Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «математическое путешествие» 5 класс»
УРОК-ИГРА «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
5 КЛАСС
Учитель: Сылкина Елена Васильевна, ГБОУ ЛНБ Боровской УВК г. Северодонецка.
Цели урока:
Учебные:
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Математическое путешествие”. И начать его я хочу стихотворением М. Борзаковского “Математика повсюду!”:
Математика повсюду. Глазом только поведешь И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь. Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать: Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать, Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать. А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится. А кому, друзья скажите, это может нравится? Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать, Но должно быть все понятно, что математику нам надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь, Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
1-й конкурс. Команда, которая первой даст правильный ответ, получает первый маршрутный лист, вторая – второй.
Найди лишнее слово
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
Маршрутный лист 1.
Решите кроссворд
«Разгадай ребус»
«Математический футбол»
«Фразеологическая математика»
«Слова с математической начинкой»
«Математика + Литература»
Блицтурнир
Конкурс со спичками
Марштрутный лист 2.
Конкурс со спичками
Блицтурнир
«Математика + Литература»
«Слова с математической начинкой»
«Фразеологическая математика»
«Математический футбол»
«Разгадай ребус»
Решите кроссворд
2-й конкурс. Решитекроссворд
Некоторое число
То, что надо знать наизусть.
Геометрическая фигура.
Арифметическое действие.
Единица измерения длины.
Равенство, содержащее неизвестную величину.
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
Математический инструмент.
Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
Деления на измерительных приборах.
В
И
Л
О
Т
Р
Е
У
Г
О
Л
Ь
Н
И
К
Д
Е
Л
Е
Н
И
Е
М
Е
Т
Р
У
Р
А
В
Н
Е
Н
И
Е
Т
О
Ч
К
А
Ц
И
Р
К
У
Л
Ь
К
В
А
Д
Р
А
Т
Ш
К
А
Л
А
3-й конкурс «Разгадай ребус»
4-й конкурс «Математический футбол».
Сейчас прошу ответить на вопросы, будьте внимательны, так как вопросы будут и веселые и серьезные. (проводится викторина).За правильный ответ участники получают жетон. Поочередно каждая команда выбирает номер вопроса. 1. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит «Я тебе мать, ноты мне не сын». Что это значит? (она обращается к девочке) 2. Угадайте слово: «Первое предлог, второе – летний дом. А целое поройрешается с трудом?» (Задача) 3. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят) 4. Почему в поездах стоп краны всегда красные, а в самолетах голубые? (в самолетах нет стоп-крана) 5. Сколько земли в дыре глубиной 2 метра, шириной 2 метра, длиной 2 метра? (нисколько) 6. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей, (год, месяцы, дни). 7. Математическое отношение: чем больше из нее берешь, тем больше она становится? (яма) 8. Петух, стоя, на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе? (5 кг) 9. Что тяжелее 1кг свинца или 1 кг пуха ?
10. Саша принес в школу кулек конфет. Если их раскладывать парами, тройками и четверками, то 1 будет лишняя, а пятерка ми лишней не будет. Сколько конфет в кульке. ( 25)
5-й конкурс «Фразеологическая математика»
Вставьте числа, математические термины и понятия в известные всем фразеологизмы
Очень глуп– у него всего … извилины
Очень горько плакать–плакать в … ручья
Абсолютно не нужен–как собаке … нога
Очень умен– … пядей во лбу
Что-то лишнее, не нужное– … колесо в телеге
Наивысший подъём, взлет– … вал
Не общаться, не выходить из дома–жить в … стенах
Основа основ - … кита
Будь точен и внимателен– … раз отмерь, … отрежь
Очень далеко – за … земель
6-й конкурс«Слова с математическойначинкой»
_ _ РЯД (группа людей)
_ _РЯД _ _ (утренняя разминка)
_ _ РЯД _ _ (состояние вещей у аккуратного человека)
_ ИКС _ _ (кухонный аппарат)
_ ИКС _ _ _ _ (жидкое лекарство)
_ _ _ ИКС (несгораемая мифологическая птица)
_ ЧАСТЬ _ (успех, удача, полное удовлетворение)
_ _ _ НОК (вьющееся растение)
_ _ _ НОК (школьный звуковой сигнал)
_ ОСЬ _ _ _ __ (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
Ответ:
О Т РЯД (группа людей)
З А РЯД К А (утренняя разминка)
П О РЯД О К (состояние вещей у аккуратного человека)
М ИКС Е Р (кухонный аппарат)
М ИКС ТУРА (жидкое лекарство)
Ф Е Н ИКС (несгораемая мифологическая птица)
С ЧАСТЬ Е (успех, удача, полное удовлетворение)
В Ь Ю НОК (вьющееся растение)
З В О НОК (школьный звуковой сигнал)
В ОСЬ М Е Р К А (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
7-й конкурс. «Математика + Литература»
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
8-й конкурс. Блицтурнир.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
1-й ученик – расставляет порядок действий.
2-й ученик – выполняет первое действие.
3-й ученик – выполняет второе действие.
4-й ученик – выполняет третье действие.
5-й ученик – выполняет четвертое действие.
6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Задание. Переставьте три спички так, чтобы рыбка поплыла в обратном направлении. Другими словами, нужно повернуть рыбу на 180 градусов по горизонтали.
Ответ. Для решения задачи будем передвигать спички, которые составляют нижнюю часть хвоста и туловища, а также нижний плавник нашей рыбы. Переместим 2 спички наверх, а одну вправо, как показано на схеме. Теперь рыбка плывет не вправо, а влево.
Подобрать ключ
Задание. В этой задаче из 10 спичек сложена форма ключа. Передвиньте 4 спички так, чтобы получилось три квадрата.
Ответ. Задача решается достаточно просто. Четыре спички, образующие ту часть ручку ключа, нужно переместить на стержень ключа, так чтобы 3 квадрата были выложены в ряд.
Поле для крестиков-ноликов
Условие. Необходимо переложить 3 спички так, чтобы получить ровно 3 квадрата.
Ответ. Чтобы получить ровно три квадрата в этой задаче необходимо переместить 2 нижних вертикальных спички вправо и влево соответственно, чтобы они замыкали боковые квадраты. А нижней центральной горизонтальной спичкой нужно замкнуть верхний квадрат.
10-й конкурс капитанов
Рисуют с закрытыми глазами на доске по описанию портрет двоишника.
Голова – круг,
Туловище – прямоугольник,
Руки – отрезки,
Глаза – точки,
Ноги – отрезки,
Нос – овал,
Рот – дуга,
Дневник –квадрат,
В дневнике – 2.
Команда помогает словами «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
11-й конкурс. У кого лучше глазомер?
Однойкомандевручается стакан с конфетами-горошинами, а другой – кружка с такими же горошинами. Побеждает та команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному.(Организаторы конкурса должны потрудиться и сосчитать количество конфет назвать длину карандаша, ширину тетради, толщину учебника и т.д., но предварительно эти предметы необходимо измерить самому и знать точные ответы).
Рефлексия.
Подсчет баллов. Оценивание учащихся, вручение медалей. Урок сегодня завершён, но каждый должен знать: Что спорт, упорство, ум и труд к успеху в жизни приведут! Спасибо!