kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Математика – один из основных предметов школы. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно , что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья.

  Исходя из этого и согласно общему направлению работы школы,  наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целями  при обучении математике я ставлю цели социализации и здоровьесбережения.

Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики »



Слайд 1

Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики


Слайд 2

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ

Слайд 3

Математика – один из основных предметов школы. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно , что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья.


Исходя из этого и согласно общему направлению работы школы, наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целями при обучении математике я ставлю цели социализации и здоровьесбережения. (цели обучения математике)


Слайд 4

Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

Слайд 5


Основные направления моей работы по формированию здорового образа жизни на уроках математики,

-увеличение двигательной активности учащихся на уроке;

-применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием;

-учет возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках.


Слайд 6


Главная моя задача: создание условий для формирования здоровой личности учащихся 5-9 классов на уроках математики.



Слайд 7

1 направление (увеличение двигательной активности)


Работая в этом направлении, я провожу на уроках физкультминутки. Несколько минут на уроке обязательно уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Слайд 8

В начале учебного дня, на первом уроке, провожу зарядку, детям нравится проводить её самим.

Слайд 9

Физкультминутки я делю на две группы.

К первой отношу физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами, которые не связаны по содержанию с процессом обучения математике.

Ко второй группе - упражнения, организующие процесс усвоения учебных знаний: пересчёт предметов, движение руками с целью изображения геометрических фигур, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, показываю карточки с примерами, называю ответ. Если верно - наклон влево, неверно - вправо.

Предлагаемые упражнения для физкультминуток органично вплетаются в канву урока. Так например, при изучении темы «Правильные и неправильные дроби» Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают руки вытянуты вперед; задание: если я назову правильную дробь, поднимают руки вверх, поднимаются на носки ; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Работаю над развитием воображения учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение.

Слайд 10

Дыхательная гимнастика: Голову влево, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы с продолжительным выдохом

- рисуем прямую линию

- ломаную

- круг

- пунктирную линию

После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. (транспортир, параллелограмм, параллелепипед)





Слайд 11

С целью концентрации внимания устный счет иногда проводим с закрытыми глазами. Я называю его «Беглый счёт». Последовательно читаю пример – цепочку, ребята решают его и готовность назвать ответ показывают поднятием руки. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес.

В 8-9 классах предлагаю учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Слайд 12

В целях предотвращения усталости, трудности восприятия учебного материала, мышечной слабости, нарушения осанки использую периодическую смену поз. Смена поз во время урока, когда можно работать стоя и сидя, усиливает работоспособность учащихся с недостатками в развитии. При смене позы организму поступает сигнал для мобилизации.


Слайд 13

Предлагаю вставать даже при односложных ответах, либо включаю в урок элемент игры, в ходе которой учащиеся встают, передвигаются по классу, выходят к доске.

Например, игра «Определи маршрут автомобиля», «Парашютисты», «Пересадки»


Слайд 14

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому я провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Детям нравится игра «Идем в гости», в ходе которой они сами выбирают себе партнёра для совместной работы а также свободно перемещаются по классу.


Слайд 15

При планировании урока не допускаю однообразия работы. Один вид деятельности плавно перевожу в другой. Это служит снятием напряжения и утомления.


Слайд 16

Для улучшения работы мозга на разных этапах урока использую следующие упражнения:

  • растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма;

  • перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга;

  • качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.

Слайд 17

Обязательно провожу профилактические упражнения для глаз .

Слайд 18

Хромотерапия – это лечение цветом.

Слайд 19

Например, говорю детям: «Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран.

Слайд 20

Мысленно раскрасьте этот экран жёлтым цветом,

Слайд 21

затем синим,

Слайд 22

красным,

Слайд 23

зелёным.»

Или пишу примеры на карточках разного цвета, а дети сами берут со стола карточку того цвета, который им больше нравится и выполняют задание.

Слайд 23


Выполняем упражнения для глаз

  • вертикальные движения глаз вверх-вниз;

  • горизонтальные вправо-влево;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против;

  • массаж век и другие.

Слайд 24

Учащиеся должны не только правильно сделать гимнастику, но и запомнить количество упражнений, выполненных ими, ответить на вопросы:

  • это число чётное или нечётное;

  • однозначное или двузначное;

  • делится ли оно на 2, 5;

  • как представить его в виде суммы.

Слайд 25

Часто использую при устном счёте примеры, написанные цепочкой или по кругу. (рисунок)



Слайд 26


2 направление: применение учебного материала (тексты задач) с валеологическим содержанием;


Вторую задачу я решаю путём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья.

Слайд 27

Так, например, в начале урока практикую минутку чистописания. Читаю детям коротенькие предложения, содержащие те или иные сведения о строении тела человека, о вредных и полезных привычках и т.д. (пример) учащиеся записывают только числа, а затем озвучивают то, что запомнили

В 6 классе, говорим о термометре и нормальной температуре тела человека и оптимальной температуре воздуха в классе.

Слайд 28

При изучении процентов – о процентном соотношении дневной нормы приёма пищи (таблица)


Слайд 29

При изучении диаграмм составляем столбчатую диаграмму «Режим дня школьника» (рисунок) Я предлагаю ребятам выполнить мини проект.

Каждый должен проанализировать свой день по различным видам деятельности, применяя алгоритм, заполнить таблицу.

Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

Виды суточной деятельности

Как это делаю я

Норма

Занятия в школе

 

6

Выполнение домашнего задания

 

1,5

Спорт, игры прогулки

 

2

Чтение, занятие в кружках, помощь семье

 

2

Прием пищи,

туалет, зарядка

 

2

Просмотр ТV

 

0,5

Ночной сон

 

10

Слайд 30

По числовым данным 2 и 3 столбцов (Как это делаю я и Норма) построить диаграмму

1 группа – Как это делаю я
2 группа – Норма

Сравнение диаграмм. Как вы думаете, для чего нужно соблюдать режим дня?

Слайд 31

Вывод:

Соблюдение режима дня вырабатывает привычку к порядку, дисциплинированности, воспитывает чувство ответственности, поможет добиться успехов в учебе, сохранить и укрепить свое здоровье.

Неправильно построенный распорядок дня вредно сказывается на здоровье и работоспособности.

Слайд 32

Одна из моих задач - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни. Я делаю это на своих уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой.


Слайд 33 (цепочки)

Название полезного продукта, режимного момента использую для зашифровки правильных ответов к устному счёту. (пример)


Слайд 34


Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами.

Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни.

Слайд 35

При изучении темы «Обыкновенные дроби» решаем такие задачи: «Из чего выпекали хлеб в блокадном Ленинграде? Ржаная мука 6/10 кг, льняной жмых – 5/100 кг, отруби – 6/100 кг, овсяная мука – 8/100 кг, соевая мука – 4/100 кг, солодовая мука – 12/100 кг, пшеничная мука – 5/100 кг. Выразите в граммах содержание компонентов в буханке блокадного хлеба»,

Слайд 36

«Заботящийся о своём здоровье ученик должен правильно питаться. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5кг, масла (сливочного, растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день ученик?»,

Слайд 37

«Решив начать новую жизнь, Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – приём пищи; ¼ часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?»

Слайд 38

Вред курения показываю, предлагая следующие задачи:

«Средняя продолжительность жизни мужчин в Японии 78 лет. А у мужчин в России на 16 лет меньше. Сколько лет в среднем живут мужчины в России?»,

«Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков».


Слайд 39


3 направление: Учет возможностей детей, их индивидуальных особенностей на уроках.


Решать эту задачу мне позволяют сведения о состоянии здоровья детей, рекомендации врача. Дети за партами сидят в соответствии с их ростом, зрением, стараюсь учитывать и некоторые психологические особенности при распределении детей за рабочими местами.


Слайд 40

Для меня важна правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.

Я стараюсь постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, а это касается именно наших детей, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Постоянно забочусь о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. К началу урока делаю необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса , план работы на уроке. Иногда сразу указываю в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению.

Стараюсь разнообразить упражнения на релаксацию. Например, игра «руки» расслабляет мышцы всего корпуса. дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По моей команде снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.

Слайд 41

Релаксационная игра “Дерево”.

- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви- руки -свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится!

Слайд 42

По данным направлениям работаю уже не первый год. Результат работы:

хорошая психологическая атмосфера на уроках;

положительная учебная мотивация;

стабильная качественная успеваемость ( 62%);

формирование устойчивой жизненной позиции «Здоровье – главное в жизни человека».



Слайд43

Список использованной литературы
1. Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.
2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Школьный психолог// №38 (324), 8 – 15 октября 2004.
4. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000..», 2002 г.
5. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.
6. Обучение детей с разным типом мышления. А. Л. Сиротюк.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики

Автор: Усова Галина Павловна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики  на тему:  «Числа от 1 до 9»  в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokamatiematikinatiemuchislaot1do9v1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "291392"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455111755"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства