музыку методами построения ее фундамента – музыкальной гаммы. Согласно преданию, этот ученый обнаружил, что приятные слуху созвучия – консонансы получаются лишь в том случае, когда длины струн, издающих эти звуки, относятся как целые числа первой четверки, т.е. 1:2, 2:3, 3:4. Но в геометрии он знаменит доказательством совсем другой теоремы.
7. Евклид.
древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.
Его главная работа «Начала» (в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел Его главная работа «Начала» (в латинизированной форме – «Элементы») содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел ; в ней он подвел итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики.