Внеклассное мероприятие: математическая игра предназначена для возникновения интереса к предмету, и ещё это способ организации свободного досуга учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Считай, смекай,разгадывай.»
Математическая игра " Считай, смекай, отгадывай" для учащихся 5–6-х классов
учитель математики МБОУ «СОШ№25» г. Тулуна Просекина Н.А.
Разделы:Математика, Внеклассная работа
Цели:
образовательная: формировать у обучающихся мотивацию учения, интерес к предметам; совершенствовать умения находить связи между разными областями знаний;
развивающая: расширять кругозор учащихся; развивать познавательный интерес обучающихся к математике, развивать интеллектуальные и общеучебные умения и навыки;
воспитывающая: совершенствовать навыки коллективной работы; воспитывать уважительное отношение к сопернику, умение объективно оценивать свои и чужие знания; воспитывать чувства ответственности каждого в конечном результате коллективного творческого дела.
Задачи:
повышение уровня математического мышления,
углубление теоретических знаний,
расширение кругозора,
возникновение интереса к математике,
воспитание стремления к совершенствованию своих знаний,
способ организации свободного досуга учащихся,
формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы,
сплочение коллектива,
формирование дружеских, товарищеских отношений,
выявление творческих и организаторских способностей детей.
Ход мероприятия.
Мероприятие проходит в форме игры. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, мероприятия можно организовывать несколькими способами. Либо в рамках одного класса(класс делится на команды по 6 человек остальные учащиеся являются организаторами, проводят конкурсы, читают стихи, показывают сценку и т.д.) ,либо между параллелями(организация аналогична варианту1). Учитель следит за организацией и по необходимости корректирует действия учащихся. Для проведения мероприятия приглашаются 2 учителя математики или можно пригласить старшеклассников, они садятся за отдельным столом, каждому члену жюри выдаётся протокол проведения конкурсов, в который они выставляют баллы за конкурс. За конкурсы «Девиз», «Конкурс капитанов» оценивается максимально в 5 баллов. В остальных конкурсах, команды получают по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общее число баллов подсчитывается во время финала, жюри суммируют баллы и определяют победителя. Происходит церемония награждения, все участники получают грамоты различных номинаций. Команда-победитель награждается «сладким призом».
Вступление.
1 Кто сказал, что математика скучна,
И что она сложна, суха и тосклива?...
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика - красива!
2 Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!
3 Какой бы ни была задача сложной,
Математика решение найдёт.
Всё она по полочкам разложит,
Всё она в систему приведёт.
4 Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовёт её красивой,
Кто с наукой не знаком совсем.
5 Нет неблагодарнее занятья,
Чем красоту словами объяснять.
Не любить её нельзя, я точно знаю:
Можно только знать или не знать.
Чтоб нам игры не нарушить порядок –
Приветствия ваши мы выслушать рады.
Условия конкурса: Дети заранее придумывают название команд и девизы.
РАЗМИНКА
Условия конкурса: Вопросы разминки высвечиваются на слайде команды получают по ручке и листочку, в течении 3-х минут отвечают на вопросы и листочки передают жюри для проверки. Результаты жюри выставляют в таблицу. Учащимся не объявляют.
Чтоб все в игре прошло без заминки- Её мы начнем, ну конечно же, с разминки!
Результат сложения? (сумма)
Прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
Сколько цифр вы знаете?(10)
Что найдем, если расстояние разделим на скорость? (время)
789*0=…
Наибольшее двузначное число.(99)
Чему равен периметр квадрата со стороной 4 см? (16см)
Сколько нулей в записи числа миллион?(6)
Результат вычитания? (разность)
Прибор для измерения углов? (транспортир)
На какое число нельзя делить? (на 0)
Что найдем, если расстояние разделим на время? (скорость)
0*324=…
Наименьшее двузначное число.(10)
Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 4 см, а ширина 2 см? (12см)
Сколько нулей в записи числа миллиард?( 9)
Как песня не может Прожить без баяна, Команда не может Без … /капитана./
КОНКУРС КАПИТАНОВ:«Составь слово»
Условия конкурса: Через 2 минуты капитаны называют слова, составленные из слова ТРЕУГОЛЬНИК.
Заморочки:
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30км)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3кг)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50)
Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков? (11)
Крышка стола имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько будет углов у крышки? (5)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?
Врач прописал три укола. Через полчаса – на укол. Через сколько часов будет сделан последний укол?
У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда? (9)
Если в 12 часов дня идет дождь, то можно ли утверждать, что через 36 часов будет солнечная погода? ( нет будет ночь)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? ( угол)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи )
Что тяжелее 1кг гвоздей или 1 кг куриных перьев? (вес одинаковый)
Сколько минут в часе? (60мин)
Сколько лет в одном веке? (100лет)
Существует ли самое большое натуральное число? (нет)
“Кроссворд”
Вся команда вместе разгадывает математический кроссворд. За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл.
1 – фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол);
2 – часть прямой (луч);
3 – запись из одной или нескольких цифр (число);
4 – геометрическая фигура, состоящая из двух точек и точек, лежащих между ними (отрезок);
5 – четырехугольник (квадрат);
6 – геометрическая фигура (треугольник);
7 – геометрическая фигура (круг);
8 – единица измерения площади (гектар);
9 – место, занимаемое цифрой в записи числа (разряд);
10 – арифметическое действие (деление);
11 – наименьшее натуральное число (единица);
12 – раздел математики (арифметика);
13 – старинная русская мера длины (аршин);
14 – число, на которое нельзя делить (ноль).
Смекалка и счет.
№1. У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?
Ответ: 5 щенят и 12 утят.
№2. У овец и кур, вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец?
Решение: если бы у всех было по 2 ноги, то было бы 72 ноги. Остается 28 ног. Так как у овец по 4 ноги, то овец будет 14. Тогда кур останется – 22.
Ответ: 14 овец.
№3. Масса кувшина с соком 5 кг, без сока – 1 кг. Какова масса кувшина, наполненного соком наполовину?
Ответ 3 кг.
№4. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с великанами. Получив по 3 удара богатырскими палицами, великаны убежали. Больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, меньше всего Алеша Попович – 3. Сколько всего было великанов?
Решение: Так как больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, а меньше всех Алеша Попович – 3, то Добрыня Никитич нанес от 4 до 6 ударов. Всего ударов великаны получили от 14 до 16. Из этого промежутка только число 15 делится на 3. Следовательно, великанов было 5.
Ответ: было 5 великанов.
№5. Задача 18 века. Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещают одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо капусту. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Как крестьянину перевезти свой груз через речку?
Решение: Покажем на схеме, как крестьянин должен действовать:
1. Крестьянин и коза → 5. Крестьянин и капуста →
2. ← Крестьянин 6. ← Крестьянин
3. крестьянин и волк → 7. Крестьянин и коза →
4. ←крестьянин и коза
Таким образом, крестьянин со всем своим имуществом сможет переправиться на другой берег.
№6. Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в книге, если нумерация книги начинается с первой страницы?
Решение: Для нумерации страниц с первой по девятую понадобится 9 цифр, для нумерации страниц с 10 по 99 понадобится 90 · 2= 180 цифр. Осталось
204 - 189=15 цифр. Так как с сотой страницы на нумерацию одной страницы потребуется 3 цифры, то всего страниц в книге будет 99+15:3=104.
Ответ: в книге 104 страницы.
«Логическая»
№1. Заяц, енот и барсук были в гостях у ежа. Кто-то из зверей ел торт, кто-то пирог, а кто-то ватрушки. Заяц не ел торт, а енот ел ватрушки. Что ел барсук?
Ответ: барсук ел торт.
№2. У Гали, Вали, Тани и Оли есть собаки. У трех девочек собаки маленькие, а у одной – большая собака. У Гали и Вали собаки разного размера. Какого размера собака у Оли?
Ответ: У Оли маленькая собака.
№3. В подъездах №1,№2,№3 жили три щенка: белый, серый и рыжий. В подъездах №1 и №2 жил не серый щенок. Белый щенок жил не в подъезде №1. В каком подъезде жил каждый щенок?
Ответ: Так как в подъездах №1 и №2 жил не серый щенок, то серый щенок жил в подъезде №3. Так как белый щенок жил не в подъезде №1, а подъезд №3 занят серым щенком, то белый щенок живет в подъезде №2. Тогда рыжий щенок живет в подъезде №1.
№4. На опушке стоят три дерева – береза, тополь, клен. Одно высокое, другое низкое, третье – среднее. Под одним растет лопух, под другим крапива, под третьим малина. Береза не низкая, под ней не малина. Клен не высокий, под ним не крапива. Тополь - средний. Под ним растет лопух. Остальные деревья – высокие или низкие?
Ответ: Береза – высокая, под ней – крапива, клен – низкий, под ним малина.
№5. У Пети, Гриши и Вани есть музыкальные инструменты. У кого-то из мальчиков – гитара, у кого-то – саксофон, у кого-то – барабан. Какой-то из инструментов висит на стене, какой-то хранится в чулане, какой-то – на тумбочке. У Пети не саксофон и не в чулане. У Вани не барабан и не на тумбочке. У Гриши – гитара на стене. Какие инструменты у остальных мальчиков и где они хранятся?
Ответ: У Пети – барабан на тумбочке, у Вани саксофон в чулане.
№6. Антон, Андрей, Володя и Паша сидят в одной комнате: кто-то – на стуле, кто-то в кресле, два мальчика – на диване. Паша не сидит на диване. Андрей и Володя сидят на разных предметах. На чем сидит Антон?
Ответ: Антон сидит на диване.
“Геометрическая”
Каждая команда получает конверт с фрагментами геометрической фигуры, из которых надо сложить квадрат. За сложенный квадрат команда получает 3 балла. На выполнение задания отводится около 2 минут.
Вопросы “Угадай-ка!”
№ п/п
Вопрос
Ответ
Допустимый
ответ
1
Какова длина железнодорожного рельса?
12,5м
10 – 15м
2
Какова высота четырехэтажного дома?
16м
12 – 20м
3
Какова высота пассажирского ж/д вагона?
3,5м
2,5 – 4м
4
Какова толщина стопки писчей бумаги в 100 листов?
7мм
5 – 10мм
5
Какова высота телеграфного столба?
6,4м
4 – 8м
6
Какова длина обычного простого карандаша?
178мм
15 – 20см
7
Какова средняя скорость пешехода?
5км/ч
4 – 6 км/ч
8
За какое время спортсмен может пробежать 5км?
14 мин
14 – 20 мин
9
Назовите среднюю скорость лыжника.
20км/ч
15 – 25 км/ч
10
Назовите среднюю скорость электропоезда.
60км/ч
50 – 100 км/ч
11
Сколько весит ученическая тетрадь в 12 листов?
35г
20 – 50г
12
Сколько весит сердце взрослого человека?
500г
400 – 800г
13
Что тяжелее – 1м3 железа или автомобиль “Волга”?
1м3 жел.
14
Сколько весит воробей?
60г
30 – 100г
15
Сколько весит слон?
5т
2 – 7т
16
Сколько весит крупная свинья?
200кг
100-300кг
17
Сколько весит автомобиль “Волга”?
1460кг
1 – 2т
18
Сколько см3 жидкости вмещает столовая ложка?
12 –15см3
10 – 20см3
19
Какова грузоподъемность товарного вагона?
60т
40 – 80т
20
Сколько груза может увезти лошадь?
500кг
300-800кг
21
Сколько литров молока можно надоить от одной коровы?
10 – 15л
8 – 20л
22
Сколько ударов в минуту делает сердце взрослого человека?
70 – 80
50 – 100
23
Сколько мест в одном плацкартном ж/д вагоне?
56
50 – 80
24
Сколько мест в одном купейном ж/д вагоне?
36
30 – 40
Итог игры.
Выходят 3 ученика и читают стихи.
1 Запомни, что Гаусс всем сказал
Наука математика - царица всех наук.
Не зря, поэтому он завещал -
Творить в огне трудов и мук.
2 Безмерна роль её в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов
Каких дала история до наших дней
3 Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть
Но будешь ты рабочим, иль ученым
И будешь честно Родине служить.
Смекалка и счет.
№1. У щенят и утят вместе 44 ноги и 17 голов. Сколько щенят и сколько утят?
№2. У овец и кур, вместе 36 голов и 100 ног. Сколько овец?
№3. Масса кувшина с соком 5 кг, без сока – 1 кг. Какова масса кувшина, наполненного соком наполовину?
№4. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович вступили в бой с великанами. Получив по 3 удара богатырскими палицами, великаны убежали. Больше всего ударов нанес Илья Муромец – 7, меньше всего Алеша Попович – 3. Сколько всего было великанов?
№5. Задача 18 века. Крестьянину надо перевезти через речку волка, козу и капусту. Лодка вмещают одного человека, а с ним либо волка, либо козу, либо капусту. Если без присмотра оставить капусту и козу, коза съест капусту. Если без присмотра оставить козу и волка, волк съест козу. Как крестьянину перевезти свой груз через речку?