Просмотр содержимого документа
«Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником»
Адильханова Ольга Анатольевна
«Увидеть и понять проблему –
наполовину решить её,
но если не видишь проблему,
то она в тебе самом!»
Древняя мудрость.
Цель тренинга:
-освоить приёмы и техники взаимодействия с «трудными» учащимися;
-выработать согласованный взгляд и стратегические действия коллектива по сопровождению учащихся, испытывающих трудности в обучении
Материалы и оборудование:
Презентация «Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником», мультимедиапроектор.
Карточки к упражнениям «Заголовки», «У попа была собака».
Листы формата А 4 и фломастеры к упражнению «Рисуем кошку» (из расчёта 1 комплект на 2 человека).
Бланки анкеты «Организационно – педагогическая культура» для упражнений «Аттестация», «Школа без неудачников» (по 3 на команду).
Листы ватмана и маркеры для упражнения «школа без неудачников».
Листки обратной связи (по количеству присутствующих).
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Здравствуй, Света!»
Цель: формирование групп для работы, установление комфортной атмосферы
3 лидера коллектива по очереди обращаются к одному из членов коллектива «Здравствуй, (имя)!». Тот, к кому обратились, садится за стол обозначенной команды, т.о. становится её членом. (Упражнение является своего рода диагностикой межличностных предпочтений в коллективе)
Актуальность проблемы:
Безусловно, проблема неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём, беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые «двойки», у ребёнка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что скорее всего приведёт к новым негативным проявлениям и в поведении. Зачастую неуспевающие учащиеся ищут круг людей, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, пьяниц, наркоманов.
Несмотря на пристальное внимание общественности к проблеме неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении непрерывно растёт. И эта проблема характерна не только для нашей страны.
(Членам группы предлагается определить, какой результат работы в тренинге им бы хотелось получить лично для себя)
Затем тренер акцентирует внимание присутствующих на базовых понятиях тренинга:
Обучение – это практическое освоение окружающего мира и жизни, наработка способностей, необходимых для того, чтобы с этой жизнью управляться. Жизнь любого существа успешна настолько, насколько умело осуществляется им управление средой. Наша среда – это наше тело, семья, люди, отношения и общение с ними, природа, денежные потоки, машины, инструменты и многое другое. Управлять жизнью – базовый стимул любого обучения.
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Причины неуспеваемости.
Основная причина неуспеваемости – несоответствие интеллектуальной системы учащегося и системы обучения в образовательном учреждении. Мы всё усложняем и усложняем программы обучения, не всегда ориентируясь на возможности учащихся, не принимаем во внимание их возрастные особенности.
Устойчивая неуспеваемость может привести к серьёзным отклонениям в развитии личности, формированию агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую коррекционную работу, то стойкую общую неуспеваемость можно предотвратить.
Опыт показывает, что педагог, знающий особенности учащихся и владеющий приёмами работы с ними, добивается прекрасных результатов. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Но профессиональная компетентность педагога - не растворимый кофе, поэтому педагог, признающий необходимость образования для развития личности учащихся, конечно, начнёт себя, применения форм и методов успешного взаимодействия учащихся на практике. Освоить приёмы и техники взаимодействия с «трудными» учащимися, выработать согласованный взгляд и стратегические действия коллектива по сопровождению учащихся, испытывающих трудности в обучении и призван наш сегодняшний тренинг.
Для того, чтобы добиться эффективной работы по преодолению неуспеваемости, необходимо прежде всего определить её причины.
Упражнение «Причины неуспеваемости».
Тренер предлагает каждому участнику по кругу назвать одну главную, на его взгляд причину, которая приводит к неуспеваемости. Тренер обобщает сказанное и приводит статистические данные. Которые отражают различные взгляды на причины успеваемости.
После выполнения упражнения, участникам тренинга, предлагается сравнить названные причины с ответами, полученными в результате анкетирования, проводимого среди педагогов других образовательных учреждений по стране в целом, где рейтинг причин неуспеваемости выглядит следующим образом:
1.Отсутствие волевых качеств, необходимых для успешного овладения предметом (лень).
2. Необходимость большой самостоятельной работы для овладения предметом. 3. Неумение самостоятельно думать, рассуждать, приводить сложные логические доказательства. 4. Отсутствие склонностей и способностей к предмету, недостаток интереса к нему. 5. Большие пробелы в знаниях по предмету. 6.Сомнения в пользе предмета для дальнейшей жизни.
7. Невозможность сохранять работоспособность в течение целого урока. 8. Большая загруженность вне учебного заведения, усталость от не связанных с обучением занятий. 9. Плохо написанные учебники. 10.Слишком быстрый темп подачи материала, недостаток времени на обдумывание заданий, большое число контрольных и проверочных работ. 11. Невозможность отличиться среди сверстников в лучшую сторону, застенчивость, не позволяющая проявить свои знания. 12. Плохая дисциплина во время урока, неумение педагога организовать порядок на уроке.
13. Нелюбовь к учителю, преподающему предмет. 14. Однообразие, неинтересность заданий, выполняемых для овладения предметом. 15. Отсутствие снисходительности со стороны учителя, чрезмерное негативное внимание с его стороны. 16. Отсутствие необходимых физических качеств (ловкости, силы, зрения, слуха и т.д.) 17. Плохое преподавание учителем своего предмета.
Факторы, которые могут привести к неуспеваемости, условно можно отобразить в следующей схеме (см. презентация).
Среди причин, вызывающих неуспеваемость выделяют следующие:
Психологические причины неуспеваемости:
Среди психологических факторов. Влияющих на эффективность обучения выделяют уровень развития и качество познавательных процессов. Причиной неуспеваемости могут стать некоторые индивидуальные особенности познавательных процессов учащихся (мышления, памяти, внимания, восприятия).
Важнейшие познавательный процесс, которые лежат в основе обучения – память, эффективность функции внимания и особенности восприятия учащихся.
Для активизации познавательных процессов важно:
обеспечить проведение занятий в условиях соответствующих санитарно – гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процессов не может быть высоким), сюда же относится соблюдение учащимися режима дня, питания, отдыха и движения;(каждый «недоспанный» час против физиологической нормы снижает умственную работоспособность на 10 -20 %)
соблюдать при использовании средств наглядности норм яркости, освещённости, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров учебного кабинета, стремиться к оптимальному уровню сложности языка учебного сообщения;
полностью использовать возможности устной речи, как средства управления вниманием и восприятием. Громкость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются ориентирами для слушателя в содержательной стороне общения;
учитывать возможность прямого управления восприятием (в случае затруднения понимания нужно специально обращать внимание на наиболее важные положения, важно показывать, на какую часть таблицы, диаграммы, графика нужно смотреть и что именно надо увидеть, чтобы не возникло смысловых барьеров)
в умеренных пределах разнообразить изложение; использовать приёмы поддержания и возвращения внимания;
учитывать эмоциональный фактор, за счёт которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает;
уделять внимание повторению и дальнейшей разработке уже известной информации;
использовать наглядность, графики, схемы как опорный материал для активизации восприятия и памяти;
вводить проблемность, некоторую усложнённость для активизации мышления.
Необходимым условием того, чтобы информация была воспринята является посыл сигналов к органам чувств. Преподавателю следует знать, что информация, расположенная на доске запоминается следующим образом:
Запоминание читаемой информации зависит от расположения текста на странице, цвета бумаги, способа печати, цветового фона. Чем компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов, что его прочтут и запомнят. Этот факт я и предлагаю вам сейчас проверить на себе.
Упражнение «Заголовки»
Цель: познакомить слушателей с приёмами работы, направленными на развитие памяти учащихся.
Содержание: Тренер заранее готовит карточки формата А 4. На карточку наклеиваются, предварительно вырезанные из газетных и журнальных заголовков, 15 слов. Цвет, размер, шрифт могут быть различными, расположение слов на листе произвольное. В течение одной минуты команда знакомится с содержанием карточки, по команде ведущего переворачивает её и каждый записывает слова, которые запомнил. Затем участники сравнивают записи с образцом, фиксируют количество слов и правильность их написания. Каждый рассказывает о приёмах, применённых им для запоминания.
Тренер предлагает обсудить, в каких целях можно использовать это упражнение в работе с учащимися. (Упражнение направлено на тренировку памяти, внимания, поэтому предлагается использовать его для отработки приёмов запоминания, для выяснения того, какую письменную информацию учащийся усваивает легче (предпочтительный цвет, размер шрифта); можно проанализировать пространственное расположение на листе слов, что поможет педагогу впоследствии более эффективно использовать площадь доски при объяснении материала).
Необходимо также учитывать какой канал восприятия используется каждым учащимся (зрительный, слуховой или кинестетический) и использовать в процессе обучения многосенсорный подход. Владеете ли вы данным подходом покажет следующее упражнение.
Упражнение «У попа была собака».
Цель: почувствовать себя в роли ученика с преобладанием определённой системы восприятия, обратить внимание на специфику речи предложенных категорий учащихся.
Содержание:
Тренер знакомит слушателей с особенностями поведения людей с разными ведущими системами восприятия, спецификой речи этих категорий. Затем каждая из групп получает карточку с набором слов, присущих одной из этих категорий. Тренер просит команды рассказать известную «докучную» сказку «У попа была собака…» в манере, характерной для того или иного типа восприятия. Группы работают 5 минут, после чего читают своё произведение. Остальные участники отгадывают, кто является автором: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Научно доказано, что уровень и качество познавательных процессов поддаются коррекции при помощи специальных упражнений (выступление педагогов, которые применяли предложенные психологом упражнения на своих уроках: анализ эффективности и выявленных трудностей).
Одна из причин учебной неуспешности – отсутствие мотивации.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога:
- помочь учащимся приобрести реалистический уровень притязаний;
- развивать ответственность;
-поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно выстроить учебный план и каждый урок, согласуя его с интересами учащихся, удовлетворять интересы учащихся в учебном процессе, используя все возможности учебного материала для развития любознательности учащихся.
Хотите мотивировать учащихся:
1.Найдите общий язык со всеми без деления учащихся на сильных и слабых.
3.Пробудить и повысить познавательный интерес призваны активные формы обучения: проблемные ситуации в процессе изучения объектов; индивидуальная и групповая работа над проектами; использование и реализация исследовательского подхода при изучении учебного материала; связь учебной информации с жизненным опытом учащихся; организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности, что в свою очередь приведёт к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточится на личных переживаниях, которые вытеснят желание усвоить учебный материал.
Однако, лишь треть учащихся не справляется с учёбой из – за сложностей усвоения учебного материала. Остальные «съезжают» по другим причинам. Когда ранним утром учащийся сонно бредёт в образовательное учреждение, мысли его заняты не только предстоящей встречей с товарищами. Он боится получить «двойку». Для большинства «двойка» сравнима с публичной пощёчиной: «Ты неудачник. Мир тебя отвергает». Таким образом, в голове учащегося на долгое время закрепляется негативный опыт.
Отметка – это не просто оценка за конкретный ответ у доски, это оценка человека вообще, его внешности, индивидуальности. Неуспевающие учащиеся чувствуют свою неполноценность, они тоже хотят уважения, но попытки хорошо ответить учебный материал считают обречёнными на провал, поэтому пытаются завоевать авторитет физической силой, экстремальными поступками, вызывающей внешностью.
Становятся двоечниками всегда по одному и тому же сценарию. В какой – то момент ребёнок что – то недопонимает и где – то отстаёт. А следующий материал основан на предыдущем. Так накручивается снежный ком и учащийся, в конце концов, попадает в мир, где все говорят, будто на иностранном языке. Он сидит за партой и не понимает ни слова, а его постоянно ругают, позорят, высмеивают.
Представьте, что вы ходите на работу, где не понимаете ничего, и вас только унижают. Двоечник же годами это ощущает в учебном заведении. Он только делает вид, что ему всё безразлично, на самом деле испытывает страдания, постепенно обесценивая то, что он не может получить.
Как помочь хроническому двоечнику догнать всех? Чтобы предотвратить эту беду необходимо максимально узко локализовать область за которую поставлено «2». Учащемуся необходимо точно указать, что он не знает, какое правило и подсказать, дать совет как данный пробел в знаниях ликвидировать. Научите учащегося работать с книгой. Объясните: есть параграф, а к нему вопросы и задания. Если не получается выполнить задание, ответить на вопрос, надо перевернуть страницу назад и заглянуть в параграф, где даны основные формулы и понятия.
Пусть задание представляется учащемуся осуществимым. Определите цель (что нужно сделать), разделите задание на маленькие части, приготовьте всё необходимое для работы и приступайте к её выполнению. Покажите учащимся прикладной характер задания, объясните как в жизни пригодятся его новые знания и умения, какая от них польза.
Усиливайте положительные эмоции учащихся. Просите не отвечать материал, а объяснять («Объясни мне как решать квадратное уравнение») Проявите интерес, будьте внимательным слушателем, а не критиком. Объясните, что никто не может предвидеть, что в жизни понадобиться, а что нет. Что учиться надо не ради оценок, а для себя. Простейшая форма положительного эмоционального подкрепления – похвала, одобрение словом или жестом. Похвала должна быть конкретной, искренней и своевременной.
Необходимый элемент учебно – воспитательного процесса – наказание. Но оправданы они только в том случае, если все другие меры не имели успеха. Наказания – это по сути определение рамок ограничения для учащихся в принятии решений. Применять наказания можно только после того, как вы неоднократно объяснили правила поведения и уверены, что учащийся их понял. Наказания могут привести к хорошим результатам, если бывают действительно заслуженными и при этом не отнимают у учащегося ощущения, что ему желают добра. Постоянные наказания и излишняя строгость приводят к зависимости, несамостоятельности, неумению принимать решения. Такие люди даже во взрослом возрасте стараются избегать неудач и мало проявляют активность в чём бы то ни было. Недопустимы в качестве наказания бойкот и отвержение.
Помните:
Наказывая ребёнка, вы учите его бояться вас.
Частые наказания побуждают ребёнка оставаться инфантильным.
Задача дисциплинарной техники – изменить желания личности, а не только его поведение.
Чем заменить наказание?
Отвлечением – предложить более привлекательное занятие.
Терпением.
Предельно кратким объяснением того, почему поведение учащегося неправиль
Физиологические причины неуспеваемости:
Одной из возможных причин неуспеваемости является физическое здоровье учащихся, которое в течение последних десятилетий неуклонно ухудшается.
Особого внимания заслуживают леворукие дети. Многие специалисты считают, что обучение левшей должно проходить по иной, отличной от общепринятой, методике обучения. Но это вопрос будущего. Нам следует лишь помнить о том, что переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Леворукость – определяет не только ведущую руку, но и некоторые особенности речи, чтения, письма (к ним неприменимы стандарты и правила для праворуких; требовать определённой скорости, положения, посадки от них нельзя). Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов. Таких учащихся желательно вовлекать в подвижные виды деятельности, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания.
Увеличилось число детей с общей ослабленностью организма. Часто болеющий, ослабленный учащийся несамостоятелен, пуглив, чрезвычайно зависим от взрослых. Чрезмерная опека ослабленных детей родителями приводит к тому, что в коллективе обилие контактов со сверстниками и взрослыми становится для такого учащегося дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление.
Усугубляют картину многочисленные пропуски занятий из – за болезни. Систематическая учебная нагрузка и пребывание в коллективе часто оказываются для них непосильными. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома – состояния нервно – психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У таких учащихся наблюдается чувствительность к громким звукам, яркому свету, плаксивость, головные боли, расстройства пищеварения и сосудистого тонуса вплоть до обмороков, поверхностный сон. Все эти симптомы ведут к нарушению питания клеток мозга, отсюда неустойчивость внимания, снижение памяти, быстрая утомляемость. У таких учащихся важно формировать и развивать самостоятельность, адекватную самооценку, искать вместе с ним пути решения возникающих проблем, научить анализировать свои достижения и промахи.
Состояние, когда ребёнок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики получило название синдрома психического инфантилизма. Такой учащийся неспособен произвольно управлять своим поведением. Его поведение импульсивно и непосредственно: он может включится в общую работу, активно выполнять задание, но если игра «в школу» ему надоест, он может встать, ходить по классу, разговаривать с соседом по парте, заниматься посторонними делами. Ему непонятны общепринятые нормы и правила. Наиболее эффективный приём в работе с таким учащимся - поддерживать непосредственный интерес к тому, что происходит на уроке, давать индивидуальные дополнительные задания в форме дидактических игр, задачи и упражнения, направленные на развитие словесно – смысловой памяти, требующие осознания связи между частями целого.
Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием т.н. психоорганического синдрома или минимальной мозговой дисфункции – комплекса нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения, возникающего вследствие органического поражения мозга. Проявления данного синдрома различны в зависимости от возраста. Это может быть двигательная расторможенность, возбудимость, неустойчивость настроения, импульсивность, эмоциональная несдержанность, слабое чувство ситуации, недостаточная самокритичность, повышенная внушаемость, вспыльчивость с проявлениями агрессивности, расторможенность влечений (сексуальность, прожорливость, повышенное влечение к новым впечатлениям, приводящее к бродяжничеству) плохой сон, задержка речевого развития, слабая выраженность интеллектуальных интересов, недостаточная координация движений, нарушения развития навыков счёта, чтения, письма. На учащихся данной категории ни в коем случае нельзя оказывать давление, что может привести к отрицательным последствиям в виде протестных и невротических реакций, вплоть до отказа от посещения учебного заведения.
Таким учащимся необходима не только психолого – педагогическая помощь, но и медицинская поддержка врача психоневролога и логопеда. Помощь педагога учащимся с ММД заключается в многократном повторении пройденного материала и формировании необходимых знаний, умений, навыков.
Усиливает дезадаптацию учащихся в процессе обучения синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Основными проявлениями данного отклонения в развитии являются дефицит активного внимания, общее двигательное беспокойство, подвижность, возбуждённость, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность поступков и их импульсивность, чрезмерная чувствительность ко всем раздражителям (свету, шуму). Учащиеся с данным синдромом имеют предрасположенность к нарушениям в поведении и антисоциальным поступкам. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – медицинский диагноз и для сглаживания его симптомов необходима лекарственная терапия.
Пополняют ряды неуспевающих учащихся и гипоактивные учащиеся. При добром, внимательном отношении взрослых к проблемам и особенностям таких учащихся, необходимых медицинских воздействиях, последствия данного неблагополучного биологического фактора могут быть успешно преодолены.
Социальные причины неуспеваемости.
Неблагополучная обстановка дома, недостаток порции родительской любви, отсутствие режима и внимания к учащемуся со стороны взрослых, нерациональные формы и методы организации обучения, негативные формы взаимодействия «учитель – ученик», отсутствие готовности к систематическому обучению, эмоциональные и физические перегрузки учителей и учащихся, конфликты в семье и со сверстниками – всё это социальные причины неуспеваемости.
Систематическое общение с учащимся, тёплые отношения, эмоциональное принятие, оптимальный уровень требований и запретов, совпадение ожиданий всех сторон образовательного процесса – необходимое условие для благополучного усвоения учащимся учебной программы и необходимых жизненных навыков. Учебные и жизненные задачи должны быть параллельными, в этом случае учебный материал будет осваиваться успешно.
Упражнение «Рисуем кошку».
Цель: совместная работа в парах, отработка умения соподчинять свои интересы с возможностями партнёра.
Содержание: группа делится на пары. Один из участников становится учителем, второй учеником. Тренер даёт отдельную инструкцию учителям (так, чтобы этого не слышали ученики), которые должны провести урок рисования на заданную тренером тему.
Каждому ученику выдаётся лист бумаги и карандаш. Закрыв глаза и слушая инструкцию учителя, каждый ученик выполняет рисунок под диктовку, не зная конечной цели своей работы. Учителя инструктируют своих подопечных, не зная, однако, что у них должно получиться. Когда рисунки будут закончены, ученики делятся впечатлениями, трудно ли было выполнять работу, не зная её цели. Учителя рассказывают о своих затруднениях, возникших в связи с необходимостью дать чёткие рекомендации партнёру.
Тема рисунка, предложенного участникам, может быть любой, но желательно, чтобы этот предмет был знаком всем. Обычно предлагается нарисовать кошку, что и послужило поводом для названия данного упражнения.
Учитель – ученик: стили взаимодействия.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определённые знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создаёт для активности обучаемого необходимые условия, направляет, контролирует, предоставляет необходимые средства и информацию.
Психологическую формулу успешного обучения можно выразить следующим образом:
М + 4 П + С, где
М – мотивация
1П – приём и поиск информации
2П – понимание информации
4П - применение информации
С - ситематичность знаний.
Выделяют авторитарный, демократический и либерально – попустительский
стили взаимодействия с учащимися (тренер даёт при необходимости краткую характеристику каждого стиля).
Взаимоотношения – это головоломка, где кусочки могут не подходить друг к другу. В жизни всегда могут оказаться рядом люди «не такие как мы», которые нам не всегда понятны. Он могут быть неприятны нам, а мы, к сожалению, им. Тем не менее, необходимо быть терпимым и дружелюбным к окружающим нас людям, избегать конфликтного общения.
Учитель должен быть гибким, уметь в зависимости от конкретной ситуации своевременно переключаться на более эффективный стиль взаимодействия.
Упражнение «Аттестация»
Цель: обмен опытом, формирование умения анализировать результаты деятельности.
Содержание:
Тренер: представьте, что вы – группа экспертов, которые пришли в наше училище с целью определения модели взаимодействия в учебно – воспитательном процессе. С помощью первой части предложенной вам анкеты проанализируйте состояние и характер организационно – педагогической культуры в нашем училище и сделайте своё заключение.
Упражнение
«Трудности взаимодействия с неуспевающим учеником».
Тренер предлагает составить своеобразную «Книгу рецептов» по преодолению проблем неуспеваемости. Каждая группа прорабатывает одну из проблем, определяет направления и методы работы по её реализации. Затем команды зачитывают свои рекомендации, остальные участники дополняют их.
Упражнение «Школа без неудачников».
Цель: сплочение группы, представление проблемы, рассматриваемой на тренинге в позитивном ключе.
Содержание:
Используйте 2 часть анкеты «Организационно – педагогическая культура» для обсуждения вопроса: «Какое образовательное учреждение, на ваш взгляд, может оказаться максимально удовлетворяющим в равной мере потребности всех сторон образовательного процесса в нашем училище?» Результаты обсуждения записываются на листах ватмана, которые один из членов команды представляет присутствующим. В итоге получается целостная картина проблемы.
Упражнение на релаксацию «Кинг Конг».
Цель: обучение приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Участники сидят на стульях, положение их рук напоминает громадную обезьяну: они согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза полузакрыты. Дыхание спокойное и равномерное.
Фаза напряжения. Ведущий: «Сожмите пальцы рук в кулак, напрягаем мышцы рук – кулаки, предплечья, плечи. Сжимаем кулаки так сильно, что мышцы рук начинают дрожать. Дышим спокойно и равномерно. Напрягаем мышцы до боли».
Фаза расслабления. Ведущий: «Расслабили мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленный вдох, выдох. Руки тяжёлые и тёплые. Медленно открываем глаза».
Участники делятся ощущениями.
Упражнение «Подсолнух».
Цель: Сплочение группы. Образец ритуала прощания.
Содержание: Участники встают в широкий круг, ведущий говорит: «Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните о том, как вы поодиночке зашли в этот кабинет… Теперь откройте глаза, почувствуйте, как вы постепенно становитесь ближе друг другу… сузьте круг, положите руки на плечи своим соседям… Представьте, что вы все – это цветок подсолнуха, который медленно покачивается от лёгкого ветерка. Закройте глаза и медленно качнитесь влево, теперь вправо…(30 сек).
Продолжая ритмично двигаться, откройте глаза и опустите руки… осознайте, что подсолнух уже созрел, и каждый из вас сейчас превратится в самостоятельное подсолнуховое семечко.
Отойдите с закрытыми глазами на пару шагов назад и медленно развернитесь наружу… почувствуйте, как ветер уносит вас вдаль от подсолнуха, что вы снова один, но теперь уже несёте частичку общей энергии. Попытайтесь ощутить эту энергию в своём теле… скажите себе самому: я наполнен жизненной силой, и у меня есть энергия для роста и развития…» (1 мин).
Теперь медленно откройте глаза … работа нашей группы завершена.
Для определения результативности в ходе тренинга после занятия участники заполняют листок обратной связи, позволяющий провести качественную оценку происходящего. (См. приложения).
Существует множество различных типов интеллекта, и каждый из нас обладает своим стилем обучения, столь же индивидуальным, как отпечатки пальцев.
Эффективные системы образования должны распознавать стили обучения учащихся и обращаться непосредственно к каждому из них.
А если образовательные учреждения объединятся в этом деле, они смогут изменить весь мир.