2) Вступление. Исторические справки. «Когда и где возникло понятия числа, использование чисел с древности до нашего времени».
II этап – разминка.
Повторение определения натуральных чисел, а также основных четырех действий с числами, устный счёт примеров, содержащих 4 основных арифметических действия.
III этап – конкурс капитанов.
IV этап – конкурс команд.
Выбор правильного решения задачи по данному условию.
Устное решение простейших уравнений.
Самостоятельное составление задачи.
V этап. Заключительный – подведение итогов.
I этап.
Учитель: «Ребята! Сегодня у нас нетрадиционный урок – викторина». Вы померитесь силами между собой, а наше жюри выберет команду – победительницу. Группу детей делим на 3 команды. Выбираются капитаны команд. Жюри – учителя, находящиеся в классе.
Как вы уже знаете, для счёта предметов используются числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и.т.д. Также числа одинаково годятся для подсчета яблок, грузовиков в гараже, учеников в классе. С помощью чисел можно считать также величины, как длина, площадь, масса, время, скорость. Вот как разнообразны случаи, в которых подсчёта чего – нибудь! Вы уже решали немало задач, где надо было над числами выполнять действия: сложение, вычитание, умножение, деление.
II этап.
На доске написаны 3 примера, содержащих 4 действия, а также скобки. Учитель повторяет с детьми порядок действий, а затем пишет примеры на доске и команды по очереди называют правильный порядок действий.
Например:
а) (48 + 15) * 17 – 71
б) 61 * 73 – (845 + 608)
в) 4758 : (413 – 352) + 222
г) 2183 : 37 – 2668 : 46
д) 27 : (25 -16) + 64 : (49 -33)
е) (37 + 23 – 48 + 54 – 16) * 2
Задачи (за правильный ответ по 1 баллу).
Боря старше Вити, но моложе Ани, а Галя младше Вити. Кто старше: Галя или Аня? Запишите, как располагаются эти дети по старшинству.
Мама поручила Игорю купить 3 бутылки молока по 30 коп. и дала 1 рубль. В магазине было ещё мороженое за 18 коп. Хватит ли денег Игорю, чтобы купить и 3 бутылки молока, и мороженое.
Сколько прямоугольников изображено на рисунке:
Петя пробежал 40 м. за 8 сек., а Коля – 30 м. за 5 сек. Кто из них бегает быстрее?
Садовый участок у Васиных родителей имеет форму прямоугольника со сторонами 8 м. и 15 м. Родители поручили Васе вырыть вокруг участка канавку для стока дождевой воды. Какую длину имеет канавка?
На доске написаны примеры с ответами. Нужно выбрать верный ответ. Та команда, которая первой выбирает правильный ответ – 2 очка.
Сумма чисел 586 и 124 равен:
а) 710; б) 680; в) 720; г) 760.
Разность чисел 974 и 520 равна:
а) 454; б) 364; в) 274; г) 704.
Результат деления 888 : 11 равен:
а) 88; б) 78; в) 8; г) 808.
Результат умножения 23 * 40 равен:
а) 840; б) 920; в) 1020; г) 720.
III этап. Конкурс капитанов.
Капитан каждой команды подходит к учительскому столу и выбирает себе задание в конверте (3 балла – верный ответ).
Зад. №1. Рыбак за первый час поймал 22 окунька, за второй час – ещё 4, за третий – ещё 2. Сколько окуньков он поймал за 3 часа?
Зад. №2. Сахарный песок хранился в 2х банках. В одной было 500 гр., в другой – 800г. Мама поручила Игорю ссыпать весь песок в 1 большую банку и добавить туда ещё 1 кг., который она купила. Сколько сахарного песку будет в большой банке?
Зад. №3. На одной стороне аллеи было 17 деревьев. Когда ребята посадили на ту же сторону ещё 4 дерева, оказалось, что на другой на 2 дерева больше, чем стало на первой. Сколько деревьев на другой стороне?
Учитель: «Пока капитаны команд решают, мы с вами проведём след. конкурс:
IV этап. Выбор правильного ответа задачи с её дальнейшим решением.
На доске написаны способы решения задач, надо выбрать верный и продолжить решение до конца.
Зад. №1. В одном цехе 37 станков, а в другом – на 4 . Во второй цех добавили ещё 3 станка. Сколько станков стало во втором цехе:
37 + 4 + 3 = 44(ст)
Зад. №2. На одном складе было 135627 деталей, на другом 206315, на третьем: 89637. Сколько всего деталей? Отв: 135627 + 206315 + 89637 = 431579
Зад. №3. На одной ферме 270 коров, а на другой – на 20 . Сколько коров на двух фермах вместе?
270 + 290 = 560.
После этого конкурса оценивается конкурс капитанов. Заключительное задание: На доске написаны задания; (по 1 баллу).
Уменьшите 90 рублей на половину.
Увеличьте 80 рублей на половину.
Дано выражение: 568 + (х + 244) Составьте задачу по этому выражению за лучшую составленную задачу: 3 балла, затем 2 балла и 1 балл.
Заключительный этап.
Подводим итоги и объявляем команду – победительницу.