Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Мир математики" для 5 класса»
Урок-игра "Мир математики"
Разделы:Математика
Класс: 5
Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.
Задачи проведения урока- игры по математике в школе:
Учебные:
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации урока математики:
Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
Ожидаемые результаты:
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Ход игры
Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”.И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь. Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать. Вот строительство большое. Прежде чем его начать, Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать. А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится. А кому, друзья скажите, это может нравится? Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать, Но должно быть всем понятно, что математику нам надо знать. Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
1-й конкурс. Математическая разминка
Сколько хвостов у семи котов? (7)
Сколько носов у двух псов? (2)
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
Что тяжелее: килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу? (Нет разницы)
Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(8)
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (100 кошек)
Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12 подков)
2-й конкурс. Расшифровать ребусы.
За каждый угаданный ребус команде начисляется 1 балл.
Ответ: вершина Ответ: луч
Ответ: задача Ответ: диаметр
Ответ: знак Ответ: пять
Ответ: один
,, Ответ: два
Ответ: диагональ Ответ: квадрат
Ответ: сложение Ответ: вычитание
3-й конкурс «Блицтурнир»
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.
1-я команда
2-я команда
Словесная запись
Символическая запись
Словесная запись
Символическая запись
а на 70 больше, чем в
а – в = 70
в на 4 меньше, чем а
а – в = 4
а в 3 раза больше, чем в
а : в = 3 или а = 3в
а в 5 раз меньше, чем в
в : а = 5 или в = 5а
Сумма чисел а и 18 равна 25
а + 18 = 25
Разность чисел в и 23 равна 14
в – 23 = 14
3-я команда
Словесная запись
Символическая запись
а на 10 больше, чем в
а – в = 10
а в 3 раза больше, чем в
а : в = 3 или а = 3в
Сумма чисел а и 30 равна 55
а + 30 = 55
4-й конкурс.Математика + Литература.
Каждая команда, выходит и берет себе задание из соответствующего кармана. В течении 2-3 мин. Думают над заданием и начинаем слушать их ответы, по очереди каждая команда.
Задания:
Вспомнить и назвать пословицы в которых присутствуют числа.
Вспомнить и назвать песни, фразы из песен, где присутствуют числа ( можно напеть).
Вспомнить и назвать название сказок, где присутствуют числа.
Подведение итогов.
5-й конкурс «Реши задачку»
Каждой команде будут предложены задачи для решения.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз. Явились 2 друга и рыжий Барбос. Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели. Остались на речке только стрекозы, Кому не страшны ребятня и барбосы. Но вот что моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки, Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки, И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки. Продавал Трофим на рынке. У прилавка все толпились, покупали, не скупились. И хвалили млад и стар и Трофима, и товар. Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке? 10
5. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят, У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке, У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку. Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат Ребята несут в Ленинград?" [Глупый, глупый Кондрат! Он один лишь и шел в Ленинград. А ребята с лукошками, котятами и кошками Шли навстречу ему, в Кострому!]
6.Про циплят.
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках сидят.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поскорей,
Отвечай поточней:
Сколько будет цыплят ,
У наседки моей?(10)
6-й конкурс «Смекалкино».
Учащимся предлагается отгадать головоломки со спичками. За каждую верно отгаданную головоломку команде начисляется 1 балл.
З адание: Уберите шесть спичек так, чтобы остались только два квадрата.
Ответ:
Задание: Переставьте три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.
Ответ:
7-й конкурс «Сюрприз»
В ящике лежит какой то предмет, я даю словесное описание, команде нужно отгадать, что лежит в ящике.
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка)
Знает это целый мир:
Угол мерит... (транспортир)
Черти с ней скорей-ка!
Поля без труда
Проведет вам... (линейка)
Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь ногой одной.
В центр встал второй ногой,
Чтоб не вышел круг кривой. (Циркуль)
В нем четыре стороны,
Меж собою все равны.
С прямоугольником он брат,
Называется... (квадрат)
Циркуль, наш надежный друг,
Вновь в тетради чертит... (круг)
8-й конкурс «Счетчики»
Каждой команде предлагается решить по одной задачке.
1.Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
2.Что больше: произведение всех цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
3. Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?
Ответ: 12, 5.
4.Семь старух отправились в Рим. У каждой старухи по семи ослов, каждый осел несёт по семи мешков, в каждом мешке по семи хлебов, в каждом хлебе по семи ножей, каждый нож в семи ножнах. Сколько всего предметов?
(Ответ: 7*7*7*7*7*7=117649)
9-й конкурс Весёлое умножение.
Ведущий: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =
10-й конкурс. Пантомима.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”. А пока команды готовятся к соревнованиям. Предлагается ещё один конкурс для болельщиков.
11-й конкурс Найди лишнее слово
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР
(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
12-й конкурс Грамотеи.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.
13-й конкурс Математика
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
1-й ученик – расставляет порядок действий.
2-й ученик – выполняет первое действие.
3-й ученик – выполняет второе действие.
4-й ученик – выполняет третье действие.
5-й ученик – выполняет четвертое действие.
6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Замечание. Для удобства и быстроты подведения итогов урока предлагаю использовать жетоны (их необходимо подготовить заранее). В конце урока подсчитать количество жетонов у каждой команды и выставить оценки. Конечно, это необычный урок и неудовлетворительных оценок быть не должно. Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. На этом уроке плохих оценок не бывает и обучающихся надо поощрить только оценками “4” и “5”.