Цель: Показать значение математики и вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся с учёными – математиками, которые своими открытиями в годы Великой Отечественной войны помогали фронту и ускоряли победу над врагом;
77 лет прошло с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Давно оплаканы вдовами и сиротами миллионы погибших, написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов о тех суровых днях. Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья, жены, сестры, дочери. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью. Поэтому тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы – 9 мая – самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним.
План мероприятия:
Вступительное слово
На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра на наши города полетели первые немецкие бомбы. Полчища танков, с грохотом и лязгом ползли по нашим полям, тысячи солдат гитлеровской Германии вступили на нашу землю!
Началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Сегодня мы с вами поговорим о значении математики, как науки и о вкладе ученых математиков в победу в ВОв. Мероприятие пройдет в игровой форме.
“Математика и оборона”
Недаром боролись Вы за Родину-мать, Пусть слышен ваш голос, Мы должны его знать.
Ученые – математики приняли активное участие в укреплении оборонной мощи страны в годы Великой Отечественной войны. Они увязывали свои научные исследования с решением проблем обороны страны. Так в годы войны были разработаны штурманские таблицы сотрудниками института Академии Наук СССР, которые широко применялись во время войны в авиации дальнего действия.
В начале войны молодые ученые мех - мата МГУ Космодемьянский и Смирнов выполнили исследования, имеющее непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет, получивших название “Катюш”. Флаттер – это слово наводило ужас на летчиков- истребителей и авиационных конструкторов в предвоенные годы. Но вот в борьбу с этим таинственным явлением, вызывающим разрушение в воздухе самолетов, вступили математики. После того, как профессором Келдышем была разработана математическая теория флаттера, таинственность этого явления исчезла, а за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттера.
В годы Великой Отечественной войны коллектив математиков под руководством академика Бернштейна подготовил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Был составлен большой астрономический ежегодник на 1943,1944, 1945 года
Работы академика Колмогорова и его учеников в области вероятностей использовались во время войны для нахождения самолетов и подводных лодок.
Выступление чтецов от каждой команды
О. Берггольц «Ленинградская поэма»
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит –
К хлебопекарне – до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам
Стихи М.Борзаковского “Баллада о математике”.
Как воздух, математика нужна, Самой отваги офицеру мало. Расчеты! Залп! И цель поражена Могучими ударами металла. И воину припомнилось на миг, Как школьником мечтал в часы ученья: О подвиге, о шквалах огневых, О яростном порыве наступленья. Но строг учитель был, И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато: — Мечтать довольно, повтори рассказ О свойствах круга и углах квадрата. И воином любовь сохранена К учителю далекому, седому. Как воздух, математика нужна Сегодня офицеру молодому.
Математическая игра «Минное поле»
Команда выбирает поле, если в поле нет мины, команда получает задание.
А
Б
В
Г
1
*
*
2
*
3
*
4
*
*
Задания: 1. Заполни пропуски:
О чем говорят числа, получившиеся в результате вычислений? 22.06.1941. (ответы учащихся)
2. Решите задачу.
16.07.1941 год
Буханка хлеба весит один килограмм. Чему равен вес ее 2\5части (для детей)?
400 гр.
3. От подножия Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась двести огненных дней и ночей. Высота ступеней 0,15 м, ширина 0,35 м.
Какова высота Мамаева кургана? Ответ: высота кургана- 30м
4. Максимальная скорость танка Т-34 образца 1940 года 51,2 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?
5. В октябре в район Сталинградабыло подано 33236 вагонов с личным составом и боевой техникой, а в ноябре 41461 вагонов. Сколько всего вагонов было поставлено в район боевых действий?
6. В сентябре 1942 года оккупанты зарегистрировали 150 крушений эшелонов, в октябре в 1,4 раза больше, в ноябре в 1,6 раза больше. Какой урон нанесли партизаны врагу за три месяца? 7.
7. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину. Какова площадь военных действий?
8. Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. Боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?
9. Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 г выпустил 75 танков, а в декабре 1942 – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
10. Советская артиллерийская промышленность за годы войныизготовила 351 495 минометов, что в 4,5 раза больше, чем в Германии. Сколько минометов было выпущено в Германии?
Математики, внесшие вклад в победу над фашистами
Доклады команд
Николай Гурьевич Четаев:
Родился 23 ноября (6 декабря) 1902 года в с. Карадули (ныне Татарстан).
Установил (1932—1936) постулат устойчивости. Показал (1945), что если невозмущенное движение консервативной системы устойчиво, то решения уравнения в вариациях имеют все характеристические числа, равные нулю.
Андрей Николаевич Колмогоров:
Родился 12 апреля 1903года в г.Тамбов. Выдающийся отечественный математик, доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939).
Колмогоров, используя свои исследования по теории вероятностей, даёт определение наивыгоднейшего рассеивания снарядов при стрельбе.
Мстислав Всеволодович Келдыш:
Родился 29 января 1911года в Риге. Советский учёный-инженер в области математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943).
В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы.
Николай Евграфович Кочин:
Родился: 19 мая 1901 в Санкт-Петербурге.
Заложил основы теории качки корабля с учётом взаимодействия корпуса корабля и воды. В 1941-1944 впервые дал строгое решение задачи для крыла конечного размаха. Автор учебников по гидромеханике, векторному исчислению, соавтор и редактор 2-томной монографии по динамической метеорологии.
Сергей Алексеевич Христианович:
Родился 9 ноября 1908 в Санкт-Петербурге. Советский и российский учёный в области механики. Член-корреспондент (1939), академик (1943) АН СССР.
В годы Великой Отечественной войны совместно с Ф.Гантмахером, Л.Левиным и И.Слезингером Сергей Алексеевич выполнил чрезвычайно важную работу, результаты которой позволили в 2,5-3 раза сократить разброс оперенных реактивно-вращающихся снарядов для "Катюши", повысить их боковую кучность без существенных изменений конструкции и технологии.
Антонина Леонтьевна Зубкова:
Родилась 12 октября 1920 в селе Семион Ряжского уезда Рязанской губернии. После окончания средней школы с золотой медалью в 1938 году без экзаменов поступила на механико-математический факультет МГУ.
Советский штурман пикирующего бомбардировщика, гвардии капитан, Герой Советского Союза (1945).
Евгения Максимовна Руднева:
Родилась 24 декабря 1920 года в городе Бердянске. Окончила 3 курса механико-математического факультета Московского государственного университета в 1941 году. Занималась астрономией.
Штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка
325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Евдокия Борисовна Пасько:
Родилась в селе Липенка Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области Киргизии в крестьянской семье. В 1938 году поступила на мехмат МГУ. С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы в авиационной школе города Энгельс. В действующей армии с мая 1942 года.
Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, Герой Советского Союза.
Екатерина Васильевна Рябова:
Родилась 14 июля 1921 года в селе Гусь-Железный Рязанской области.Поступила на механико-математический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. Вскоре после начала Великой Отечественной войны добровольцем вступила в ряды Красной Армии.
Советский лётчик, участница Великой Отечественной войны, штурман эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.
Руфина Сергеевна Гашева:
Родилась 14 октября 1921 года в селе Верхнечусовские Городки. В 1941 году окончила 2 курса механико-математического факультета Московского государственного университета.
Вступила в ряды Красной Армии.
Штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза (1945).