kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация игры "Математический бой" для старшеклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу поделиться с учителями своей  презентацией "Матбоя",  проводила  2 раза на город. Интересно. И главное, без хлопот - всё готово: открывай и проводи. Описание игры (правила, протоколы игры,...) выложила на страницах "Видеоуроки в Интернет". Слайды меняются по щелчку. Слайды с заданиями чередуются со слайдами информации, интересных фактов. если отборочный тур не нужен, то несколько слайдов для отборочного тура bнужно пропустить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация игры "Математический бой" для старшеклассников »

Учитель математики Родина Людмила Владимировна (гимназия №7 г.Бугульмы)

Учитель математики Родина Людмила Владимировна

(гимназия №7 г.Бугульмы)

А знаете ли вы, что … Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 году. Первые матбои проводились в стенах школы №30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики .

А знаете ли вы, что …

  • Матбои зародились в Ленинграде и были придуманы Иосифом Яковлевичем Веребейчиком примерно в 1965 году.
  • Первые матбои проводились в стенах школы №30, где Иосиф Яковлевич работал учителем математики .

Матбой  – это еще и игра с неполной информацией о партнере, где нужны интуиция и верная тактика.

Матбой – это еще и игра с неполной информацией о партнере, где нужны интуиция и верная тактика.

1 тур  Правила игры Командам предлагаются 6 одинаковых задач. На решение каждой отводится 7-8 мин. Команда, решив, сдаёт решение жюри. По истечении времени все работы сдаются жюри. За правильное решение каждой задачи начисляется 10 баллов. Командам, сдавшим первыми, начисля-  ются дополнительные баллы. 2 команды, набравшие наибольшее  количество баллов, выходят во 2 тур.

1 тур Правила игры

  • Командам предлагаются 6 одинаковых задач.
  • На решение каждой отводится 7-8 мин.
  • Команда, решив, сдаёт решение жюри.
  • По истечении времени все работы сдаются жюри.
  • За правильное решение каждой задачи начисляется 10 баллов.
  • Командам, сдавшим первыми, начисля-

ются дополнительные баллы.

  • 2 команды, набравшие наибольшее

количество баллов, выходят во 2 тур.

Л. Эйлер

Л. Эйлер

Задача 1  Задача Леонарда Эйлера.

Задача 1

Задача Леонарда Эйлера.

  • Трое господ, при входе в ресторан отдали швейцару свои шляпы, а при выходе получили их обратно. Сколько существует вариантов, при которых каждый из них получил чужую шляпу?
Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.    М. Ломоносов

Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит. М. Ломоносов

Задача 2     Уезжая в командировку на 9 дней, менеджер Додырин взял с собой кусок мыла прямоугольной формы. За неделю командировки кусок по всем направлениям уменьшился вдвое. Хватит ли остатка на последние два дня?

Задача 2

Уезжая в командировку на 9 дней, менеджер Додырин взял с собой кусок мыла прямоугольной формы. За неделю командировки кусок по всем направлениям уменьшился вдвое. Хватит ли остатка на последние два дня?

Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.    Г. Галилей

Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.

Г. Галилей

Решение задачи  1 . Ответ: 2 варианта.

Решение задачи 1

.

Ответ: 2 варианта.

Решение трудной математической проблемы можно сравнить со взятием крепости. Н.Я. Виленкин

Решение трудной математической проблемы можно сравнить со взятием крепости.

Н.Я. Виленкин

Задача  3  Докажите, что  (а 5 - а) делится на 30 при любом а из множества N.

Задача 3

Докажите, что

5 - а)

делится на 30

при любом а из множества N.

А знаете ли вы, что …

А знаете ли вы, что …

  • Пифагор был замечательным спортсменом, он победитель нескольких Олимпийских игр. В кулачных боях ему не было равных.
  • Пьер Ферма был юристом. Свободное время он посвящал литературным занятиям: писал стихи на французском, латинском, итальянском и испанском языках, изучал греческую литературу.
Ответ на задачу 2.  Пусть ширина, длина, высота - соответственно: a,b,c  Первоначальный объем - a*b*c  После 7 стирок - a/2*b/2*c/2=a*b*c/8  Изменение объема за 7 стирок - a*b*c-a*b*c/8=(7/8)*a*b*c  На одну стирку - (7/8)*a*b*c/7=a*b*c/8  Осталось на 1 стирку     Не хватит. Этот  остаток будет  использован за 1 день.

Ответ на задачу 2.

Пусть ширина, длина, высота - соответственно: a,b,c Первоначальный объем - a*b*c После 7 стирок - a/2*b/2*c/2=a*b*c/8 Изменение объема за 7 стирок - a*b*c-a*b*c/8=(7/8)*a*b*c На одну стирку - (7/8)*a*b*c/7=a*b*c/8 Осталось на 1 стирку

 

Не хватит. Этот

остаток будет

использован за 1 день.

???

???

  • Пирамида – это когда сын сидит на шее у отца, сидящего на шее общества.
  • Если вам на голову падает яблоко,а вы кричите: «Эврика!» - вы физик. А если же вы кричите: «Яблоко!» - вы агроном.
  • Поезд двигался из города А в город В так медленно, что экзамены пришлось перенести на осень.
Задача 4 Диафантово уравнение  – уравнение с рациональными коэффициентами, для которого поставлена задача поиска решений в целых или рациональных числах.   Решите в целых числах   диафантово уравнение  х 2 –у 2 =91.

Задача 4

Диафантово уравнение уравнение с рациональными коэффициентами, для которого поставлена задача поиска решений в целых или рациональных числах.

Решите в целых числах

диафантово уравнение

х 2 –у 2 =91.

А знаете ли вы, что …

А знаете ли вы, что …

  • В восточной части города Амстердама есть улицы Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника.
  • Теорему о трех перпендикулярах открыл Луи Бертран.
  • Теорема синусов была открыта индийским математиком Брамагуптой (590-660 г.)
  • Теорему косинусов открыл хорезмский математик аль-Бируни (973-1048 г), а в Европе - Виет.

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин

Задача 5  В остроугольном неравностороннем треугольнике через одну вершину проведена высота, через другую – медиана, а через третью – биссектриса.  Доказать, что если проведенные линии, пересекаясь, образуют треугольник, то он не может быть равносторонним.

Задача 5

В остроугольном неравностороннем треугольнике через одну вершину проведена высота, через другую – медиана, а через третью – биссектриса.

Доказать, что если проведенные линии, пересекаясь, образуют треугольник, то он не может быть равносторонним.

Задача 6  Можно ли в обычном тетрадном листе прорезать дыру, в которую может пролезть обычный человек?

Задача 6

Можно ли в обычном тетрадном листе прорезать дыру, в которую может пролезть обычный человек?

Проведем его методом от противного.  Согласно условию, имеем остроугольный неравносторонний треугольник АВС. Предположим, что треугольник RQP равносторонний. Тогда углы R, Q и P треугольника RQP равны по 60°. Рассмотрим треугольник RHC: угол R равен 60°, угол Н равен 90°, треугольник прямоугольный, так как АН – высота, поэтому угол RСH равен 30°.Так как CL – биссектриса, то У прямоугольного треугольника АНС угол САН равен 30°. Рассмотрим треугольник APM: угол P = 60°,  угол А = 30°, поэтому угол АМР = 90°. Таким образом, получаем, что ВМ – является не только медианой, но и высотой, а значит, треугольник АВС – равнобедренный. Исходя из того, что у треугольника АВС угол С равен 60°, то он и равносторонний, что противоречит условию задачи, ведь треугольник АВС неравносторонний. Получили противоречие, поэтому предположение, что треугольник RQP  равносторонний не верно.

Проведем его методом от противного.  Согласно условию, имеем остроугольный неравносторонний треугольник АВС. Предположим, что треугольник RQP равносторонний. Тогда углы R, Q и P треугольника RQP равны по 60°. Рассмотрим треугольник RHC: угол R равен 60°, угол Н равен 90°, треугольник прямоугольный, так как АН – высота, поэтому угол RСH равен 30°.Так как CL – биссектриса, то

У прямоугольного треугольника АНС угол САН равен 30°. Рассмотрим треугольник APM: угол P = 60°,  угол А = 30°, поэтому угол АМР = 90°. Таким образом, получаем, что ВМ – является не только медианой, но и высотой, а значит, треугольник АВС – равнобедренный. Исходя из того, что у треугольника АВС угол С равен 60°, то он и равносторонний, что противоречит условию задачи, ведь треугольник АВС неравносторонний. Получили противоречие, поэтому предположение, что треугольник RQP  равносторонний не верно.

Пока жюри подводит итоги 1 тура

Пока жюри подводит итоги 1 тура

  • попробуем ответить, что означают следующие математические термины
Ответ:  ТРАПЕЦИЯ происходит от латинского слова « трапезиум » -столик

Ответ:

ТРАПЕЦИЯ происходит от латинского слова « трапезиум » -столик

Ответ: КОНУС – это латинская форма греческого слова « конос », что означает сосновую шишку.

Ответ:

КОНУС – это латинская форма греческого слова « конос », что означает сосновую шишку.

Ответ: АКСИОМА (от греч. axioma — значимое, принятое положение) — исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств др. ее положений.

Ответ: АКСИОМА (от греч. axioma — значимое, принятое положение) — исходное, принимаемое без доказательства положение к.-л. теории, лежащее в основе доказательств др. ее положений.

Ответ:  ГИПОТЕНУЗА - от греческого слова

Ответ: ГИПОТЕНУЗА - от греческого слова "гипотенуза", что означает "тянущаяся под чем-либо".

Архимед

Архимед

Пифагор

Пифагор

Евклид

Евклид

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон

Дополнительный тур  Правила игры.

Дополнительный тур Правила игры.

  • Каждой команде предлагаются одинаковые задачи.
  • Команда, давшая первой правильный ответ, выходит во 2 тур.
  • Если одновременно несколько команд дают правильный ответ, то им ещё предлагается дополнительная задача.
1 задача  На обоих берегах реки растёт по пальме, одна против другой. Высота одной – 30 локтей; расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и накинулись одновременно.  На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

1 задача

На обоих берегах реки растёт по пальме, одна против другой. Высота одной – 30 локтей; расстояние между их основаниями – 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и накинулись одновременно.

На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

2 задача   Два человека устроились на одинаковые должности в различные организации. Им положили равные оклады, выплачиваемые равными частями дважды в месяц. Но, учитывая инфляцию, в трудовом соглашении оговорен порядок прибавок к зарплате. Одному из них по истечении каждого полумесяца добавляется 50 руб, а другому после каждого месяца добавляется 200 руб. Кто из них в итоге больше будет зарабатывать? И на сколько?

2 задача

Два человека устроились на одинаковые должности в различные организации. Им положили равные оклады, выплачиваемые равными частями дважды в месяц. Но, учитывая инфляцию, в трудовом соглашении оговорен порядок прибавок к зарплате. Одному из них по истечении каждого полумесяца добавляется 50 руб, а другому после каждого месяца добавляется 200 руб. Кто из них в итоге больше будет зарабатывать? И на сколько?

2 тур  Правила игры Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных кабинетах в течение 45 минут. Определяют докладчиков и оппонентов. Когда время на решение задач истекло, команды и жюри собираются вместе.  И команды (согласно жеребьевке) по очереди рассказывают решения у доски, а соперники их проверяют. Каждый участник может выходить к доске не более одного раза. Капитан не более двух раз. Вести переговоры с жюри может только капитан. Закон матбоя – последнее слово остается за жюри.

2 тур Правила игры

  • Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных кабинетах в течение 45 минут. Определяют докладчиков и оппонентов.
  • Когда время на решение задач истекло, команды и жюри собираются вместе.
  • И команды (согласно жеребьевке) по очереди рассказывают решения у доски, а соперники их проверяют.
  • Каждый участник может выходить к доске не более одного раза. Капитан не более двух раз.
  • Вести переговоры с жюри может только капитан.

Закон матбоя – последнее слово остается за жюри.

Бой состоит из нескольких pаундов.  В начале каждого раунда одна из команд вызывает дpугую на решение любой из задач. Вызванная команда сообщает о согласии рассказывать решение этой задачи и выставляет докладчика .    Общая схема боя   Вызвавшая команда выставляет оппонента. Если вызов не принят, то первая команда обязана выставить докладчика , а команда, отклонившая вызов,  - оппонента .

Бой состоит из нескольких pаундов.

В начале каждого раунда одна из команд вызывает дpугую на решение любой из задач.

Вызванная команда сообщает о согласии рассказывать решение этой задачи и выставляет докладчика .

Общая схема боя

Вызвавшая команда выставляет оппонента.

Если вызов не принят, то первая команда обязана выставить докладчика , а команда, отклонившая вызов,

- оппонента .

В начале раунда докладчик рассказывает решение у доски. Доклад должен содержать ответы на все поставленные в задаче вопросы и доказательства их правильности. Докладчик может иметь при себе чертеж , но не имеет права пользоваться текстом решения.    Ход раунда   Оппонент может задавать вопросы во время доклада только с согласия докладчика и имеет право попросить повторить часть решения.   После окончания доклада оппонент имеет право задать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать оценку докладу и обсуждению .

В начале раунда докладчик рассказывает решение у доски. Доклад должен содержать ответы на все поставленные в задаче вопросы и доказательства их правильности.

Докладчик может иметь при себе чертеж , но не имеет права пользоваться текстом решения.

Ход раунда

Оппонент может задавать вопросы во время доклада только с согласия докладчика и имеет право попросить повторить часть решения.

После окончания доклада оппонент имеет право задать вопросы докладчику.

По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать оценку докладу и обсуждению .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация игры "Математический бой" для старшеклассников

Автор: Родина Людмила Владимировна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства