kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации при изучении математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

педагогический проект и методические рекомендации по итогам его реализации станут полезными  для учителей  и методистов. Повышение учебной мотивации повышает и  качество образовательных услуг и качество  образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения учебной мотивации при изучении математики"»

Что значит преподавать? - Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям".  Герберт Спенсер




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ»


Пояснительная записка

Каждый человек желает быть успешным в своей деятельности. Я уверенна в том, что успех учителя - это те только его собственные успехи, но и успехи его учеников. Я стремлюсь быть успешным учителем и стараюсь всегда анализировать свою педагогическую деятельность. По результатам анализа вижу, чего добилась и какие средства и методы помогли мне этого достичь и что необходимо предпринять, чтобы повысить качество обучения. Постоянно ищу ответ на вопрос: как выстраивать работу далее для повышения ее эффективности с учетом развития каждого ученика.

При первых встречах, на первых уроках математики, я стремлюсь убедить ребенка не бояться ставить перед собой задачи и вместе, преодолевая трудности и проблемы, стремиться их реализовывать. Если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя должна быть такой: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе». Когда чувствую доверие детей, многие проблемы обучения решаются более эффективно, ведь дети сами охотно идут на контакт. Поднятая рука – не только сигнал учителю «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя.

Я стараюсь поощрять пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции на пути изучения математики. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться понимать свои ошибки и работать над совершенствованием своих способностей.

Моя задача как учителя - вселить в ребенка уверенность в собственные силы. Я считаю, что потерпеть неудачу – это не самое худшее, хуже – не пытаться.

На своих уроках я стараюсь уделять большое внимание воспитательному аспекту урока, развивать коммуникативные способности детей, формируя у них чувства ответственности, сопереживания и взаимоподдержки. Человек в нашем многогранном мире не может жить «сам по себе» и «плыть по течению», у него обязательно должны быть четкие приоритеты и принципы, которые он черпает из личностной внутренней дисциплины.

Я стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное – сложно, что все сложное – интересно, что знания, которые приобретают они в школе, станут опорой в их жизни. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в тех, чьи глаза смотрят на тебя каждый день на уроках.

В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает важно научить детей самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать ее, что является важным условием для успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни.

Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы, методы и технологии. Отношение учащихся к учению преподавателя мы характеризуем активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

При изучения уровня активности учащихся выделяю следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Это важная составляющая требует внимания в ходе реализации моего проекта потому, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся мы традиционно называют активизацией. Активизацию познавательной деятельности в своей работе я определяю как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Каждый сегодня вправе выбирать свои методы и формы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка.


ПОЧЕМУ ИМЕННО МЕТОД ПРОЕКТОВ?

В ЧЕМ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА?

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, становится в один ряд с прочностью приобретаемых знаний. Это связано с тем, что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у ребят способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Я отдаю предпочтение методу проектов, так как проектный подход включает следующие преимущества:

  • становится выше посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;

  • задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий;

  • возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также деловое общение.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ» реализуется для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы и направлен на:


  • повышение мотивации к изучению математики на основе применения творческих подходов и развитию самостоятельности;


  • развитие способностей аналитического и критического мышления ученика и учителя;

  • формирует умения размышлять на основе научных знаний, приобретать недостающие знания из различных источников и делать обоснованные выводы;

  • учит работать в команде, выполняя разные социальные роли и принимать аргументируемые решения.

Актуальность данной программы обусловлена её методической значимостью, приобретения навыков проектно-исследовательской деятельности станет для учащихся «опорой» при продолжения ими образования в техникумах и ВУЗах, а активизация познавательной активность посредством этой деятельности станет важной опорой для повышения внутренней мотивации к процессу обучению в целом.

Главными задачами программы являются:

  • приобретение знаний о структуре проектно-исследовательской деятельности, способах получения и обработки полученной информации;

  • овладение навыками учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и аналитической деятельности;

  • выявление образовательного запроса учеников 5-11 классов и их родителей для определения приоритетных направлений проектно-исследовательской деятельности;

  • выстраивание системы проектно-исследовательской работы с детьми на основе активизации их познавательных навыков и создание ситуации успеха;

  • создание оптимальных условий для развития учебно-познавательной активности детей в школе путем качественной подготовки педагогов для своевременного и эффективного применения проектно-исследовательской деятельности в обучении



Гипотеза: использование проектно-исследовательской деятельности при обучении математики способствует активизации учебно-познавательной активности учащихся и повышению их качества знаний

Необходимые условия для реализации педагогического проекта:

  • проектно-исследовательская деятельность должна быть организована с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;

  • учащимся должны быть предоставлены возможности для развития и самореализации на основе тесного взаимодействия с участниками проектно-исследовательской деятельности (учащиеся, учителя, родители);

  • проектно-исследовательская деятельность должна строиться на добровольной основе и при обязательной поддержке развития интересов учащихся;

  • проектно-исследовательская деятельность должна быть организована с учетом рационального распределения времени учебной нагрузки учащихся и их психофизического состояния

Предмет исследования: учебно-познавательная активность учащихся, занятых проектно-исследовательской деятельностью

Объект исследования: уровень учебно-познавательной активности учащихся

Принципы реализации проекта:

Интегральность - ЗУН, приобретенные в результате проектно-исследовательской деятельности используются на уроках в процессе обучения и способствуют повышению уровню качества знаний учащихся;

Непрерывность - предполагает профессиональную ориентацию в рамках проведения предпрофильной подготовки учащихся и воспитания в рамках творческого объединения учащихся, руководителя, родителей;



Межпредметное обучение- предполагает систематизации и укрепление знаний учащихся не только по математике, но и расширение их знаний и эрудиции в других областях знаний, формирование навыков проектно-исследовательской деятельности для реализации в будущем социальных проектов и исследований.

Методологическая основа и теоретическая база педагогического проекта:


  • Педагогическое проектирование образовательных технологий

  • (Б. С. Гершунский, М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, В. И. Загвязинский,

  • Т.В. Машарова, Г. К. Селевко и др.);

  • Личностно-ориентированное обучение

  • (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, И. С. Якиманская и др.);

  • Мотивация деятельности учащихся

  • (Н.М. Зверева, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.В. Кларин, И.Я. Ланина, И Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Д. Путилин, В.Г. Разумовский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, В.П. Ушачёв и др);

  • Организация проектной и исследовательской деятельности в процессе обучения

  • (Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, А. В. Леонтович, Н. Ю. Пахомова, А. Ю. Пентин, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, С. Т. Шацкий и др.)



В ходе педагогического проекта использовались методы исследования

Теоретические:

  • изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической, нормативной литературы, диссертационных исследований по проблемам формирования ключевых компетенций у учащихся,

  • моделирование методики формирования познавательной, коммуникативной, информационной компетенций,

  • анализ путей интеграции естественнонаучных знаний с применением исследовательских и проектных методик.

Экспериментальные:

  • анкетирование, наблюдение, анализ устных ответов учащихся,

  • изучение опыта работы других школ, практикующих проектную и исследовательскую деятельность,

  • констатирующий, поисковый и обучающий педагогический эксперимент, преподавание (использование методик деятельностного подхода в преподавательскую практику учителя математики),

  • статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.

Формы организации проектно-исследовательской деятельности:

  • Коллективные;

  • Творческие;

  • Индивидуальные;

Сроки реализации программы: 2015-2017г

Этапы реализации проекта:

Этап

Главные задачи

мероприятия

1 этап:

2015учебный год

поисково-подготовительный


  • Изучение нормативно-правовой базы;

  • Подготовка условий для применения проектно-исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время;

  • Согласование рабочих программ по математике и программ дополнительного образования в соответствии с особенностями учащихся класса;

  • Вовлечение учащихся в активные формы учебно-познавательной деятельности и формирование учебной активности и интереса;

  • Выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к проектно-исследовательской деятельности;

  • Выбор форм и способов представления работ учащихся

  • Изучение технологий, повышающих учебно-познавательную деятельность и повышающих качество образования учащихся, изучение опыта проектной деятельности на уроках естественнонаучного цикла в творческой группе МИМЦ;

  • Сбор информации об интересах учащихся на уроках математики и уровне заинтересованности родителей в повышении учебно-познавательной активности детей для повышения качества уровня знаний;

  • Составление приблизительных списков и определение возможных групп по интересам из учащихся 9 и 10 классов, имеющих способности и проявляющих заинтересованность в проектно-исследовательской деятельности;

  • Применение на уроках элементов проектно-исследовательской деятельности, активизация решения практико-ориентированных математических задач;

  • Работа над программой предпрофильной подготовки учащихся 9 класса « Решение неравенств»


2 этап:

2015-2016 учебный год



творческо-деятельностный


Анализ поисково- подготовительного этапа;

Совершенствование навыков проектно-исследовательской деятельности;

Определение возможностей педагогического коллектива использовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся для поддержания и развития их интересов и творчества при активной работе ШНО «Эврика» (выступление на педагогическом совете);

Совершенствование собственных навыков в применения новых информационных технологий для более эффективной организации проектно-исследовательской деятельности;

Активизация педагогического просвещения УЧИТЕЛЬ

РОДИТЕЛЬ по совершенствованию взаимодействий в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся ;

Проведение индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на каждом из этапов проектно-исследовательской работы;

Осуществление отбор методик, технологий для осуществления диагностики учебно-познавательной деятельности и их интересов;

Формировать банк информационно-методических материалов по реализации программы


Применение эффективных обучающих технологий, способствующих развитию творчества, самостоятельности и личной ответственности;

выступление на августовском районном семинаре учителей математики на тему ««Метод проектно-исследовательской деятельности и примените ИКТ как способ активизации познавательных способностей учащихся »;


Проведение промежуточной диагностики учащихся 7 и 11 классов с целью выявления динамики их познавательной активности в ходе реализации программы;

Составления графика проектно-исследовательской работы на текущий год, коррекция состава участников и тематики их проектно-исследовательских работ;

Проведение педагогических консультаций с родителями учащихся на классных родительских собраниях и индивидуальных беседах на тему «Значение навыков проектно-исследовательской деятельности как фактор потенциальной успешности и личной креативности»;

Выступление на заседании круглого стола творческой группы педагогов, участников проектно-исследовательской деятельности, в форме «Мозгового штурма» на тему «Нескучная творческая математика: какая она?»;

Участие в предметных олимпиадах школьного и районного уровней;

Подготовка творческой группы «Математика + Интерес + Творчество = Успех» к выступлению на НШО «Эврика»;

Представление проекта учащихся 11 класса «Тайны квадратного трёхчлена» проведенного в рамках ШНО «Эврика» на районном методическом Совете и проведение промежуточного анализа по реализации педагогического проекта с гостями- коллегами творческой группы по применению в обучение метода проектов;

Размещение работ учащихся в рамках проектно-исследовательской деятельности на школьном сайте


3 этап:

2017 год (до декабря)


Аналитико-моделирующий


Анализ реализации 2 этапа программы;

Изучение дополнений и изменений нормативно-правовой базы: требований ФГОС и структурное корректирование некоторых аспектов программы;

Вовлечение педагогов к применению проектно-исследовательской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

Качественное проведение аналитической части программы;

Моделирование профессиональной деятельности с учетом итогов программы и общего повышения навыков проектно-исследовательской работы учащихся для поиска тем новых интересных проектов и форм их представления


Обмен опытом с педагогами естественнонаучного цикла, активно применяющих метод проектов и работающих над совершенствованием методов и форм работы по активизации мотивации учащихся на базе МИМЦ (Никонорова Л.А., Широкая Н.И, Панина И.Ю., Кондратенко Е.Б.; Степанова Т.В.);

Сотрудничество с ресурсными центрами (региональным, федеральным) на базе МОУ Детчинская СОШ с целью обмена опытом и совершенствования собственных профессиональных компетенций;

Проведение МО учителей начальной школы на тему «Вопросы преемственности в применении метода проектов в соответствии с ФГОС с целью непрерывности повышения мотивации школьников»;

Проведение диагностики учебно-познавательной активности учащихся 5, 8 классов с целью выявления её динамики, анализ качества знаний всех учащихся и учащихся группы «Математика +Интерес + Творчество = Успех» активно принимающих участие в проектно-исследовательской деятельности по основным предметам учебного курса за время осуществления данной программы;

Выявление мнения родителей о динамике учебно-познавательной активности учащихся и соотнесение результатов с показателями диагностик;

Подведение итогов проведенных диагностик и их обобщение;

Представление итогов педагогического проекта «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство повышения учебно-познавательной активности учащихся» на ШМО учителей естествознания и районном Методическом Совете на базе МИМЦ



Критерии эффективности реализации проекта

  • учащиеся овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха;

  • применение теоретических знаний в практической деятельности

  • умение учащихся использовать предоставленный в учебном пособии материал по теме, включать в свой ответ информацию, содержащуюся в тексте;

  • умение учащихся использовать личный опыт в качестве иллюстрации к ответу;

  • умение учащихся выстраивать аргументацию своей позиции, обобщать сказанное и подводить итоги;

  • умение учащихся отстаивать свое мнение;

  • активизация занятости учащихся во внеурочное время в школьном научном обществе «Эврика»;

  • получение объективной картины повышения познавательной активности учащихся;

  • наличие динамики личностной мотивации;

  • использование учащимися в проектной и исследовательской разнообразных источников информации и наглядности.


Возможные риски при осуществлении проекта:


При работе над проектами, поиске информации в Интернете, оформлении работ в виде презентаций и рефератов достаточно много приходится работать за компьютером. Поэтому возникает риск ослабления зрения и нарушения осанки. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся о правилах интернет-безопасности и безопасности здоровья при активном использовании ИКТ;

Необходимо учитывать учебную нагрузку детей, их физическое и психо-эмоциональное состояние при планировании внеурочной деятельности по предмету и организации дополнительного образования


Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:


Активизация познавательного интереса учащихся, повышение ЗУН;

Развитие представлений о межпредметных связях;

Пропаганда важности и ценности знаний и умений применять их в процессе жизни;

Развитие коммуникативной направленности, самостоятельности и личной ответственности;

Развитие творческого подхода к собственной деятельности;

Освоение новых информационных технологий;

Повышение социальной активности молодых людей, развитие сопричастности их личностного роста



Методические рекомендации

для активизации познавательной активности учащихся

На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или, другими словами, увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции учащегося, и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение и т.д.).

Отношение школьников к отдельным учебным предметам объясняется как непосредственными, так и косвенными, опосредованными мотивами. Согласно данным психологов, высокий престиж математики вызван не столько познавательным инте­ресом, сколько мотивами, связанными с трудоустройством. Престиж литературы объясняется любовью к самому предмету, а увлечение физикой или химией -как познавательными интересами, так и «гражданскими» мотивами.
Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Само познание можно представить как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. «Стимулирует, активизирует познание прежде всего учитель. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью различных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания (реже -один или несколько)». Именно такой логикой выстраиваются программы развивающего обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем - к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности школьников в учебной деятельности.
Анализ этих позиций позволил условно выявить 4 основных типа учебной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе) педагогической деятельности: нулевая активность (выраженная объектная позиция); ситуативная активность (преимущественно объектная позиция); исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция); творческая активность (выраженная субъектная позиция).
Каждый учитель обязан «видеть» и включать в познавательную деятельность и школьника, который занимает пассивную позицию, и того, кто время от времени «включается» в интерактивное обучение, и учащегося с ярко выраженной готовностью к совместному познанию.

Атмосфера урока

Первый тип (нулевая). Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет заинтересованности ни в совместной, ни в индивидуальной работе, а включается в деятельность только под давлением педагога. Не развиты эмоциональные, интеллектуальные и поведенческие навыки для обучения во взаимодействии. Налицо выраженная объектная позиция в учебном процессе.

Тактика учителя в данном случае основана на создании такой атмосферы занятий, которая снимала бы у школьника чувство страха, зажатости. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых» (прежде всего самим педагогом). «Прокручивая» прошлые неудачи, они сами заранее снижают способность конструктивно подойти к новой учебной задаче, и поэтому очень важно нейтрализовать негативные воспоминания. Основным приемом, помогающим наладить такие отношения, будут так называемые «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, доброжелательный тон.). При работе с этой группой учителю следует не ждать немедленного включения в работу, так как их активность может возрастать постепенно. Не предлагать им учебных заданий, требующих быстрого перехода с одного вида деятельности на другой. Давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации. Не сбивать во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы. Быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную. Стратегическое направление в работе с данными учащимися - перевод их в учебном взаимодействии из выраженной объектной в преимущественно объектную позицию. Такое возможно благодаря особой атмосфере уроков, ориентированной на психологическое раскрепощение и эмоциональное включение школьников в общую деятельность. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости, снятие страха перед совместной работой, готовность включиться в сотрудничество с педагогом или одноклассниками, ожидание и эмоциональная готовность к освоению нового типа познавательной активности.

Снятие интеллектуальной усталости

Второй тип (ситуативная ) реализуется преимущественно в объектной позиции ученика. Характерные показатели - проявление интереса и активности лишь в определенных ситуациях (интересное содержание урока, необычные приемы преподавания), что, скорее, связано с эмоциональной возбудимостью, часто не подкрепленной наработанными навыками к самостоятельной работе. Во время урока эти ученики предпочитают объяснение нового материала повторению; легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях также легко могут потерять интерес. Они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но такое происходит лишь эпизодически. Тактика учебного взаимодействия с этими учащимися — подкрепление их субъектного (активного) состояния в учебной деятельности не только в начале, но и в процессе работы. Здесь неоценима помощь учителя, способного при необходимости помочь снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать интерес. Вот несколько примеров активизации. «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Другой прием - «Опрос- кроссворд»: ученики заполняют кроссворд по изучаемой теме (подготовлен заранее самим учителем или его помощниками); «высшим пилотажем» можно назвать ситуацию, когда часть понятий кроссворда «готовит» новую тему . Школьникам этого типа присуща торопливость и незавершенность действий, вот почему именно для них важно умение использовать план ответа, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия, рисунки-подсказки («шпаргалки»), таблицы. Но есть одна особенность: они легче запоминают и пользуются теми схемами, которые создают сами (или совместно с педагогом); к сожалению, большинство таблиц, изготовленных типографским способом, не пользуется у этих школьников интересом. Таким образом, стратегия действий учителя в работе с ситуативно-активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Тогда ученик испытывает чувство радости и подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе ее выполнения. А испытав чувство успеха однажды, он захочет повторить и упрочить свои достижения и для этого проявит определенные интеллектуально-волевые усилия. Если последующие уроки не обманут его ожиданий, то возникнут предпосылки для постепенного перехода к исполнительскому активному типу познания.

Уровень активности растет

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности (исполнительский), как правило, любимы учителями. Они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на них опирается учитель при изучении новой (непростой) темы, и они же выручают учителя в трудных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главный плюс этих учащихся - стабильность и постоянство. Однако и у них есть свои проблемы. За усидчивость и прилежание их нередко называют «зубрилками» и «ботанами». А некоторым кажется, что этим детям учеба дается легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся легкость - результат более ранних усилий: умения сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторить (и не один раз!) всю эту цепочку. И эти учащиеся, как, впрочем, и остальные, нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога. Порой они начинают скучать, если изучаемый материал достаточно прост, а учитель занят с, более слабыми учениками. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить не за что-то «сверхурочное», а просто за качественно сделанную работу, не требующую поиска дополнительного материала. Основными приемами, стимулирующими активных учащихся, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Например, «проблемный диалог», когда, обсуждая предложенную учителем формулировку темы урока, школьники прогнозируют ее содержание. Или «мозговой штурм», состоящий из следующих шагов: создание банка, анализ идей (поиск рационального зерна в каждом, даже самом фантастическом предложении, отбор наиболее продуктивных идей), представление результатов работы группы и дальнейший отбор предложенных идей экспертами. Часто при представлении идей рождаются новые предложения, которые тут же включаются в обсуждение. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Школьники могут подключаться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, то есть брать на себя роль «эксперта» (только не забудьте вооружить «экспертов» требованиями к оцениванию ответов, чтобы не возникло существенных разногласий).

Развивая воображение и образность мышления

Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Эти школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они часто создают проблемы в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Приведу типичный пример: учитель предлагает школьнику решить какую-либо задачу, а затем уточняет: «Расскажи, как ты получил ответ». При этом он ждет пошагового объяснения мыслительных действий. Но есть учащиеся, которые не могут объяснить, как же возникло знание, не все мыслительные операции поддаются анализу. И такой ученик чаще всего слышит: «Все, Петров, можешь не продолжать. Ты не о том говоришь...» Можно понять учителя: для него важно, чтобы правильную последовательность операций усвоили все учащиеся. Но то, что предлагает Петров, выходит за рамки всякой логики, так что лучше остановить его в самом начале, чем потом пытаться «исправить» мышление целой группы учеников. Но так можно отбить всякое желание проявлять творчество. Развивая воображение, образность мышления, интуицию, необходимые для творческого типа учебной активности, можно сослаться на рекомендации, предлагаемые группой ученых под руководством С. Парнса: устранять внутренние препятствия творческими проявлениями; воздерживаться от оценок; показывать учащимся возможности использования метафор и аналогий; давать возможность умственной разминки; уделять внимание работе подсознания. Даже когда проблема не находится непосредственно в центре внимания, наше подсознание может незаметно для нас самих работать над ней. Некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя зафиксировать их, чтобы впоследствии прояснить, упорядочить, использовать и т.д.
Таким образом, деятельность педагога на данном уровне познавательной активности заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творчестве, в стремлении к самовыражению, самоактуализации. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки, проектно- исследовательская деятельность и внеклассные мероприятия: КВНы, математические турниры и путешествия по разделам математики и т.д.
Но, работая с детьми творческого типа, учитель должен о равноправии: каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение. Не нужно делить детей на талантливых и «остальных», даже если творческие проявления (не наносящие вред автору и окружающим) в чем-то не устраивают нас, педагогов.

Подвожу итоги

Познавательная активность сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности — это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. Особо хочется подчеркнуть мысль о том, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения учителя зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или решит для себя тихо отсидеться, ожидая звонка с урока.





13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Подгурская Наталья Александровна

Дата: 02.09.2017

Номер свидетельства: 427085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства