kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тайна третьей планеты или космическое путешествие по координатной плоскости с отрицательными числами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая игра для учащихся 6 класса с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тайна третьей планеты или космическое путешествие по координатной плоскости с отрицательными числами.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3.

г. Печора.

Математическая игра для учащихся 6 классов, с ОВЗ.









« Тайна третьей планеты»

(Космический полет с отрицательными числами по координатной плоскости)









Автор учитель математики

Тырина Татьяна Сергеевна.







2016 г.

Пояснительная записка.

Устойчивый интерес к математике начинает формироваться в среднем звене. Но это не происходит само собой. Для того чтобы ученик всерьез начал заниматься математикой необходимо уважение к его успехам , чтобы эти успехи оценил не только его учитель, но и его сверстники , родители. Эту цель помогают осуществить коллективные внеклассные занятия по математике. Данная игра проводится в 6–х классах( для детей с ОВЗ), в 4 – ой четверти, когда основные темы программы пройдены и дети могут ощутить «ситуацию успеха». В каждом классе общеобразовательной школы есть дети с нарушением эмоционально- волевой сферы. Раньше их называли « трудные дети». Гиперактивность, невнимательность, импульсивность – вот отличительные особенности этих детей. Особенно ярко проявляются они в период полового созревания, т. е. как раз в 6-8 классах. Такие дети часто не похожи на других. Они умны и глубоко чувствуют, а окружающие считают их чуть ли не умственно отсталыми. Очень важно научиться помогать им. Работа в команде позволяет приобрести уверенность в себе, самоутвердиться и завоевать, так необходимый в этом возрасте, авторитет. Нужны полезные, активные, сбалансированные формы проведения внеурочного времени. На эти цели и направлено данное мероприятие.

Классы заранее оповещаются о предстоящей встрече. Сообщаются основные правила игры. Честь класса защищает экипаж - команда из 6- ти человек. Экипажи сидят за отдельными столами. Каждый экипаж придумывает название своему кораблю, выбирает командира ( он следит за порядком на борту). На каждой планете на борт поднимаются инопланетяне – это члены жюри, представители старшего класса. Они следят за решением и разрешают отправку к следующей планете.

Удобно провести игру во внеурочное время. Продолжительность встречи 45 минут. Место проведения – кабинет математики.

План игры.

  1. Организационный момент, вступительное слово учителя.( 3 минуты)

  2. Планета « Телепатия» (6 мин)

  3. Планета « Вычислялка» ( 10 мин)

  4. Минутка тишины, видеоролик «Звездное небо» (1 мин)

  5. Планета «Координария» ( 10 мин)

  6. Планета « Прочитайка» ( 10мин)

  7. Релаксация. Подведение итогов. Объявление победителей.(5 мин)

Цель игры.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.



Задачи игры.

  1. В обучении: закрепление и повторение тем: « Действия с отрицательными числами» , « Координатная плоскость».

  2. В развитии: способствовать развитию сообразительности, пополнению словарного запаса математических терминов.

  3. В воспитании: воспитывать умение работать в команде, защищая честь класса.



Полет начинается со вступительного слова учителя.

Приветствую членов экипажей космических кораблей! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие к другим планетам. Люди, живущие там, очень любят математику, а еще любят задавать интересные вопросы и задачи. И разрешают покинуть свою планету только тогда, когда задача решена.

Цель всего путешествия достичь планеты « Прочитайки», где вы узнаете кое – что интересное. Попасть на нее вы сможете только тогда, когда побываете на всех трех планетах. Первый, кто доберется до нее, имеет право прочитать интересную информацию об отрицательных числах.

Корабль ведет командир. Он получает задание от « Властелина Вселенной» (председатель жюри), и следит за порядком на корабле .Если задание устное, командир назначает того, кто лучше остальных скажет ответ. Каждый член экипажа должен ответить хотя бы на один вопрос. На обдумывание ответов будет дано определенное время. Затем ваш ответ. Всем командам за ответы выдадут жетоны - это разрешение инопланетян на ваше дальнейшее путешествие. Жетоны выдает «Властелин Вселенной». Красный – за отличный ответ, зеленый - за хороший, синий- за удовлетворительный, белый – за неправильный ответ.

Итак, планета « ТЕЛЕПАТИЯ»

Задание. Жители этой планеты умеют читать мысли на расстоянии. И вам они предлагают прочесть их мысли.( Все команды получают конверты с заданиями) ( Приложение №1)

Планета « ВЫЧИСЛЯЛКА»

Задание: Выполнить три вычислительных примера, причем ответ первого примера будет неизвестным числом для второго и т. д. ( Приложение № 2)

Планета « КООРДИНАРИЯ»

Задание: Здесь зашифрованы некоторые объекты. С помощью вашего точного чертежа на координатной плоскости жители других планет узнают как мы воспринимаем окружающий мир.

( Приложение №3)

Планета «Прочитайка»

Наглядно представить себе дробь может каждый. Достаточно посмотреть на разрезанное яблоко или , например, на огород, разделенный на грядки. Но представить себе число «-5» труднее. Ведь нельзя ни отмерить «-5» метров ткани, ни отрезать «-500» граммов хлеба. Зачем же нужны отрицательные числа?

Дело в том, что существует много вещей, которые могут как увеличиваться, так и уменьшаться. Если на товар большой спрос, фабрике увеличивают план по его выпуску, а если товар вышел из моды, то план приходится уменьшать.

Положительные и отрицательные числа как раз и служат для описания изменений величин. Если величина растет, то говорят, что ее изменение положительно., а если она убывает, то ее изменение называют отрицательным.

А можно толковать положительные и отрицательные числа по- иному.

Например, можно считать, что положительные числа выражают имущество, а отрицательные – долг. Если у кого- то 8 рублей в кармане , но он должен из них 5 рублей отдать, то располагать он может только тремя рублями. Поэтому считают, что 8 + (-5) = 3. Если же, наоборот, у него в кармане только 5 рублей, а он должен отдать 8 рублей, то после того как отдана вся наличная сумма, будет еще 3 рубля долга. Это и отражается в равенстве: 5+

+ (-8)= -3.

Примерно так толковали отрицательные числа индийские математики, столкнувшись с ними при решении уравнений. Вероятно такие числа рассматривал и греческий ученый Диофант, живший в 3 веке до нашей эры.

А китайские ученые изучали отрицательные числа во 2 веке до нашей эры. Но китайцы не знали правила знаков при умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Впервые его сформулировали индийские ученые. Надо сказать, что это правило самое ТАИНСТВЕННОЕ во всей теории. Почему при умножении отрицательного числа на положительное получается отрицательное число объяснить можно так:

(-7) 3=-7 +(-7)+(-7)= -21.

Труднее объяснить почему при умножении отрицательного числа на отрицательное получается число ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ. Даже самые крупные математики 18 века давали здесь на редкость туманные объяснения.

Английский поэт У.Г. Оден с огорчением воскликнул:

« Минус на минус всегда только плюс.

Отчего так бывает, сказать не берусь!!!»

Имели место довольно оригинальные правила действий с положительными и отрицательными числами:

ДРУГ МОЕГО ДРУГА - МОЙ ДРУГ ( + на + = +)

ВРАГ МОЕГО ДРУГА - МОЙ ВРАГ (- на + = - )

ДРУГ МОЕГО ВРАГА – МОЙ ВРАГ (+на - = - )

ВРАГ МОЕГО ВРАГА – МОЙ ДРУГ(- на - = +)

Ведущий « Властелин Вселенной»: « Результат узнать пора!

Кто же лучше всех трудился и в турнирах отличился…?!»

(Сообщает количество очков каждой команды. Объявляет экипаж- победитель)



Приложение №1.

1-я планета.

« ТЕЛЕПАТИЯ»

ЗАДАНИЕ ПЕРВОМУ ЭКИПАЖУ .

а) Если на прямой выбрано начало отсчета, единичный отрезок и указано положительное направление, то она называется…

б) Чтобы сравнить два отрицательных числа, нужно…

в) Чтобы умножить два числа с разными знаками нужно…

ЗАДАНИЕ ВТОРОМУ ЭКИПАЖУ.

а) Числа, отличающиеся только знаком называются…

б)Чтобы сложить два отрицательных числа нужно…

в) Чтобы разделить два отрицательных числа нужно…

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕМУ ЭКИПАЖУ.

а) Расстояние от начала отсчета до точки на координатной прямой называется…

б) Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно…

в) Чтобы умножить два отрицательных числа нужно…

Приложение № 2.

2-я планета.

«ВЫЧИСЛЯЛКА»

(Задание на карточках, одинаковое для всех экипажей. Учитывается скорость счета) Ответ первого примера будет неизвестным числом для второго.

а) -3 *(-5)=… б) … : (-5)=… в)…+8=…

Приложение №3.

3-я планета.

« КООРДИНАРИЯ»

ЗАДАНИЕ ПЕРВОМУ ЭКИПАЖУ.

Рисуем по координатам.

(-9;2) (-3;3) (0;8) (3;3) (9;2) (5;-3) (6;-9)(0;-7) (-6;-9) (-5;-3)(-9;2)

(ЗВЕЗДА)

ЗАДАНИЕ ВТОРОМУ ЭКИПАЖУ.

(-3;-13) (-6;-13) (-3;-5) (-3;6) (0;10) (3;6) (3;-5) (6;-13) (3;-13) (3;-8) (1;-8)(2;-13) (-2;-13) (-1;-8) (-3;-8) (-3;-13)

(РАКЕТА)

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕМУ ЭКИПАЖУ.

(-7;0) (-5;2) (7;2) (9;5) (10;5) (10;1) (9;0) (-7;0) (0;2) (5;6) (7;6) (4;2) (0;1) (6;-3) (8;-3) (4;1) (0;1)

(САМОЛЕТ)



Список использованной литературы.

  1. А.А. Гусев «Математический кружок 5 класс».Пособие для учителей и учащихся. М.: «Мнемозина» 2014

  2. А.В.Спивак «Математический кружок 6-7 классы». М.: МЦНМО 2015




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тырина Татьяна Сергеевна

Дата: 14.09.2016

Номер свидетельства: 343863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства