Урок-турнир по занимательной математике «В математику тропинку одолеем без запинки»
Урок-турнир по занимательной математике «В математику тропинку одолеем без запинки»
Данное мероприятие в игровой форме помогает педагогу организовать работу по математике. Оно развивает математические способности, сообразительность, смекалку, логическое мышление, формирует интерес к математике, развивает коммуникативные возможности учащихся. На этом конкурсе развиваются как познавательные, так и регулятивные и личностные УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-турнир по занимательной математике «В математику тропинку одолеем без запинки»»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
Урок-турнир по занимательной математике
«В математику тропинку одолеем без запинки»
Цель урока:развивать математические способности, сообразительность, смекалку, логическое мышление; укреплять интерес к математике; воспитывать коммуникативные возможности учащихся.
Оборудование:
запись песни "Вместе весело шагать по просторам"; таблицы-плакаты с заданиями для турниров; таблички с названиями команд.
Ход урока:
Под музыку команды "Квадрат" и "Круг" входят в класс.
Капитаны обеих команд обмениваются приветствиями.
«Квадрат»: На турнир мы пришли с желаньем
Будем мы пополнять свои знанья.
И желаем вам сказать,
Что сегодня на уроке трудно будет нас догнать.
«Круг»: Давайте задачи трудные решать,
Но друзей-соперников не обижать.
Будет не просто вам нас победить.
Придется смекалку свою проявить.
Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она способствует развитию у человека таких важных качеств личности, как логическое мышление. А также целеустремлённость, устойчивое внимание, сосредоточенность. Хорошую память, умение логически мыслить, сравнивать, сопоставлять, классифицировать. Умение прикидывать и оценивать результаты, работоспособность, чёткость в своих суждениях и выводах, находчивость и смекалку. Систематические занятия математикой обогащают человека, тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.
Сегодня мы проводим урок занимательной математики, урок- турнир, в котором участвуют две команды.
Итак, начнем с "разминки". Вы должны расшифровать девиз, под которым пройдут наши соревнования. Команда, которая первая расшифрует девиз, зарабатывает 1 балл.
Даются таблицы-задания каждой команде, кто быстрее заполнит и прочитает девиз (считай, смекай, отгадывай).
Учащиеся заполняют следующие таблички:
ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
буквы
Наш девиз:
1
70*10
2
5400 : 9
3
9*8*125
4
(4529+237*5)*0
5
16*4*25
6
900000 : 100
7
50*8+300
8
8484 : 4
9
124*4*2
10
34+36+66+64
11
3200 : 2
12
39000-30000
13
6300 : 70
14
0 : 54+46*0
15
342 : (300+42)
16
1400*0+1600
17
(45+55)*91
18
8767-700-60-7
19
(714-0*14)*1
20
40*40
21
4500*2
Ключ к девизу:
1600
А
714
В
1
Г
9100
Д
1000
Е
9000
И
200
К
2121
М
90
О
700
С
0
Т
600
Ч
8000
Ы
Iтур: "Здесь загадки и шарады. За разгадку вам награды "
Все задания тура предлагаются одновременно двум командам. Команда, быстрее подготовившая ответ, поднимают руки.
Первый тур оценивается по 6-балльной системе.
Кто быстрее решит задачу Корнея Ивановича Чуковского?
Шел Кондрат в Ленинград.
А навстречу 12 ребят, у каждого по 3 лукошка.
В каждом лукошке - кошка,
У каждой кошка- 12 котят,
У каждого котенка В зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят Ребята несут в Ленинград.
Ответ:Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
А ребята с лукошками,
С мышатами и кошками
Шли навстречу емув Кострому\
Сколько горошин может войти в пустой стакан?
Ответ: горошины не ходят.
Что легче: пуд ваты или пуд железа?
Ответ: одинаково.
Какое число надо поставить в пустую клетку?
3
5
7
9
9
25
49
Ответ: 81.
К семи прибавить пять. Как записать: одиннадцать или адинадцать?
Ответ: двенадцать.
Жюри подводят итоги 1 тура.
II тур: "Веселая рыбалка"
Оценивается по 3-балльной системе.
На столе в разных местах лежат рыбки из картона. К ним скрепками прикреплены карточки с задачами. Ребята с закрытыми глазами должны поймать рыбку. Члены команд помогают "ловить" рыбу (подсказывают влево, вправо, вперед, назад и т.д.). Каждая команда должна выловить по три рыбки, затем садятся и решают задачи.
"Круг": Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а второй оборот за 100 минут. Как это объяснить?
"Квадрат": Из Москвы в Санкт-Петербург вышел поезд со скоростью
50 км/ч, а из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью 60 км/ч. Какой
из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи?
"Круг": Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл
каждый?
"Квадрат": Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние
пробежала каждая лошадь?
"Круг": Воспитывая своего сына двоечника, папа изнашивает в год 2 брючных ремня. Сколько ремней износил папа за все 11 лет учебы, если известно, что в 5 кл. его сын дважды оставался на второй год?
’’Квадрат": Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит
45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше Даши, а на другую
насыпать 89 кг разных конфет, то сколько конфет придется съесть
несчастным девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии?
Жюри подводят итоги 2 тура.
III тур: "Дуэль капитанов"
Тур оценивается по 3-балльной системе.
Капитану команды "Круг": В одной семье у каждого из шести братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
Капитану команды «Квадрат»: Петух, стоя на одной ноге, весит
5 кг. Сколько будет весить петух, если встанет на две ноги?
Сосчитай, сколько здесь треугольников и квадратов.
Капитаны записывают ответы на листочках и сдают жюри.
IV тур - соревнование команд: "Кто лучше вычисляет"
Каждой команде надо решить по 4 задачи. 1, 2 задания одинаковы для обеих команд.
Оценивается по 4-балльной системе.
Сколько денег заработали ученики школы, помогая колхозу "Мир" в уборке картофеля, если они собирали картофель с двух гектаров, при урожайности 50 центнеров с гектара и за каждую тонну картофеля платили 3500 рублей?
Сколько тракторов потребовалось колхозу "Мир" для перевозки картофеля, собранного нашими школьниками, если они собрали его с площади 13 га, при урожайности 19 ц с гектара, и на каждый трактор грузили по 5 тонн.
Команде ’’Круг”: Участники авторалли в первый день проехали 472 км. Это на 158 км больше, чем во второй день. Сколько километров проехали участники авторалли за два дня?
Команде "Квадрат”: Два велосипедиста начали движение по шоссе
одновременно в противоположных направлениях. Одинехал со
скоростью 14 км/ч, а другой -16 км/ч. На каком расстоянии друг от друга
находились они после двух часов езды?
Команде "Круг”: В мешке 3 пуда муки. Сколько нужно заплатить за
мешок с мукой, если 1 кг муки стоит 12 рублей?
Команде "Квадрат”: Отмерили 5 локтей веревки. Сколько это метров? За
локоть платили 1 алтын. Сколько это копеек?
Таблица мер
1 локоть=45 см
1 пуд=16 кг
I алтын=3 коп.
Пока жюри подводит итоги этого тура, мы немного отдохнем.
Но сначала послушайте одну притчу.
Однажды магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет в министры того, кто пройдет по городской стене с кувшином, доверху наполненным молоком, и ни капли не прольет.
Многие желающие пытались пройти по стене. По пути их отвлекали, всячески пугали, вокруг них кричали, стреляли, и они проливали молоко. Но только одному удалось пройти и не пролить молоко.
-Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа.
-Ты видел, как тебя пугали?
-Нет, повелитель, я смотрел на молоко.
Не слышать и не видеть ничего постороннего - до такой степени может быть сосредоточено внимание.
Теперь мы проверим внимание команд.
Каждой руке свое дело:одновременно правой рукой рисуем окружность, а левой - треугольник.
Считай - не ошибись:считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим: "Ай да я".
Жюри подводит итоги III и IV туров.
Vтур: "Проверка домашнего задания"
Учащиеся говорят поговорки, пословицы, песни, связанные с математикой.
Жюри подводит итоги V тура по 3-балльной системе.
VI тур - заключительный: "Полет в космос"
Вот мы и подошли к финалу нашей встречи.
На доске начерчены две ракеты со ступеньками-заданиями. Побеждает команда, первая решившая все задачи и '’стартовавшая с Земли".
Задания команде «Круг»:
а=70м, Рке=?
а=17 дм, в=13 дм, Р=?
SKe=64 см2, а=?
Ркв=24 см, а=?
а=20 см, в=9 см, S=?
Задания команде «Квадрат»:
а=860 м, Ркв=?
8Кв=49 см2. а=?
а=16 дм, в=14 дм, Р=?
Ркв=3б см, а=?
а=30 см, в=8 см, S=?
Команда, чья ракета стартует, получает 5 баллов.
Наша встреча закончилась. Ребята, вы обратили внимание, что в урок были включены не только занимательные задачи, но и задача по материалу, который мы изучали на уроках математики? И вы, убедились, что нам нужны и знания, и смекалка, и сноровка, и внимание.
Жюри подводит окончательные итоги. Награждение членов команды-победителя.