Просмотр содержимого документа
«Сценарий вечера посвященного Н.И.Лобачевскому»
Математический вечер, посвященный Н. И. Лобачевскому. Цель: Повышение познавательной активности, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся в области математики; умение быстро ориентироваться в обстановке; привитие любви и интерееса к математике. План: 1.Приветствие. Жеребьевка. Представление жюри, команд. 2. Стих о Лобачевском. Доклад «Н. И. Лобачевский – великий геометр». 3. Игра «Звездный час» (в четыре тура). 4. Итог. Награждение победителя. Оформление: Стенды из жизни Лобачевского, стенгазета, посвященная вечеру. Оборудование: Проектор, ноутбук, портреты великих математиков.
Вступление. (Слайд 1 Портрет Лобачевского) Утренник открывает стихотворением В. Фирсова. Высокий лоб, Нахмуренные брови, В холодной бронзе – отраженный луч… Но даже неподвижный и суровый, Он как живой Спокоен и могуч Когда – то здесь, на площади широкой, На этой вот Казанской Мостовой, Задумчивый, неторопливый, строгий. Он шел на лекции – великий и живой. Пусть новых линий – не начертят руки, Он здесь стоит, вознесенный высоко, Как утверждение бессмертья своего, Как вечный символ торжества науки.
Ведущий 1: Внимание! Внимание! Приглашаем всех отправиться, Вместе с нами в веселую страну Математику. Не забудьте взять с собой быструю мысль, Находчивость, смекалку и сообразительность! Ведущий 2: Сегодня в КВНе, Пусть победит один из вас, Да тот, кто посильнее! Капитанам и командам пожелания таковы: Не спешить! Не суетиться! Все решить! Не ошибиться! Веселей на все смотреть! Ну а ты, болельщик милый, Помоги своей им силой. Ведущий 1: Скатерть красная на столе лежит, А за тем столом все жюри сидит, Всё жюри сидит и на нас глядит, Всё на нас глядит – улыбается. Представляем наше жюри…
Ведущий 1: Начинаем вечер, посвященный великому математику Николаю Ивановичу Лобачевскому. Его заслуга перед мировой наукой состоит в том, что он решил нам задачу, которая оставалась нерешенной более двух тысяч лет. Две тысячи лет пытались ученые доказать пятый постулат Евклида – аксиому параллельности. Появление новой геометрии имело большое значение, знаменуя поворот не только в геометрии, математике, но и в развитии человеческого мышления вообще.
Доклад о Лобачевском (См. приложение №1).
Игра «Звездный час». (четыре команды) Вопросы командам (за каждый правильный ответ – 1 эврик). 1 Тур. 1. Выберите портрет Н. И. Лобачевского (Слайд 2 с портретами) 2. Кому принадлежат эти строки: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». (Ломоносов) 3. Кого из них называют Коперником геометрии? (Лобачевского) 4. В 1735 году Академия Наук получила задание срочно сделать астрономические вычисления, нужные для картографических целей. Для выполнения этого задания академия попросила несколько месяцев. Он же взялся выполнить его за кратчайший срок, и ко всеобщему изумлению справился за трое суток. Но ученому не прошло это даром, он заболел нервной горячкой, в результате чего у него вытек правый глаз. Ему тогда было 28 лет. Необычной была его реакция на потерю глаза. Это несчастье вызвало у него лишь шутку: «теперь я буду вдвое меньше отвлекаться от занятий математикой». Кто же он? (Лобачевский) 2 Тур. Как звали ученых? ( Нужно сделать четыре комплекта карточек для каждой команды. Дан отдельный список фамилий и имен ученых, нужно правильно соотнести имена и фамилии.)
Рене Гаусс Франсуа Ковалевская Вильгельм Эйлер Пьер Декарт Николай Виет Софья Лейбниц Леонард Ферма Карл Лобачевский
Ответы: РЕНЕ ДЕКАРТ ФРАНСУА ВИЕТ ВИЛЬЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ ПЬЕР ФЕРМА НИКОЛАЙ ЛОБАЧЕВСКИЙ СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР КАРЛ ГАУСС
3 Тур. 1. Назовите годы жизни Лобачевского? (1792-1856) (слайд 3 с годами жизни математиков) 2. В каком городе родился Лобачевский? (Нижний Новгород) (слайд 4 с изображением городов) 3. Где жил и работал Лобачевский? (Казань) 4. Где похоронен Лобачевский? (Казань) 4 Тур. (Подготовить 4 комплекта карточек) Расставьте скобки так, чтобы значение выражения было верным. 20:5-4▪2+1=60 1+6▪9+12:3-2=75 Ответ: 20(5-4)▪(2+1)=60 (1+6)▪9+12:(3-2)=75
5 Тур. 1. Где возникла геометрия? (ГРЕЦИЯ) (слайд 5 с изображениями стран) 2. Какое число в Древней Греции считалось символом брака? (СИМВОЛ БРАКА 5; 5=2+3, ГДЕ 2 – ЖЕНСКОЕ ЧИСЛО, 3 – МУЖСКОЕ) 3. В честь некоторого открытия древний известный математик принес неслыханную, по своей щедрости, жертву богам: велел зарезать 100 быков. Кто этот математик, и чему был посвящен праздник? (ПИФАГОР,ТЕОРЕМА ПИФАГОРА.) 4. Громкую славу этот ученый получил еще при Генрихе 3 во время Франко – Испанской войны, развязанной воинствующей и сильной в то время Испанией. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись, которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря такому шифру Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта тайнопись все время оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру, король обратился к ученому. Тот 2 недели просидел за работой, все же нашел ключ к Испанской тайнописи. После этого неожиданно для испанцев Франция начала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы недоумевали. Наконец им стало ясно, что шифр для французов не тайна и кто виновник стало тоже известно. Будучи уверенным в невозможности разгадать их способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед Папой Римским и инквизицией в кознях дьявола, а ученый был обвинен в союзе с дьяволом и приговорён к сожжению на костре. К частью для науки, он не был выдан жесткой инквизиции. Кто этот ученый? (ВИТЕ)
5 Тур. 1. Кто из них учился с Лобачевским в Казанском университете? (АКСАКОВ) (слайд 6 с изображением писателей и поэтов) 2. Кому принадлежат эти строки: «В геометрии как в поэзии нужно вдохновенье». (ПУШКИН) 3. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (АРХИМЕД) 4. Её знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены её комнаты были обклеены листами с записями лекций по математике профессора Остроградского. Кто она? (СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ).
Игра «Спортивная математика». На сцену приглашаются все команды. Помощники на спину участникам цепляют таблички с числами. Задача команды расположиться в порядке возрастания чисел, прикрепленных на их спинах. Победит та команда, которая выполнит задание быстрее. Начинаем по сигналу. Наборы чисел: 1. 4,12,27,78,100,213 2. 7,16,38,92,119,815 3. 5,17,40,65,123,307 4. 2,15,18,30,105,110
6 Тур. 1. Во сколько лет Коля поступил в гимназию? (9) (слайд 7 с числами) 2. Во сколько он поступил в Казанский университет? (14) 3. Во сколько лет он стал профессором? (23) 4. Во сколько лет он стал ректором института? (34)
7 Тур. (слайд 8) Из букв слова ЛОБАЧЕВСКИЙ составьте новые слова. Команды работают 1 минуту, за каждое слово команда получает по 1 баллу. Ответы: лоб, вес, век, сок, коса, оба, чек, кич, ловкий, бак, свеча, кий, бокал, Ева, кол, бес, лак, час, бок, сеча, вий, лес, леска, село, очи, воск, бос, сова, бал, челка, сила, Киев, Собчак, качели, бочка, висок, вал, бас ,чело, веко, веский, сало, белок, чай)
8 Тур. Конкурс капитанов. При помощи пантомимы они должны изобразить пословицу. 1. У страха глаза велики. 2. Ученье свет, а не ученье тьма. 3. У семи нянек дитя без глаза. 4. Одна голова хорошо, а две лучше. Дополнительно: Большому куску и рот радуется. Чем дальше в лес – тем больше дров.
9 Тур. «Верно или неверно» (слайд 9 с портретами математиков) 1. Виет; Декарт; Крылов. Верно ли утверждение, что все эти люди математики? Ответ: Нет, Крылов – поэт. (слайд 10 с портретами математиков) 2. Ньютон; Архимед; Лобачевский. В какой последовательности они жили? Ответ: Архимед (287 – 212 лет до нашей эры) Ньютон (1643 – 1727) Лобачевский (1792 – 1856) (слайд 11) 3. На экране слова: Дискант Отрезок Точка Верно ли утверждение, что это все математические термины? Ответ: Нет, Дискант – музыкальный термин. 4. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Какое изобретение Архимеда используется и поныне в быту у каждой хозяйки? Ответ: Винт Архимеда используется в мясорубке.
Домашнее задание (Сценка из школьной жизни)
Ведущий 1: Предоставляем слово жюри. Подведение итогов