Просмотр содержимого документа
«Устный журнал для воспитателей Развитие мотивации к занятия по формированию элементарно-математических представлений»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск
Устный журнал для воспитателей
Тема: «Развитие мотивации к занятиям по ФЭМП у старших дошкольников»
Составила:
Воспитатель Вечкилева
Людмила Петровна
2017г
Развитие мотивации к занятиям по формированию
элементарных математических представлений у старших дошкольников
Задачи: Развивать у педагогов способность поддерживать у детей интерес к занятиям и стойкую познавательную мотивацию.
В настоящее время существует множество методик по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, однако их эффективность чаще всего не превышает 60 – 70 % по мнению учёных Г.А.Торба, Л.А Венгер. Одна из причин этого явления, считают они, неспособность педагога сформировать у детей интерес к занятиям и стойкую познавательную мотивацию.
Не случайно в русской (досоветской ) математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным задачам, так как справедливо считалось, что элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать её глубже. Тем более математика должна быть весёлой и занимательной для дошкольников. С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Как же всего этого достичь? Обратимся к великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому, который утверждал, что у хорошего учителя урок арифметики – это хороший урок домашней экономии или сельского хозяйства. Из этого следует, что математику лучше преподносить в игровом плане или на житейском материале. Некоторые приёмы из такого обучения мы сегодня и рассмотрим.
Знакомить с цифрами лучше, используя стихи о них. При этом с помощью пантомимы ещё можно и показать, на что похожа цифра, к примеру, 1:
Вот один иль единица,
Очень тонкая как спица.
Или цифра 4:
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.
Дети с большим удовольствием будут читать стишки и заодно цифры показывать с помощью телодвижения.
А поскольку ряд цифр похож, дошкольники их путают между собой. Поэтому закреплять их нужно парами (2 и 5, 4 и 7, 3 и 8, 6 и 9). Так дети легче усваивают, когда мы показываем, что цифра 3 обозначает три конфетки. А похожая цифра 8 намного больше конфет.
Крайне важно преподнести в интересной форме следующую закономерность: число не зависит ни от расположения, ни от направления счёта. Ещё в своё время известный швейцарский психолог Пиаже отмечал, что дошкольник, воспринимая множества, ориентируется чисто зрительно на объём. Он приводил такой пример: детям показывали два абсолютно одинаковых шарика из пластилина и спрашивали: «Где пластилина больше?». Дети отвечали: «И там, и там одинаково» Тут же на глазах у детей из одного шарика раскатывали большой блин и повторяли тот же вопрос. Почти все дети отвечали: «А сейчас пластилина больше в блине». Точно также необученный пересчёту дошкольник ответит, что бабочек больше чем стрекоз ( потому что чисто ситуативно бабочки занимают места больше) хотя на самом деле их поровну.
Этот факт убеждает в том, как важно приучить детей пересчитывать предметы по одному ( слева направо, справа налево).
В самом начале занятия действенным приёмом может быть использование несложных занимательных задач в количестве одной, двух для «умственной гимнастики». Например, «Охотник шёл по лесу. Вдруг из дупла он увидел 6 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле?»; « Пошёл охотник дальше по лесу и увидел пенёк, из-за которого торчали 6 заячьих ушей. Подумайте, сколько зайцев спряталось за пеньком?» Эти задачи как правило, дети решают легко и с интересом, с небольшим обоснованием ответа: белок было столько же, сколько хвостов. Так как у каждой белки по одному хвосту. Решение второй задачи невозможно по аналогии первой. Некоторым детям не понявшим, почему зайцев было 3, а не 6, необходимо зарисовать 6 длинных заячьих ушей, торчащих из – за пенька. И тогда сразу станет понятно, что зайцев с одним ухом не бывает.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй. Дети очень активны в восприятии задач – шуток. Задачи – шутки это занимательные задачи с математическим содержанием. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задачек состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умений выделять главные существенные свойства, замаскированные внешними несущественными данными. Но вначале на основе юмористической картинки. А затем стихотворные:
Двое шустрых поросят
Так замёрзли и дрожат.
Посчитайте и скажите.
Сколько валенок купить им?
Завтракали на привале
нам с тобой яичек дали .
Всмятку два и три крутых
.Сосчитай - ка, сколько их/
А могут быть не стихотворные, а просто краткие задачки, направленные на развитие логики:
Ты да я, да мы с тобой.
Сколько нас всего (двое)
Не всегда ребенок с легкостью может найти ответ, понимая, что задача с «секретом». Пусть взрослого порадует уже одно то, что ребенок не станет торопиться с ответом, а попытается подумать, порассуждать, приводя различные доводы и опровергая сам себя. Главное помочь ему нащупать правильный путь рассуждений.
Важно научить детей рациональному способу вычислительных операций. Традиционно мы учим считать детей по одному, а в жизни и в школе ученикам понадобиться счёт парами и тройками. Для того чтобы дети научились находить более удобный и рациональный способ счёта можно предложить такие задачки: 1.«После прогулки на батарее сохло 10 мокрых варежек и 5 шапок. Вопрос: сколько детей лепило снежную бабу?»;
2.Детям предлагается картинка «Сколько спряталось слонов?» Вопрос: как ты считал, (по лапам – длинный путь, по хоботам – рациональный)? Как ты догадался, что нужно считать по хоботам?
Использование задач-шуток и задач на сообразительность поможет разнообразить, и оживить занятия с детьми. Кроме того, задачи подобного рода можно использовать при проведении математических досугов, веселых встреч дошкольных знатоков, КВН (Клуба весёлых и находчивых). Для проведения одного занятия с детьми можно взять одну-две задачи, а в математический досуг следует включить не более пяти-шести заданий разной сложности. Применение математического материала вне занятий со всей группой детей целесообразно, когда дети с этой точки зрения подготовлены.
Таким образом, на занятиях по формированию элементарных математических представлений оказывается возможным включение компонентов игровой деятельности в процесс деятельности учения. А следовательно, создаются условия для более качественного усвоения математических понятий, так как игровое правило способствует вычленению алгоритма математических действий при достаточно чётком осознании их цели.
Педагог, ведя игру, опирается на мотивы обучения – даёт предвосхищающую положительную оценку действиям игрока, привлекает к преодолению трудностей, фиксирует их достижения. Иначе говоря, обеспечивает индивидуальный подход к формированию мотивации детей к занятиям по ФЭМП.
Используемая литература.
Волина В.В. Праздник числа м. 1997г.
Ерофеева П.И. Математика для дошкольников. М. 1992г
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. 1990г
Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996г