Просмотр содержимого документа
«Социальный проект:"Математика без границ"»
Калининский район, ст. Калининская,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И. Покрышкина
П Р О Е К Т:
«Математика без границ»
внеурочной деятельности по математике
с учащимися 5-9 классов МБОУ СОШ № 2им. А.И. Покрышкина
на сентябрь 2017 г. – май 2018 г.
Руководитель проекта:
учитель математики
Клейншмит И. С.
Ст. Калининская
2017
Актуальность проекта.
Актуальность проектно - исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального, среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Это не случайно. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). В результате деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями, способами решения проблемы, характерными для современной науки, учатся способам презентации своей работы.
Однако не стоит забывать, что результатом любой проектной деятельности должен быть проект, и он не обязательно должен быть представлен в виде реферата. Проект может быть реализован в любой форме, в том числе, праздник, выставка, викторина, газета и т.д. На уроках и в рамках внеурочной деятельности педагогам следует уходить от традиционных докладов. Больший результат будет иметь собственно найденная и рассказанная информация ребенком, нарисованная иллюстрация к ней, изготовленная геометрическая модель, чем скачанный реферат, распечатанная информация, не нашедшая отклика в ученике.
Особая роль отводится проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике. И это не случайно, т.к. «математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:
- умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;
- умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;
- способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве».
В последнее время стало очень популярным организовывать конкурсы, конференции исследовательских проектов школьников. Требования к проектам в таких мероприятиях, как правило, определяют требования к оформлению реферата.
Секция «Математика» на таких конференциях одна из самых популярных. В течение нескольких часов идет защита. Ученики добросовестно рассказывают о целях исследования, задачах и этапах своей работы, с воодушевлением рассказывают о решении задачи (проблемы).
Отличие математики от других наук в том, что она фундаментальна, и в математике школьнику очень тяжело сделать «великое» открытие. Вот поэтому все проекты представляют собой хорошо подготовленные рефераты, с обязательной защитой в виде компьютерной презентации.
Как учитель математики, не раз руководивший учениками в таких конкурсах, знаю, как тяжело выбрать актуальную тему для будущего проекта, соответствующего возрасту и уровню математической подготовки ученика, с учетом того, чтобы работа действительно была исследовательской.
В последнее время актуальна проблема плагиата во внешкольном образовании. Но никто не поднимает проблему плагиата среди школьников. В сети Интернет немало сайтов, педагогических сообществ, социальных сетей, где публикуются работы. Этим и пользуются многие. Не редко можно увидеть несколько работ, отличающихся фамилиями, и фоном оформления презентаций. Можно выделить ряд тем, из года в год повторяющихся, и не являющихся актуальными. Эти темы легко могут быть использованы в качестве классных проектов, в рамках предметных недель и т.д.
Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. В контексте образования с помощью математики образовательная область "Математика" выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Личностно ориентированное образование - это не овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и подготовка школьников к жизни, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Цель его - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой и цивилизации.
Цель проекта:
создать условия для самореализации учащихся в области математики через их активное участие в экскурсионной деятельности, практических, исследовательских работах, демонстрации полученных материалов на уроках и внеклассных мероприятиях, формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачи проекта:
Развитие интереса и удовлетворение потребностей расширения кругозора школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике
Развития предметной, общекультурной и социально - значимой компетенции учащихся;
Развитие творческой и прикладной сторон мышления, формирование у школьников представления о математике как части общечеловеческой культуры;
Овладение учащимися практическими приемами геометрических измерений и построений на местности, навыком восприятия геометрических форм и идей симметрии;
Знакомство учащихся с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач с целью понимания принципов устройства и использования современной техники;
Формирование навыков сбора и обработки информации;
Создание условий для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета);
Организация исследовательской деятельности учащихся 7 класса по теме: «Анализ данных»; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин) через проведение ролевой игры «Юный статистик»;
Организация творческой деятельности учащихся 8 класса по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьный двор) и продолжение работы в этом направлении с учащимися 5,6 классов, учащихся 9 классов и включение в исследовательскую деятельность по теме: «Статистика. Дизайн информации».
Сроки и этапы реализации проекта:
В соответствии с основными положениями программно-целевого подхода к управлению Программа рассчитана на 1 год (срок выполнения – 2017-2018 годы). В ходе ее реализации выделены следующие этапы:
I этап — август , 2017год. В этот период начнется разработка направлений, разделов проекта.
II этап — сентябрь 2017года - май 2018 года: период реализации программных мер. Внедрение системных инновационных подпроектов. Оценка хода реализации проекта и ее коррекция.
III этап — август 2018 г. – мониторинг эффективности реализации проекта, анализ деятельности.
В проект «Математика без границ» включены мероприятия, направленные на: осуществление образовательного и воспитательного процесса через духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Проект предусматривает внедрение эффективных педагогических технологий и инноваций, что позволит повысить качество школьного образования, поддержку инициатив школьников, педагогов и родителей.
Участники проекта.
В проекте принимают участие ученики с 5 по 9 класс, классные руководители, учителя, родители учащихся школы.
Направление деятельности.
Поддержка исследовательской деятельности учащихся.
Информатизация учебно-воспитательного процесса.
Интеграция учебно-воспитательного процесса.
Формирование общей культуры.
Социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.
Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность.
Развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Содержание деятельности, результат.
Содержание проекта, позволяет учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в области математики. Проект направлен на отработку теоретических моделей и понятий, приближен к реальным жизненным ситуациям.
Исследование «Симметрия в природе и архитектуре»
Цель: у учащихся 6 класса создать условия для развития пространственного воображения и представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, раскрытия прикладной роли математики.
Подготовительный этап:
составление списков учащихся;
подготовка оборудования (фотоаппарата).
проведение экскурсии.
Результат:
оформление альбома с фотографиями;
создание мультимедийных слайдов: «Симметрия в природе и архитектуре»
Конспект занятия
Ролевая игра «Юный статистик».
Цель: организация исследовательской деятельности учащихся 7 класса по теме: «Анализ данных»; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин).
Подготовительный этап:
сбор информации;
составление плана игры;
распределение ролей;
решение вопроса материального обеспечения игры (призы, грамоты, альбом)
Результат: «Журналисты» проводят опрос на территории школы, заполнят таблицы с результатами опроса общественного мнения.
«Издатели» оформят альбом «Результаты статистического исследования»
Летняя творческая практика учащихся 8 класса.
Цель: организация творческой деятельности учащихся 8 по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности.
«Разбиение земельного участка на клумбы различной формы», - практическая работа на местности с учащимися.
«Определение высоты предмета»- измерительная работа на местности. Подготовительный этап:
изготовление оборудования (вехи, колышки, бечёвка); инструктаж учащихся.
Результат: фотоальбом с репортажем об этапах практической работы.
«Мы ищем клад» - ролевая игра на территории школьного двора для учащихся 5 класса по теме: «Ориентация на местности. Масштаб» с целью углубления знаний по математике и раскрытия прикладной роли математики в таких науках как география.
Подготовительный этап:
методическая работа - консультации с учителями географии по теме: «Ориентирование на местности»;
создание сценария игры;
инструктаж учащихся по правилам техники безопасности;
Результат игры: альбом с фотографиями.
Проект: « Семейная математика»
Цель: помочь учащимся 9 класса овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета.
Подготовительный этап:
составление списков учащихся;
организация выхода в магазины города для изучения цен;
Проведение проекта:
изучение рекламных статей в газетах города;
выбор оптимального варианта (цена - качество);
расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета.
Результат:
оформление альбома с фотографиями;
создание сметы расходов семейного бюджета.
Формы проведения мероприятий проекта:
ролевые игры,
социолого-статистические исследования,
практикумы по решению исследовательских задач,
эксперименты,
измерения на местности,
презентация работ, проектов.
Результаты оформляются в виде:
таблицы,
диаграммы,
брошюры с материалами по итогам практики,
фотоотчёта.
План мероприятий на 2017-2018 учебного года
Название мероприятия
Сроки проведения
Потребитель
Итоги деятельности
Ответственные
Исследование «Симметрия в природе и архитектуре»
Октябрь-ноябрь
6 класс
Фоторепортаж (оформление фотоальбома).
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
«Издатели» оформят альбом «Результаты статистического исследования» Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни
Клейншмит И. С.
Проект:
«Семейная математика»
Февраль-март
9 класс
Оформление альбома с фотографиями. Создание сметы расходов семейного бюджета.
Клейншмит И. С
«Мы ищем клад»
март
5 класс
Оформление альбома с фотографиями. Расширение знаний по теме: ««Ориентация на местности. Масштаб». Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни.
Клейншмит И. С
Туркина О.А.
Летняя творческая практика
Апрель-май
8 класс
Оформление альбома с фотографиями;
Получение опыта самостоятельного социального проектировании. 1.«Разбиение земельного участка на клумбы различной формы», 2.«Способ измерения ширины недоступного объекта».
Клейншмит И. С
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Подготовка школьников к жизни, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей, рождению общих интересов и увлечений. Формирование у учащихся типа мышления, необходимого для каждой личности для полноценного функционирования человека в современном обществе.
1. Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни
Инициативное участие ребенка в ролевых играх и экскурсионных мероприятиях.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело)
3. Получение опыта самостоятельного социального проектировании.
Социальный проект «Будущая профессия учитель», «Семейная математика»
Продукт проекта:
Создание презентаций и сметы расходов учащихся по теме: «Семейная математика»»;
Создание проектов: «Разбиение земельного участка на клумбы различной формы»»,
Создание творческих работ «Значение математики в жизни людей»;
Создание фотовыставок и выставок рисунков ««Симметрия в природе и архитектуре»
Руководство, методическое обеспечение и контроль за реализацией проекта осуществляет руководитель методического объединения Голобородько О.