kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия "Математика и оборона нашей страны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

История военных лет показала, что математика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль теперь. Обращаясь к фактам  в ходе мероприятия присутствующие получают информацию о том, какой вклад внесли ученые- математики  в оборону нашей  страны. В ходе мероприятия читаются стихи, называются имена математиков- непосредственных участников боевых действий и тех, кто занимался усовершенствованием военной техник. Делаются выводы, что в годы войны подготовка боевых операций, а их было множество,была сопряжена с огромным количеством расчетов которые требовали хороших знаний по математике. В итоге приходят к тому, что в настоящее время объем вычислительных работ становится неизмеримо больше, оружие стало очень сложным, мощным и результативным, поэтому возрасла отчетственность за его применение. Это усложняет задачу управления войсками, поэтому чтобы умело руководить любому офицеру математика нужна. Информация излагается в доступной, интересной форме с использованием мультимедийной презентации. Завершается мероприятие созданием галереи математиков (школьники берут портреты математиков, называют их , проговаривают какой влад они внесли в оборону (кто забыл подсказывают остальные), и помешают фото на стенд "Галерея математиков - участников Великой Отечественной войны"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математика и оборона нашей страны»

МКОУ «ООШ», с.Волконское













Математический вечер

















Автор: Тазова Галина

Валентиновна,

учитель математики

МКОУ «ООШ», с.Волконское



Цель: познакомить с математиками, участниками ВОВ, привитие интереса к математике, развитие познавательного интереса, расширение кругозора детей в области математики, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей.


 Вед.1 Добрый день дорогие друзья!

Вед.2 Мы рады приветствовать вас на нашем математическом вечере «Математика и оборона нашей страны». Я хочу попросить вас быть предельно внимательными, так как в заключении будут задаваться вопросы по услышанному в результате будет создан определенный продукт нашей деятельности.

Вед.1 В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Прежде нужно уже в школе

Математику узнать.

На войне ли современной,

В годы ль мирного труда,

При расчетах непременно

Математика нужна.

Вед.2 История военных лет показала, что математика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль теперь. И в преддверии знаменательной даты 69-летие Великой Победы мы не могли не упомянуть об этом. Обратимся к фактам.

Великая Отечественная Война.

(на фоне музыки «Священная война»)

1. 23 июня 1941г.

Состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук. Учёные заявили, что отдадут « все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».

2. Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.

3. Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях выдающийся математик и педагог, член- корреспондент Академии наук Алексей Андреевич Ляпунов. Вместе с другими слушателями Академии имени Жуковского не раз принимал участие в боевых операциях нашей авиации выдающийся геометр академик АН А.А.Погорелов.

4. Храбрым воином был известный математик академик, директор института математики Юрий Алексеевич Митропольский.

В частях тяжёлой артиллерии на Пулковских высотах воевал выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей академик Юрий Владимирович Линник.

5. Война это не только бои на фронтах, но и производство вооружения, боеприпасов и других изделий, необходимых для жизни и действия армии. Расход боеприпасов огромен. Только во время операций на Курской дуге было израсходовано несколько миллионов патронов для пулеметов и автомобилей и многие миллионы артиллерийских снарядов. Их нужно было не только изготовить, но и проверить качество. Проверка же порой занимает больше времени, чем изготовление. Методы проверки качества боеприпасов были предложены ещё в 19 веке простым математиком М.В. Остроградским, но получили развитие и широкое применение лишь в нашем веке, особенно в период Великой Отечественной войны и после её окончания. Активное участие в этой работе принял академик Андрей Николаевич Колмогоров и его ученики.

Война показала необходимость для обороны страны развитой науки, способность решать сложнейшие проблемы.

1. Участие математики особенно впечатляюще в авиации. Война требовала от авиации больших скоростей самолетов.

Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода-флаттера. На определенных режимах работы моторов в конструкциях возникли самовозбуждающиеся вибрации.

Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете или посадке самолета его колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолётов на аэродромах.

2. Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш и возглавляемый им коллектив учёных исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учёными математическая теория этих опасных явлений позволила авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолётов от появления таких вибраций. В результате наша авиация больше не знала случаев разрушения самолётов. Тем самым были спасены жизни многих лётчиков и боевые машины. Академик Сергей Алексеевич Христианович дал теоретическое решение основных закономерностей построения крыла самолёта в режиме полёта на больших скоростях. Полученные им результаты имели большое значение при расчёте прочности самолётов.

3. Большую помощь авиаконструкторам оказали исследования академика Николая Ефграфовича Кочина, профессора А. А. Дородницына и Н. Г. Чатаева.

Важная для ПВО задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также о прочности тросов заграждения была решена профессором Х.А.Рахматуллиным, им же разрабатывалась теория парашютов.

4. Советские учёные опередили врага и в создании реактивной авиации. Первый испытательный полёт нашего реактивного истребителя был произведён в мае 1942г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.

Все эти исследования в комплексе с достижениями учёных из других областей науки позволили А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, А.Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову и В.М.Пошлякову – мощные бомбардировщики, заметно

увеличить их скорость.

5. Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолётов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.

В апреле 1942г. коллектив математиков под руководством академика Сергея Натановича Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз. Штаб авиации дальнего действия, давая высокую оценку работе математиков, отметил, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по своей простоте и оригинальности.

Уже в 1943г. они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность? Расчеты всех дальних полётов, выполнение по этим таблицам, значительно повысили точность самолётовождения.

1. Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику Алексею Николаевичу Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно-морскими силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

2. Идёт жесткая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Её успешно решает академик А. Н. Колмогоров / наш земляк /. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятности, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов.

3. Математика помогла рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолёту противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его. Научная работа не прекращалась и в самых тяжёлых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. В изнурительные дни блокады учёные Ленинграда успешно решили задачи огромной сложности и создали капитальный труд - Большой астрономический ежедневник на 1943, 1944, 1945 годах. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово.

4. Командование ВВС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работающих над ним, погибла.

В те трудные дни испытаний они считали своим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества.

5. Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности боя и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук Н. Г. Четаев. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете, их непереворачиваемость.

Вед.1 Говорит пехота: Чистая работа!
Где ударит “Катя”, фрицу не пролезть.
Воевать охота – говорит пехота –
Раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо, бьет врагов на славу.
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет “Катя” щедрою рукой.

О каком оружии говорится в этих строках?

Оружие – “катюша” (показ рисунка с помощью медиапроектора). “Катюши” - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей). Созданию оружия предшествовала большая работа группы ученых и конструкторов.

Молодые ученые А. А. Космодемьянский и Л. П. Смирнов выполнили исследования, имеющие прямое отношение к этим первым образцам пороховых ракет, получивших название «катюш».

Вед.2 Все мы знаем про героизм защитников Ленинграда переживших все ужасы блокады.

Наш город в снег до пояса закопан.
Но если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть…
Вед.1 Но в то, что умер город наш, -
Не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сраженных смертью,
Что означает:
“Смертью смерть поправ”.
Вед.2 Мы знаем:
Клятвы говорит не просто.
Но если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Вед.1 Перед наступлением на Ленинград Гитлер заявил: “Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью”. Но это пророчество Гитлера не сбылось

Вед.2 Всему миру известна «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и ее роль в обороне Ленинграда и спасении многих ленинградцев. В создании этой дороги принимали участие профессор кафедры теории упругости М. М. Филоненко-Бородич, решивший задачу о прочности ледового покрытия.

Вед.1 В годы войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромным количеством расчётов, которые требовали хороших знаний по математике. Всё это было раньше. А как теперь?

Вед.2 На современном этапе в условиях возможной войны объём вычислительных работ станет неизмеримо больше. Теперь на вооружении Военно-Воздушных Сил находится множество ракет различного назначения. В состав Российского флота входят новые атомные подводные лодки-ракетоносцы, оснащённые баллистическими ракетами с подводным стартом.

Вед.1 Как видно оружие стало очень сложным, мощным и результативным. Поэтому неизмеримо возросла ответственность за его применение. Точность попадания ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчетов. Это усложняет деятельность каждого командира и, в конечном счете, всю задачу управления войсками. Отсюда, чтобы умело руководить войсками, командные кадры должны иметь хорошие знания по математике, уметь широко использовать вычислительные средства.

Вед.2 Теперь многие вопросы управления войсками, ракетным оружием решаются в исключительно сжатые сроки.

В этом деле много помогают математические машины ЭВМ.

В разработке теории вычислительных машин очень много сделали ученые математики нашей страны.

Большая работа проделана в этом направлении под руководством академика В. М. Глушков.

Вед.1 В современной армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники, хорошо знать математику.

(Учащаяся 8 класса и учащийся 9 класса читают стихотворение)

БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ

Как воздух, математика нужна,

Самой отваги офицеру мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

        И воину припомнилось на миг,

        Как школьником мечтал в часы ученья:

        О подвиге, о шквалах огневых,

        О яростном порыве наступленья. .

Но строг учитель был,

И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:

— Мечтать довольно, повтори рассказ

О свойствах круга и углах квадрата.

        И воином любовь сохранена

        К учителю далекому, седому.

        Как воздух, математика нужна

        Сегодня офицеру молодому.


Вед.2 Спасибо ребята. Проверим, насколько внимательно вы слушали. Что же сделали ученые математики для приближения Великой Победы? (ответы учащихся)

Вед.1 А сейчас мы создадим галерею математиков, участников ВОВ. (На экране портрет математика, учащиеся называют его, берут портрет и размещают на стенде)

Вед.2 Русский человек всегда был мирным жителем планеты. Просторна и прекрасна его родная земля. На ней он всегда добросовестно трудился, растил детей, радовался солнцу, протягивал руку дружбы соседям. Он мужественно защищал свою землю, свою семью, свой дом от захватчиков. Ему не нужно чужого. Он хочет жить мирно, спокойно.

Вед.1 И вы, ребята, делайте все возможное для блага Отчизны! Помните: нет сейчас более возвышенной цели, чем беречь мир, добытый в огне четырехлетних сражений минувшей войны.

Просмотр содержимого презентации
«математика и оборона»

Математика и оборона нашей страны

Математика и оборона нашей страны

Математика -  царица всех наук!

Математика -

царица всех наук!

1941-1945

1941-1945

Знания,  силы,  энергия,  жизнь за победу над врагом

Знания,

силы,

энергия,

жизнь

за победу над врагом

Ляпунов Алексей Андреевич

Ляпунов Алексей Андреевич

Митропольский Юрий Алексеевич

Митропольский Юрий Алексеевич

Линник Юрий Владимирович

Линник Юрий Владимирович

Колмогоров Андрей Николаевич

Колмогоров Андрей Николаевич

Флаттер – самовозбуждающиеся вибрации приводящие самолет к разрушению.ю Шимми – явление, возникающее при взлете и посадке самолетов приводящее к катастрофе (виляние шасси)

Флаттер – самовозбуждающиеся вибрации приводящие самолет к разрушению.ю

Шимми – явление, возникающее при взлете и посадке самолетов приводящее к катастрофе (виляние шасси)

Келдыш Мстислав Всеволодович

Келдыш Мстислав Всеволодович

ХристиановичСергей Алексеевич

ХристиановичСергей Алексеевич

Кочин Николай Евграфович

Кочин Николай Евграфович

ПВО - противовоздушная оборона

ПВО - противовоздушная оборона

Бернштейн Сергей Натанович

Бернштейн Сергей Натанович

Крылов Алексей Николаевич

Крылов Алексей Николаевич

ВВС –  военно–воздушные силы

ВВС

военно–воздушные силы

«Катюша»

«Катюша»

«Дорога жизни»

«Дорога жизни»

«Где нет знаний,  там нет победы»

«Где нет знаний, там нет победы»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия "Математика и оборона нашей страны"

Автор: Тазова Галина Валентиновна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства