kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по истории и математике "Колесо истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и истории расчитано на учащихся 6 - 8 классов.По форме оно ппредставляет собой театрализованную викторину, в которой принимают участие комнады (2 и более). В ходе мероприятия дети побывают в первобытной пещере, в Древнем Египте, Древней Греции, Древней Индии, Древней Руси и узнают об особенностях математической науки в этих государствах. В ходе путешествия командам предстоит решить математические задания, которые будут оценены членами жюри.

Для проведения данного мероприятия необходимо провести большую подготовительну работу: придумать и изготовить декорации, костюмы, выбрать актёров, отрепетировать сценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интегрированного внеклассного мероприятия по истории и математике "Колесо истории" »


КОЛЕСО ИСТОРИИ

Театрализованная игра для 6 – 8 классов

Грушко О.А.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара


Цели: развитие познавательных интересов учащихся в области истории и математики через внеурочную деятельность с использованием современных групповой, игровой и творческой педагогических технологий.

Задачи:

- обучающие: получение новых знаний в области истории и математики, отработка вычислительных навыков

- развивающие: развитие творческих (артистических) и математических (вычислительных) способностей, логического мышления и памяти учащихся.

- воспитывающие: воспитание чувства коллективизма и ответственности при работе в группах (командах), интереса к таким предметам, как история и математика, к учебному процессу в целом.

Оборудование: декорации, костюмы, письменные принадлежности (тетради, ручки) для работы в командах и членов жюри.

Образовательные технологии: игровая, групповая, творческая, здоровьесберегающая.

Предварительная подготовка: репетиции инсценировок, оформление зала.


Ход мероприятия.

Избирается жюри конкурса.

Участники игры делятся на 2 команды.

Присутствуют зрители.


Ведущий. Добрый день, уважаемые участники игры, члены жюри и зрители.

Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие во времени и узнаем о том, как в разные исторические эпохи зарождалась удивительная наука математика. Но мы станем не только сторонними наблюдателями этого процесса, но его активными участниками. По ходу нашего путешествия нам придётся решить немало сложных задач.

Позвольте представить вам членов нашего строжайшего жюри (представляет членов жюри)

А теперь давайте познакомимся с нашими командами (представление команд: название и краткое пояснение, можно придумать эмблемы с описанием)

Я уверен, что наши команды готовы к путешествию, поэтому предлагаю незамедлительно отправиться в путь. Внимание на сцену!





1. У ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ


Ведущий. Хорошо в пещере тепло, сухо. Костер горит и светит. Качнулось пламя. Заплясали тени по сводам пещеры. Рисунки на стенах ожили. Вот бегут звери, вот охотники подняли копья. Гонят зверя. Сегодня была большая охота.

/Входят два первобытных человека/
Нгоам. Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча у племени! Наконец- то родичи будут сыты. Хей! Хей! /Пляшут у костра/

Арет. Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся /оба потрясают копьями/ Но скажи, Нгоам, как разделить нам мясо между семьями охотников?

Нгоам. В охоте участвовало: две руки, одна нога и один палец на другой ноге охотников, а еще я, ты, Эрмис - это еще три пальца. У меня жена /указывает на свой последний палец на ноге/, три сына /пальцы начинает загибать Арет/, дочь, старая мать, у тебя много родни: жена, трое детей, покалеченный на охоте брат, сестра и ее муж, отец и мать. У Эрмиса: отец, мять, три брата.
Арет. Подожди, подожди!!!
Нгоам. Что случилос?
Арет. Мне пальцев не хватает!
Нгоам. Хей! Хвала духу леса! Он подсказал мне выход, нужно еще позвать несколько человек из нашего племени, тогда, пальцев хватит!
Арет. Да будет вечной, мудрость твоя, о Нгоам!


Вопрос командам:

Сколько человек было в племени, если для подсчета понадобилось позвать два человека и показать еще одну руку?

/Команды решают задачу, ответ предоставляют членам жюри/


Ведущий. Ни так уж и много приходилось считать первобытному человеку. Но у него был свой первобытный "компьютер" - десять пальцев на руках. Загибал человек пальцы - складывал. Разгибал - вычитал. На пальцах удобно считать, только результат счета хранить нельзя. Не станет же человек целый день ходить с загнутыми пальцами. И человек догадался: для счета можно использовать все, что попадется под руку: камешки, палочки, кисточки... Потом стали узелки на веревке вязать, делать зарубки на память на палках.


Задание командам:

Решите кроссворд и угадай слово под номером 1.

  1. "Папа" слона.

  2. Орудие труда из камня или металла.

  3. Первобытный "материал".

  4. Одно из первых занятий человека.

  5. Отрезок времени, равный 100 годам.

  6. Название первого человеческого коллектива.


1


2






3






4






5











6




7









Ведущий. Около пяти тысяч лет назад люди догадались, что числа можно записывать не просто зарубками - единицами, а по разрядам. Это было очень важным открытием. Жизнь заставляла их учиться быстрее. Нужно было разбивать участки земли, отводить воду из рек, рыть каналы в тех местах, где поля были выше реки, надо было поднимать воду наверх. Приходилось ломать голову над тем, как облегчить эту тяжелую работу. Постепенно из набора просто отдельных правил математика стала превращаться в науку.


2. В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ


Ведущий. Больше, чем на шесть тысяч километров протянулась по Африке могучая река Нил. Она надвое разрезает выжженную солнцем пустыню. Вдоль реки - узкая полоска очень плодородной земли. Каждый год в середине лета Нил разливается. Когда вода спадает, на полях остается слой ила, который служит отличным удобрением. На такой земле можно снимать 2-3 урожая в год, только не ленись поливать посевы.

В долине Нила с незапамятных времен люди занимались земледелием. Пять тысяч с лишним лет назад здесь и возникло государство Египет.


Диалог строителей пирамид

1-й. Все боится времени, но само время боится пирамид.
2-й. Вот и ушел от нас в другой мир фараон Хеопс.
1-й. Теперь снова нам есть работа: смотри, так ли рабы укладывают в пирамиду каменные глыбы.

2-й. Да еще следи за погрузкой этих каменных глыб в 2,5 т каждая!
1-й. А ведь как придумал великий бог Имхотеп, строитель первых пирамид фараона Джосера,- все пирамиды должны иметь правильную форму.
2-й. И строить их надо не как попало: одна сторона пирамиды должна всегда

смотреть строго на восток, другие - на север, юг и запад. Только как же Имхотеп определяет стороны света?
1-й. Все просто, как рассвет. В том месте, где будет стоять пирамида, втыкают в землю отвесный шест. В полдень, когда тень от шеста короче него, она покажет направление север-юг.
2-й. А как определить восток и запад?
1-й. Мой юный друг, как мало ты знаешь! Но надеюсь, ты хорошо усвоил длины!
2-й. О да, конечно! Главная мера длины - локоть. В локте - 7 ладоней, в ладони - 4 пальца.
1-й. Возвращаясь к вопросу, как определить направление восток- запад, юг- север. Давай возьмем веревку. Отмерь на ней сперва пять локтей, затем - три. Завяжем на концах этих участков узелки, а концы аккуратно свяжем. Теперь вставим в узелки колышки и как следует натянем. Получился треугольник с прямым углом, который лежит против большей стороны. Такой треугольник назвали в честь нас египетским.
2-й. Вот уже несколько месяцев мы строим эту гробницу, а ей конца все не
видно.


Вопрос командам: Какой высоты будет пирамида?


Ведущий. Кроме замечательных пирамид, храмов, дворцов до нас дошли многие записи и даже большие рукописи. Некоторые из них высечены на камнях, а большая часть из них написана чернилами на папирусе - плотной бумаге, которую египтяне умели делать из тростника. Некоторые из найденных учеными египетских папирусов специально посвящены математике.

Древнейшая математическая рукопись египтян написана 4000 лет назад. Она хранится в Москве и называется Московским папирусом. Другой математический папирус, написанный лет на двести-триста позднее московского, хранится в Лондоне. Он называется "Наставление, как достигнуть знания всех темных вещей, всех тайн, которые скрывают в себе вещи..." Рукопись называют папирусом Архимеда, в ней содержится 84 задач на различные вычисления, которые могут пригодиться в жизни. Вот одна из задач папируса.



Вопрос командам.

Реши задачу.

В дома 7 кошек, каждая кошка съедает 7 мышей, каждая мышь съедает 7 колосьев, каждый колос дает 7 растений, на каждом растении вырастает 7 мер зерна. Сколько всех вместе?


3. В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Ведущий.
Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительный народ, талантливый, у которого есть чему поучиться даже сейчас, тысячи лет спустя.
В древние времена Греция состояла из многих маленьких государств. Каждый раз, когда приходилось решать какой-нибудь важный государсвенный вопрос, горожане собирались на площади, обсуждали его, спорили о том, как лучше сделать, а потом голосовали. Понятно, что они были "хорошими спорщиками": на таких собраниях приходилось опровергать противников, рассуждать, доказывать свою правоту.
Греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. "В споре рождается истина". И в науке греки стали поступать так же, как на народном собрании. Они не просто заучивали правила, а доискивались до истины, причины: почему правильно делать так, а не иначе. Каждое правило греческие математики старались объяснить, доказать, что оно действительно верно. Для этого они спорили друг с другом, рассуждали, старались найти в рассуждениях ошибки. Из правил складывались законы, а из законов - наука математика.


Вопрос командам:

Софизм: 1 = 1

8:8 = 15:15
2х/4:4/ = 5х/3:3/
2= 5

Найти ошибку в рассуждениях.


Сценка
Ученик. Скажи мне, Пифагор, почему все твои ученики носят изображение пфагорейской звезды?
Пифагор. Эта пентаграмма - символ здоровья и наш знак, по которому пифагорейцы узнают друг друга.

Ученик. Я принимаю твой взгляд на мир, Пифагор, и следуя твоим правилам
«Беги от всякой хвори, от всякой хитрости, любым орудием отсекай от тела болезнь, от души - невежество, от утробы - роскошество, от семьи - ссору, от всего, что есть – неумеренность».

Пифагор. Я рад, что ты достиг начала истины. И каждый раз, прежде чем стать от сладостных снов, навеваемых ночью, думой раскинь, какие дела тебе день приготовил.
Ученик. Каждое утро солнце приносит новый день. В чем смысл каждого нового дня, смысл всей жизни?

Пифагор. Смысл жизни в постижении разгадки мировой гармонии. Ключ к этой разгадке я вижу в математике, в познании количественных отношений. Ученик. Пифагор, вид твой величественен, что мне иногда кажется, будто это сам бог Аполлон говорит со мной. Что есть начало всего, Учитель?

Пифагор. Начало начал - число. Все вещи - суть числа.
Ученик. Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твою беседу?

Пифагор. Половина изучают математику, четвертая часть - музыку, седьмая
часть - молчит и, кроме того, есть еще три женщины.


Вопрос командам:

Сколько учеников в школе Пифагора?


4. В ИНДИИ

Ведущий. В Индии математика зародилась примерно тогда же, когда и в Египте - пять с лишним тысяч лет назад. К началу нашего летоисчисления индийцы уже были замечательными математиками. Кое в чем они обогнали даже древних греков. Однако Индия была оторвана от других стран - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы.

Индийские ученые сделали одно из важнейших в математике открытий. Они изобрели позиционную систему счисления - способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир.

Чтобы назвать большое число, индийцам приходилось после каждой

цифры произносить название разряда. Это было громоздко, неудобно, и индийцы стали поступать иначе. Например, число 278 396 читали так: два, семь, восемь, три, девять, шесть - сколько цифр – столько и слов. А если в числе не было какого-нибудь разряда, как, например в числах 206 или 7013, то вместо названия цифры говорили слово "пусто". Чтобы не получалось путаницы, при записи на месте "пустого" разряда ставили точку. Позднее вместо точки стали рисовать кружок, который на языке хинди назывался "сунья", что значит "пустое место".

Арабские математики перевели это слово на свой язык. Вместо "сунья" они стали говорить "сифр", а это уже знакомое нам слово. Слово "цифра" по наследству от арабов досталось и нам.


Задание командам:

Выполните устно действие: 123х104, 5814 : 19.


Сценка
Господин.
Я приказал тебе заготовить для 305 слонов корм на неделю. Почему же корм завезли только вчера, а сегодня уже не осталось?
Слуга. Я подсчитал все правильно, мой господин. На одного слона на неделю хватает одной повозки корма. В неделе 7 дней. Я умножил 7 на 3, а затем на 5, получил 245 повозок. Ты ведь сям учил меня считать.
Господин. Почему ты умножил на 35, а не 305?
Слуга. Как же можно умножить на пустое место?

Господин. За то, что ты плохо учился, я прикажу тебя высечь, а за то, что слоны остались голодными, я прикажу отрубить тебе голову.


5. НА РУСИ

Ведущий. Первые письменные упоминания о славянах встречаются в книгах древних римлян, написанных в самом начале нашей эры. В ХVI веке, при Иване Грозном, на Руси появляются первые рукописные учебники по математике.

В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии, книга по математике "Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может всякия вещи".
Особенно важную роль в развитии русской науки сыграла книга "Арифметика или наука числительная", написанная Магницким Леонтием Филипповичем. "Арифметика" Магницкого была издана при Петре I в 1703 году и долгое время была настольной книгой всех образованных русских людей. Это была настоящая энциклопедия по математике, в которой каждое правило, каждый прием подробно разъяснялся и подкреплялся решением примеров и практических задач.


Сценка "В лавке"

Чиновник. Здорово, борода! Нет ли у тебя синего сукна на брюки и сюртук мне?

Купец. Как не быть! Для Вашей милости все найдется. Утёр купец пот с красного лица и развернул перед чиновником целую штуку синего сукна. - Вот, пожалуйста, товар - первый сорт.
Чиновник. А цена?

Купец. Да я с вас дорого не возьму. По пяти рубликов за аршин.
Чиновник. Ну, это ты, брат, хватил - по пяти рубликов! Сбавь малость, а то в другую лавку идти придется.

Купец. Ладно, сойдемся на цене в 4 рубля 20 копеек.

Чиновник. Отмерь 3 аршина. Ах, господи! Вчера сынишка мой Петька с забора свалился и дырку на брюках приобрел. А что, борода, нет ли у тебя чего-либо подходящего? Да и не ошибись при подсчете денег!


Задание командам:

Решите житейскую историю:

Лошадь съедает воз сена за один месяц, коза - за два месяца, овца - за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца съедят такой же воз сена.


Ведущий. Вот и закончилось наше путешествие во времени. Какой станет математика завтра, сказать невозможно. Известно лишь, что завтра тематика станет еще нужнее людям и распространит свое воздействие на многие отрасли знаний и производства значительно глубже и шире. А путь к вершинам математики начинается в школе. Желаем вам успехов и открытий на этом пути.

Ну, а теперь председатель жюри огласит итоги конкурса и наградит победителей.


Дополнительные вопросы для предварительного тура


1. Что больше: сумма всех цифр или их произведение? /Сумма/.

2. Казалось бы, лупа должна увеличивать все без исключения предметы, но все же существуют такие объекты, которые лупа не увеличивает. Что это за объекты? /Углы/.

3. Такое же большое, как Эйфелева башня, а не весит ни грамма. Что же это? /Тень от нее/

4. Что тяжелее: кг ваты или железа?

5. Какой музыкальны инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты? /Арфа/






Литература и ссылки:

Статьи по истории математики.

  1. http://www.xliby.ru/istorija/drugaja_istorija_nauki_ot_aristotelja_do_nyutona/p6.php

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%EC%E0%F2%E5%EC%E0%F2%E8%EA%E8

  3. Юшкевич А. История математики.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/yushkev/01.php

  1. Литература по истории математики http://eek.diary.ru/p77020421.htm






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Грушко Оксана Анатольевна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства