Методическая разработка внеурочной деятельности раздела образовательной программы по математике «Действия с рациональными числами»
Методическая разработка внеурочной деятельности раздела образовательной программы по математике «Действия с рациональными числами»
Пояснительная записка
Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.
2) в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики и развитии цивилизации и современного общества.
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочной деятельности раздела образовательной программы по математике «Действия с рациональными числами»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Боронукская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № от г.
Директор школы
____________ Н.А.Потапова
Методическая разработка внеурочной деятельности раздела образовательной программы по математике «Действия с рациональными числами» 6 класс
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Содержание дополнительной образовательной программы
Знакомство с национальными играми «Биилкэ», «Хаамыска», «Хабылык»
Техника игры
Художественное моделирование
Составление композиций
Оформление работ
Презентация
Участие в конкурсах, олимпиадах
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Формы проведения занятий и подведение итогов по каждому разделу
Пояснительная записка
Математическое образование — это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.
2) в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основной познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики и развитии цивилизации и современного общества.
3) в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая
Вид программы – авторская
Вид детского объединения – группа
Возраст детей – 12 – 13 лет
Срок реализации – 1 года
Актуальность программы
Изучение математики в 5 – 6 классах способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
В ходе наблюдения прихожу к выводу, что учащиеся часто сталкиваются с проблемой: как выполнить действия с рациональными числами. В процессе обучения ребятам неоднократно приходится встречаться с рациональными числами (решение уравнений и неравенств, решение систем уравнений и неравенств, действия с одночленами и многочленами, преобразование алгебраических выражений). И вот тут возникает масса проблем. Учащиеся неверно выполняют действия (заменяют одно действие другим), «теряют» знаки или наоборот ставят там, где не нужно.
Среди причин невысокой вычислительной культуры учащихся можно назвать:
низкий уровень мыслительной деятельности;
отсутствие соответствующей подготовки и воспитания со стороны семьи и детских дошкольных учреждений;
отсутствие надлежащего контроля за детьми при подготовке домашнего задания со стороны родителей;
неразвитое внимание и память учащихся;
недостаточная подготовка учащихся по математике за курс начальной школы;
отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле за овладением данными навыками в период обучения;
Немало важную роль играет вычисление с рациональными числами тогда как в школах введены ЕГЭ-ы. В отношении математики это технология, по мнению специалистов, на практике не является вполне адекватной с точки зрения основной задачи экзамена выпускников школы.
Такая точка зрения имеет очевидное основание в специфике математики, где главное - не столько получение истины «правильного ответа», сколько правильность рассуждений, приведших к этой истине.
Я считаю, что в 6 классе необходимо приложить все усилия для того чтобы ребёнок не только запомнил правила действий с рациональными числами, но и умел грамотно применять эти правила при решении заданий. В связи с этим соответствующий учебный материал должен быть представлен в наиболее доступном для каждого ученика виде.
Изучение раздела программы «Действия с рациональными числами» позволяет наиболее подробно рассмотреть понятие рационального числа и действий связанных с ним. С первых дней занятий стоит задача творческого поурочного и тематического планирования тем и разделов предмета, использования дополнительных дидактических материалов и методик психологических приемов.
После изучения данного раздела ребята должны владеть приёмами действий с рациональными числами. Они должны научиться выполнять задания, применив наиболее удобный для них способ. Овладеть приёмами устного счёта.
Использование различных форм организации учебной деятельности повышает интерес к изучению данного раздела, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию.
Применение на уроках игровых технологий позволяет сформировать необходимые понятия. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, память, мышление, внимание. Дети с увлечением работают на уроках, «открывают» новые для них понятия и правила.
Глава 1 Цели и задачи изучения раздела «Действия с рациональными числами»
Цель программы
– развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
-формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности
посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий;
-приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению;
-создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды
Задачи программы
1.1 Познавательная:
Продолжение формирования центральных математических понятий;
Знание и правильное употребление терминов, связанных с рациональными числами;
Умение складывать рациональные числа с помощью игровой технологии;
Формирование логической культуры учащихся, связанной с процессом выполнения действий с рациональными числами;
Выработка прочных навыков арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
1.2 Развивающая:
подведение учащихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, познавательной активности, интереса к изучению математики;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни.
1.3 Воспитательная:
воспитание качеств личности, формируемых в ходе учебной математической деятельности и обеспечивающих социальную мобильность, творческую активность, способность принимать самостоятельные решения.
Отличительными особенностями этой дополнительной образовательной программы от других существующих программ являются:
оригинальные авторские идеи по преобразованиям целых чисел
оригинальные идеи по использованию национальных игр,
новаторские приемы создания алгоритмов для быстрого счета группой воспитанников,
изучение истории происхождения и развития искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.
2. Ожидаемые результаты освоения раздела «Действия с рациональными числами» учебной программы по математике для 6 класса.
В результате изучения раздела «Действия с рациональными числами» ученик:
учится складывать и вычитать рациональные числа с помощью игровой технологии;
знает правила сложения и вычитания чисел рациональных чисел и умеет применять их в процессе вычисления;
знает правила действий умножения и деления рациональных чисел и умеет применять их на практике;
знает свойства действий с рациональными числами и умеет применять их для упрощения вычислений;
дополняет свои знания о числе;
Ученик:
планирует и осуществляет алгоритмическую деятельность, выполняет заданные и конструирует новые алгоритмы;
исследует, проводит эксперименты, обобщает, ставит и формулирует новые задачи;
ясно, точно, грамотно излагает свои мысли в устной и письменной речи, использует различные языки математики (словесный, символический, ), свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
Систематизирует, анализирует и классифицирует информацию, использует разнообразие информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
видит применение изучаемого материала в практической деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся:
- решение рациональных не в стандартных ситуациях ;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- конкурсы, соревнования, олимпиады
Глава 3. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, принципов и форм организации учебной деятельности учащихся.
3.1.Использование игровых технологий в образовательном процессе.
Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.
Технология (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста. Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.
В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.
Игры можно разделить на:
индивидуальные;
парные;
групповые;
коллективные.
Вид деятельности
Физическая (двигательная)
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
По количеству детей, участвующих в занятии – коллективная и групповая.
По способностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум (решение занимательных задач), олимпиада, конкурс, работа со СМИ.
По дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Занятия организуются 1 раз в неделю. В год 35 часов. Продолжительность каждого занятия не превышает 45 минут.
Материально-технические условия.
Для успешной реализации программы необходимо:
- просторный кабинет;
- видеокамера;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- проектор.
- набор игр «Биилкэ», «Хаамыска», «Хабылык»;
- дополнительная литература по математике.
3.2 Методические указания к использованию игр на уроках математики
в 6-ом классе.
Основная цель игры - научить детей производить в уме арифметические действия с положительными и отрицательными числами в пределах 100.
Игры «Биилкэ», «Хаамыска», «Хабылык» - являются якутскими национальными играми. Описания игр «Хабылык» и «Хаамыска» включены в книге А.С.Федорова «Обугэлэрбит оонньуулара» изданной в 1992 году Якутским книжным издательством. В них правила игры сложные, например игра «Хаамыска» состоит из 8-ми этапов. Я сама в детстве увлекалась этими играми и мне возникла идея: почему бы не использовать эти игры на уроках математики? Конечно, правила игр изменены и упрощены, но при желании можно варьировать по своему усмотрению.
Перед проведением игр надо, доступно изложить суть игры, поставить перед детьми познавательную задачу.
При изучении раздела «Сложение положительных и отрицательных чисел используется игра «Биилкэ». Эту игру наглядно распределить по командам, настроить каждого на самостоятельный груд, подготови гь необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре должен участвовать каждый ученик класса. В конце урока учитель вместе с детьми подводя итоги соревнований обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки и постараться так, чтобы дети сами исправили ошибки.
Приведем конкретные методические указания на каждой игре.
Как уже говорилось, вводить рациональные числа целесообразнее всего в 6-ом классе с тем, чтобы облегчить очень перегруженную программу 6-го класса.
Методика проведения игр состоит в тренировке устных вычислений с числами разных знаков, почти не занимаясь теорией. На наглядной основе дети осмысливают приемы прибавления, вычитания и умножения целых чисел. Каждая игра сопровождается с проговариванием.
При изучении сложения положительных и отрицательных чисел, применяется игра «Биилкэ». В этой игре дети должны хорошо знать счет от 1 до 100. С помощью «вилок» дети одной команды отбирают из набора те палочки, которые образуют группу положительных чисел, другие - группу отрицательных чисел. Отобранные палочки с цифрами считаются с использованием законов сложения. Также можно провести игру на четность и на нечетность. Для этого команда, играющая на четность, должна опять же с помощью «вилки» отбирать палочки только с четными номерами, а другая команда – палочки с нечетными номерами.
В систематизации знаний чисел с разными знаками поможет игра «Хабылык». Перед проведением игры,
детей знакомят с равенством а + (-а)=0, что позволит им решить более упрощенные действия.
Наконец, после ознакомления умножения отрицательного числа на положительное число, можно провести игру «Хаамыска». Эта игра направлена на отработку, знаний, умений и навыков.
При выполнении заданий необходимо учить детей пользоваться методом «пристального взгляда» (т.е. визуально оценивать все задания, методы, способы решения, и лишь после этого приступить к его решению).
Хабылык.
Дидактическая цель: Закрепления навыков сложения положительных и отрицательных чисел. Средства обучения: Набор цветных палочек. 12 красных и 12 желтых. Размер палочек: длина - 20-23 см, ширина - 0,5 см. На концах палочек с обеих сторон обозначены цифры: от 1 до 12 со знаком «+»; от 1 до 12 со знаком
минус.
Ход игры:
класс разбивается на две команды; начинающая команда играет на положительные числа, вторая на отрицательные числа;
команды выбирают капитанов, которые записывают результаты набранных очков;
начинающий игрок, взяв в руки палочки, сбрасывает вверх и быстро меняет положение руки так, чтобы палочки попались на тыльной стороне ладони;
снова сбрасывает палочки вверх и в их полете должен стараться ухватить только красные палочки, чтобы получить положительные числа
если при удачном ходе игры, игроку попадутся палочки с положительными числами, то он просто суммирует их;
при попадании палочек с различными знаками чисел, игрок поступает следующим образом.
разложить палочки в 2 ряда;
убирает те палочки, которые в сумме дают 0, например +4+(-4)=0 +9+(- 9)=0 +8+(-2+(-6))=0
результат будет: +10+(-5)=+5+5+(-5)=+5
если результат игры в данном случае будет отрицательным числом, то игра переходит в другой команде, которая первым достигнет до 100 очков;(см.рис4)
Вилка.
Дидактическая цель: формировать навыки устного счета положительных и
отрицательных чисел в пределах 100. Средства обучения : набор тонких деревянных палочек: из них 20 штук окрашены в красный цвет и на концах с обеих сторон обозначены цифры от 1 до 20 со знаком плюс, остальные 20 штук окрашены в желтый цвет, также обозначены цифрами от 1 до 20 со знаком минус.
Ход игры :
класс разбивается на две команды, начинающая команда играет на положительные числа, а другие - на отрицательные числа;
участники рассаживаются вокруг стола так, чтобы команды находились по разные стороны от стола;
начинающий игрок берет в руки набор палочек и на расстоянии сжатого кулака сбрасывает на стол;
с помощью своей «вилки», игрок должен стараться передвигать палочки с положительными числами к себе и суммировать набранные очки вслух: например, палочки с числами +7, +2, +5, +3, +8
он может суммировать так : (7+3)+(2+8)+5=25
как только игрок заденет соседнюю палочку, игра переходит к другому (к противнику), который тоже стремится «заработать» числа, но со знаком «минус»;
таким образом, каждый участник накапливает своей команде очки;
выигрывает та команда, которая первым достигнет до 100;
Хаамыска.
Дидактическая цель: формирование вычислительных преобразований с целыми числами;
Средства обучения: 5 деревянных кубиков размерами 1см х 1см х 1см. Грани кубиков разноцветные: два синих, два красных, два желтых. В центрах
синей и желтой гранях обозначены цифры от 1 до 10 соответственно со знаками «плюс» и «минус». В центре красной грани обозначены цифры от 0 до 5 со знаком умножения;
Ход игры:
класс делится на две команды с капитанами, которые записывают на листке бумаги результаты своих игроков;
начинающая команда должна набрать 1000 положительных чисел, а вторая -1000 отрицательных чисел;
начинающий берет кубики в сомкнутые ладони, смешивает их и разбрасывает на стол;
для большей пользы в своей команде, игрок должен продумать выгодную тактику игры;
возможны следующие случаи выпадения кубиков
а) все кубики с «+» числами; Для того, чтобы набрать наибольшее число очков, игрок одной рукой берет из этих кубиков самый «ненужный» (т.к. очко этого кубика не засчтитывается), например, кубик с числом +1 и сбрасывает вверх, затем во время полета этого кубика этой же рукой берет со стола кубик с числом +10 и вместе с ним поймает «ненужный» кубик. Следующие ходы повторяются также. В этом случае результат игры будет: 9+1+8+5+3=25 (см.рис!)
б) кубики с положительными и отрицательными числами. Ход игры будет как в случае а), но начинающий игрок берет только те кубики, которые имеют положительные числа. Дальше игру подхватывает другая команда,
т.о. ( результаты команд будут : 8+2=10 и -10+(-9)+(-4)= -23.(ем.рис2)
1.
2.
в) кубики с положительными и отрицательными числами, а также числа со знаками умножения. В этом случае результат игры зависит от тактического приема игрока, т.е. игроку предоставляется возможность выбора алгоритмического хода, например, шаги могут быть следующими :
1x2-2 2x3=6 6+6=12
6x2=12 12x3=36
3.
36+1=37
1+6=7
7x2=14
14x3=42
Т.о. результативным ходом будет шаг З.(см.рисЗ) Переход хода будет в том случае, если
игрок не смог ловить кубик одной рукой;
на стол вложены кубики с числами со знаком умножения;
во время игры заденут руками кубики (соседние). Побеждает та команда, которая первым достигнет до 1000 очков.
Рис.1
Глава 4. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы раздела
«Действия с рациональными числами»
Содержание курса
№ раздела
Тема
Кол-во часов
1
Числа и операции над ними
Из истории рациональных чисел, загадочность цифр
6
2.
Математическая игра «Биилкэ»
Национальная игра
8
3.
Математическая игра «Хабылык»
Национальная якутская игра
8
4.
Математическая игра «Хаамыска»
8
5.
Общие понятия
Обобщение изученного в курсе. Математические игры, конкурсы, соревнования.
5
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Дата
план
факт
Числа и операции над ними (6 часов)
1-2
Вводное занятие. Математические игры-игры наших предков. Игра «Биилкэ», «Хабылык», «Хаамыска».
3-4
Из истории рациональных чисел.
5-6
Логические задания с рациональными числами ( цепочки, закономерности). Сложение и вычитание рациональных чисел
Математические
игры (24асов)
7
Старинная игра. Игра «Биилкэ». Цепочки примеров.
8-9
Игра с числами и предметами
10-11
Игра на четность и на нечетность.
12-13
Игра на смекалку и на быструю реакцию, находчивость, ловкость рук.
14
Игра на вычисление в уме (сложение положительных и отрицательных чисел в пределах 100).
15
Старинная игра. Игра «Хабылык». Цепочки примеров.
16-17
Игра с числами и предметами
18-19
Сложение двух отрицательных чисел (Игра на смекалку)
18-19
Сложение чисел с разными знаками (Игра на быструю реакцию, ловкость рук, на сообразительность)
20-21
Вычитание чисел с разными знаками (Игра на вычисление в уме)
22
Соревнование
25-26
Старинная игра «Хаамыска».
27-28
Составление алгоритмов действий с отрицательными числами
29-30
Составление алгоритмов действий с разными числами
Общие понятия (4 часа)
31-32
Зачет по игре «Хабылык»
33-34
Зачет по игре «Хаамыска»
35
Итоговое занятие
Список литературы
Аммосова Т.П. О5олорго аан маннайгы математическай ойдобуллэри сайыннарыы. Якутскай, 1979.
Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподвания математики в начальных классах. М., Просвещение, 1984.
Беребердина Н. Развитие интереса к математике. Газета «Математика», №39, 2002.