kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Неусыпный труд препятствия преодолевает...» - вечер, посвященный 300-летию М. В. Ломоносова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий школьного спектакля об отрочестве и юности М. В. Ломоносова состоит из шести сцен. В первой сцене происходит встреча Ломоносова с солдатом Каргопольским, который посоветовал ему учиться в Москве в Славяно-греко-латинской академии. Во второй сцене архиепископ помогает направить Ломоносова получать высшее образование в Петербургской Академии наук. В третьей сцене мы узнаём, что Ломоносова, Виноградова и Райзера, как лучших студентов отправляют учиться за границу. В четвёртой и пятой сценах мы узнаём, что М. В. Ломоносов женится на дочери пивовара- Елизавете. Шестая сцена ведает нам о том, как Ломоносов объясняет Рихману, что температура тела зависит от скорости движения частиц, а не от невидимой тёплой жидкости-теплорода. В заключении вечера ведущий рассказывает о заслугах М. В. Ломоносова перед российской наукой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Неусыпный труд препятствия преодолевает...» - вечер, посвященный 300-летию М. В. Ломоносова.»







Действующие лица:

Ведущие 1 и 2;

Солдат Каргопольский;

Отрок Михайло;

Архиепископ;

Ломоносов взрослый;

А. Корф – председатель Академии;

Райзер – горный инженер;

Елизавета – дочь пивовара;

Мать Елизаветы;

Рихман.



1-й Ведущий: М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской ,Холмогорского уезда Куростровской волости Архангельской губернии в семье крестьянина – помора. Учился он сначала дома самостоятельно. Его первыми русскими учебниками были: «Арифметика» Л. Магницкого, «Славянская грамматика» М. Смотрицкого, «Псалтырь» архиерея Симеона Полоцкого. Впоследствии М. В. Ломоносов назвал эти книги «Вратами учености».

2-й Ведущий: Молодой Михайло рыбачил с отцом, был наблюдательным, рассудительным и вдумчивым юношей. Совершая путешествия по Белому морю и Северному Ледовитому океану, на всюжизнь запомнил сказочно красивое северное сияние и ледяные горы, плавающие по беспредельной глади океана. Он часто задавал себе вопросы о таких явлениях природы, ответы на которые искал в различных книгах, но ответа на них не находил.

1-й Ведущий: Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжил его дело самостоятельно, а Михайло только и думал о том, чтобы учиться наукам. Встреча в Архангельске с образованным человеком, служившего Петру Великому верой и правдой, но сосланный за крутой нрав последователями Петра Первого, сыграла в жизни молодого Ломоносова огромную роль.

Сцена первая

Встреча в харчевне

Ломоносова с солдатом Каргопольским в харчевне.

Солдат: Ты кто такой будешь?

Михайло: Михайло я, сын рыбака Василия Ломоносова.

Солдат: Грамотный что ли?

Михайло: Да, я считать умею, арифметику знаю. Знаю, сколько раз диаметр в окружности укладывается. Знаю корни квадратные. Хочешь, проверь?

Солдат: Что же ты хочешь еще?

Михайло: Сомневаюсь я во многом. Например, от чего северное сияние бывает, от чего гром и молния? От чего в библии написано, что Бог создал Землю за 6 дней, а я думаю, что трудновато ему должно быть пришлось даже наш Куростров создать. А, если не Бог, то кто же?

Солдат: То, что сомневаешься Михайло, это хорошо. А знаешь, какой выход тебе нужен?

Михайло: Знаю

Солдат: Учиться тебе надобно. Глубокие науки постигать надо. Трудное это дело. Латыни тебе надобно учиться. А латыни обучают в Москве.

Михайло: А на что латынь нужно изучать?

Солдат: Потому как все книжки научные по – латыни написаны.

Михайло: А по что по – латыни?

Солдат: Потому, как на русском языке еще некому писать. В Москву тебе парень надо. Если надумаещьв Москву, найди меня, и я тебе помогу.

1-й Ведущий. Однакок тому времени царица Анна издала указ не принимать на учебу в гимназии крестьянских детей. Солдат Иван помогает Ломоносову заполучить у писаря – взяточника бумагу, согласно которой Ломоносов значиться сыном дворянина.В 19 – летнем возрасте Михайло Ломоносов полураздетый, тайно от отца уходит с обозом в Москву. Ломоносову удалось поступить в Славяно – греко – латинскую академию(соответствующую примерно уровню средней школы), выдав себя за сына холмогорского дворянина, так как крестьянских детей туда не принимали.

2-й Ведущий. В академии, наряду с прочими предметами, преподавали латинский язык. Ломоносов знал, что, только, изучив латынь, являющуюся в то время международным научным языком, можно овладеть знаниями, которые к тому времени накопила наука.

1-й Ведущий.Уже с первых дней пребывания в академии Ломоносов показал себя исключительно одаренным и усердным учеником.Учиться надо было в академии 13 лет. За год Михайло оканчивал по два – три класса. И за пять лет ему удалось хорошо усвоить латинский и греческий языки, изучить арифметику, географию, историю, постигнуть латинскую и русскую поэзии, а также основы стихосложения. Оставаться вакадемии не было смысла и, выдав себя за сына попа, Ломоносов хотел отправиться в экспедицию с геологами в Среднюю Азию. Обман вскоре обнаружился, но к тому времени его выдающиеся способности проявились столь сильно, что заталантливого юношу вступился сам архиепископ Киевский Феофан Прокопович, сподвижник Петра Великого.

Сцена вторая

На «ковре» у архиепископа

(сидит архиепископ и входит Ломоносов.)

Архиепископ: Это еще что такое? Да когда это было, чтобы школяр ко мне без вызова моего являлся?

Ломоносов: Прошу, выслушайте меня, святой отец.

Архиепископ: По что обманываешь? То ты себя за дворянина выдаешь, то за поповского сына?

Ломоносов: Да ведь не приняли бы в академию, если б не назвался сыном дворянина. Я пришел в академию, чтобы латынь изучить, так как все великие книги по латыни написаны.

Архиепископ: Эх, ты, мужик! Мужик ты и есть. Ну ладно, сам Петр Великий мужиков любил. И людей ко двору выбирал не по роду, а по уму. И что же: врать ты и дальше будешь?

Ломоносов: Нет, вижу, надобности в том нет. Прошу Вас, помогите мне России Великой служить, хочу книги научные сам составлять.

Архиепископ: Вот, что, школяр, вижу талант в тебе и упорство к наукам большое, поэтому буду во всем тебе помогать. Знай, что я – твой первый защитник.

Ломоносов(целуя руку): Премного благодарен.

2-й Ведущий: И Ломоносова не исключили из академии, наоборот, в числе лучших 20 учеников, отправили получать высшее образование в университет при Петербуржской Академии наук. В то время председателем Академии был Альбрехт Корф. Он заранее списался с берг - физиком Иоганном Генкелем, жившим в Фрейберге, чтобы тот взялся обучать русских школяров химии и металлургии. Генкель ответил, что за деньги любого дурака обучить согласен. Но лучше таковых, кои в латыни и немецком языке разбираются. Корф отобрал для учения поповича Дмитрия Виноградова и Михайла Ломоносова, сына крестьянского. К ним приставили третьего студента – москвича Густава Райзера, сына горного инженера.

Сцена третья

Отец Густава Райзера -ВинцентРайзер навестил Корфа перед отправкой студентов за границу.

Райзер: Барон, я старый берг - мейстер и язнаю, что Генкель в горных науках разбирается, как свинья в аптеке. Не лучше ли было бы наших студентов послать сначала в Марбург, где парит высоким разумом знаменитый философ Христиан Вольф.

Корф: Хорошо, пусть едут сначала в Марбург. Скажите, пусть войдут сюда.

(Входят Ломоносов, Виноградов, Райзер.)

Корф: Конечно, наша академия будет посылать вам деньги. Но если немцы предложат вам платить за обучение танцам, вы откажитесь, ибо для развития химии в России танцевать не обязательно.

Виноградов: Хорошо, господин президент.

Корф: Я верю, что вас ждет великое будущее. Кто – либо из вас троих да будет навеки прославлен. Возможно это будете вы (поворачивается к Райзеру). Надеюсь и на вас, сударь (обращается к Виноградову). Может, повезет и … вам (неуверенно произнес барон Корф с усмешкою оглядевЛомоносова, слушавшего его с большим вниманием).

Райзер впоследствии станет горным инженером, как его отец.

Виноградов откроет «секрет китайского фарфора» и создаст русский.

2-й Ведущий.В августе 1736 года русские студенты прибыли в Марбург, где их душевно приветствовал сам Христиан Вольф – философ, который был отлично образован во всех науках. Его высокая мораль, мировой авторитет, колоссальные познания действовали на молодежь заразительно. На лекциях студенты ловили не только его слова, но и отмечали в конспектах: здесь господин профессор изволил засмеяться, а тут он смахнул слезу. Вольф читал в университете лекции по 16 наукам сразу.

1-й Ведущий: В Марбурге у Вольфа Ломоносов изучал химию, горное дело, геометрию, тригонометрию, гидравлику и гидротехнику, французский и немецкий языки, рисование и фехтование. Решительно и сразу, отказавшись от соблазнов студенческой жизни, Ломоносов все деньги тратил на книги. Вскорости, в 1731году, он отправляет в Петербург свою первую научную работу «О превращении твердого тела в жидкое, зависящего от движения имеющейся налицо жидкости».

2-й Ведущий. Вольф, отмечая успехи студентов, писал в академию, что Ломоносов, по – видимому, самая светлая голова между ними. Ломоносов осваивал даже французский язык, а без немецкого ему было просто не обойтись. Дело в том, что его поселили в доме вдовы пивовара Цильха, дочь которого Елизавета вызвала в холодном увальне самые нежные чувства.

Сцена 4

С невестой.

(Стол с книгами и листочками. Елизавета входит в комнату и видит русского постояльца плачущим. Она поставила кружку с пивом на стол и подошла к нему. Ломоносов, смотрит в окно, а там, на фоне черневшего в ночи небабудто гигантский павлин распустил свой дивный хвост.)

Елизавета: Ты плачешь?

Ломоносов: Плачу, смотри сама, даже сюда, в пределы германского Гессена дошло мое родное северное сияние. По – латыни всеми учеными людьми называемое «Аврора Бореалис».

(Фрейлин Цильх взялась наводить порядок на его столе, заваленном конспектами лекций и стихами.)

Елизавета: Прочти мне эти строки по-русски.

Ломоносов: «Рву цветы под облаками». (Они смотрят друг на друга, взявшись за руки. Входит мать с сумками, раздеваясь, говорит: «Елизавета, отнеси долг барону».)

1-й Ведущий. В феврале1739 года студент Михайло Ломоносов женился на прекрасной дочери марбургского пивовара. О том, что он женат,в Петербурге долго не знали, да и сам Ломоносов, по договоренности с женою, скрывал это.

Сцена 5

Поп: Венчаются раб божий Михайло и раба божия Елизавета. Во имя отца и сына и святаго духа. Аминь!

Раб божий Михайло, желаешь ли ты взять себе в жены рабу божию Елизавету?

Михайло(робко): Да.

Поп: Раба божия Елизавета, желаешь ли ты взять себе в мужья раба божьего Михаила?

Елизавета: Да.

Поп: Отныне объявляю вас мужем и женой. Живите в мире и согласии.

2-й Ведущий. За границей М. В. Ломоносов провел около 5 лет. Весной 1741 года он получил разрешение Российской Академии наук на возвращение в Петербург и вернулся на Родину,где принимается за самостоятельные изучения и достигает в них очевидных успехов.

Сцена 6

С Рихманом.

(На доске нарисованы молекулы, на столе стоит свеча.)

Рихман: Что есть теплота тела?

Ломоносов: Теплота тела заключается во внутреннем движении частиц тела.

Рихман: А как же теплород? – невидимая теплая жидкость.

Ломоносов: Никакого теплорода нет. Животное, например – корова всегда излучает тепло, хотя никогда не употребляет теплой пищи.

Рихман: А как же объяснить увеличение или уменьшение температуры тела.

Ломоносов: Движение частиц может ускоряться, может замедляться, тем самым температура тела может увеличиться, может уменьшиться, то есть частицы холодных тел движутся медленнее, а горячих – быстрее.

Рихман: А как же объяснить самый большой холод в теле?

Ломоносов: Видимо самый большой холод в теле характеризуется полным покоем частиц.

1-й Ведущий. В это время власть над Академией полностью оказалась в руках секретаря Шумахера. Большинство академиков были люди реакционных взглядов и, конечно же, не заботились о развитии русской науки. Ломоносову постоянно приходилось отстаивать свои взгляды, бороться за развитие отечественной науки. Однако после того как Ломоносов написал «Оду на взятие Хотина», которую читали во дворце Императрицы, судьба переменилась к нему в лучшую сторону.25 июля 1745 года императрица Елизавета – дочь Петра Первого подписала указ о производстве Ломоносовав члены Академии. В 1760 году он был избран почетным членом Шведской Академии наук, затем – почетным членом Петербуржской Академии художеств и Болонской Академии (Италия).

2-й Ведущий.О многообразии его интересов и исследований прекрасно сказал А. С. Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…».

Умер Ломоносов в 1765 году в возрасте 54 лет.

Заслуги М. В. Ломоносова перед российской наукой.



Ломоносов сделал величайшие открытия, которые опередили развитие науки на 100 лет:

  • Закон сохранения массы веществ: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупиться к другому, так ежели, где убудет материи, то умножиться в другом месте.

  • Ломоносов – автор теории теплоты, основатель атомно – молекулярной теории, кинетической теории газов, учения о природе электрических явлений и теории цветов.

  • Он изобрел ночезрительную трубу, весы, градусник.

  • Наблюдая момент прохождения Венеры по диску Солнца, он обнаружил, что Венера окружена знатною воздушною атмосферою.

  • Бесконечность Вселенной он выразил стихами:

«Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна…»

…………………………….

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мыслью утомлен…

  • Ломоносов – автор «Российской грамматики» - первой грамматики русского языка, долго прослужившей учебной книгой.

  • Он перевел на русский язык «экспериментальную вольфианскую физику». Этим переводом русская физика получила не только первый учебник на русском языке, но и основы русского научного языка.

  • В 1775 году в Москве по проекту Ломоносова был сооружен и открыт первый в нашей стране университет, который сейчас носит его имя.

  • Ломоносов – создатель первой в России научно –исследовательской химической лаборатории.

Неустанный борец за развитие отечественной науки, он говорил: «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и, что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не такмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждениях высоких знаний».

Народ нашей страны гордится своим первым русским ученым и высоко чтит его память. Его именем названы улицы, площади, города, его имя носит Московский государственный университет.

В год 240 – летия со дня рождения М.В. Ломоносова была учреждена золотая медаль его имени, как высшая награда Академии наук СССР.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Насонова Татьяна Яковлевна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272316

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "«Неусыпный труд препятствия преодолевает...» - вечер, посвященный 300-летию М. В. Ломоносова."
    ["seo_title"] => string(99) "nieusypnyi-trud-priepiatstviia-prieodolievaiet-viechier-posviashchiennyi-300-lietiiu-m-v-lomonosova"
    ["file_id"] => string(6) "272315"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451933783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства