Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Белгородский строительный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАСНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по предмету: «Математика»
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА»
Разработала: преподаватель
Н. А. Гроза
2015
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Цели:
Привитие интереса к математике;
Развитие мышления, наблюдательности, сообразительности у учащихся;
Развитие познавательных и творческих способностей у учащихся;
Развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности;
Развитие культуры коллективного общения и совместной деятельности.
Задачи:
Прививать интерес к математике,
Развивать любознательность, логическое мышление,
Воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания,
Формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ручка, листы бумаги.
Викторина, проводится для учащихся во время проведения недели по математике. В игре принимают участие 4 команды (от каждой группы по 3-4 участника). Каждая команда выбирает себе название.
Правила игры
Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы.
В разминке каждой команде задается по 3 вопроса по 1 баллу, на обдумывание дается 30 секунд. Команда, набравшая наибольшее количество баллов имеет право выбирать вопросы в основной игре.
В основной игре каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается 1 минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимает руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос-аукцион право ответа имеет та команда, которая назначит большую сумму, если на счету игроков сумма, меньшая чем стоимость вопроса, то они могут предложить только номинал (стоимость вопроса). На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
Подсчёт ведёт счетная комиссия из числа преподавателей и приглашенных они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Конкурс капитанов. Каждая команда получает по три творческих задания. Работа проводится в нутрии каждой команды под руководством капитана в течении 5 – 7 минут. Необходимо правильно разделить свои силы на выполнение заданий, чтобы получить наибольшее количество очков.
План проведения мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Начало викторины. «Разминка».
Игра с командами. «Вспомним математику».
Конкурс капитанов по работе с командой.
Игра с болельщиками.
Подведение итогов.
Награждение команд.
Ход игры
Вступительное слово ведущего
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику
Неделя математики посвящается!
Начало викторины. Разминка команд
Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы проводим викторину. Наша цель узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по этому предмету. Мы проверим ваши знания по математике. Победители будут награждены дипломами и призами. Внимание! Объявляю участников игры! (Представление команд – название команды и выбор капитана команды).
Счетная комиссия, которая будет считать баллы – (назвать).
Итак, игроки готовы. Зрителей прошу не выкрикивать, не подсказывать, так как в этом случае ответ засчитан не будет, и баллы будут сняты.
Разминка
Команда 1.
На черно-белой фотографии черный цвет составляет 80% площади. Эту фотографию увеличили в 3 раза. Какой процент составляет белый цвет на увеличенной фотографии? (20%)
Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр? (диаметр)
Число 666 увеличить в полтора раза, не производя никаких арифметических действий? (999)
Команда 2.
Книга стоит 20 рублей и еще полкниги. Сколько стоит книга? (40рублей)
Как называется отрезок прямой, соединяющий две вершины многоугольника, не лежащие на одной стороне? (диагональ)
Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель больше знаменателя? (да, например -3/6 = 5/10)
Команда 3.
Врач прописал больному 3 пилюли, чтобы он принимал их по одной через каждый полчаса. На сколько по времени больному хватит этих пилюль? (на 1 час)
Как называется геометрическая фигура, состоящая из двух лучей с общим началом? (угол)
Сколько ударов в сутки делают часы с боем? (сумма чисел от 1до 12 по 2 раза. 156)
Команда 4.
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20 день заросло всё озеро. На какой день заросло половина озера? (на 19 день)
Как называется прямоугольник у которого все стороны равны? (квадрат)
К Айболиту пришли на прием животные: все, кроме двух, собаки; все кроме двух, кошки; все, кроме двух, зайцы. Сколько всего животных?(3 – 1 заяц, 1 кошка, 1 собака)
Вспомним математику
1. Математические формулы
50. Вопрос: Запишите формулу корней квадратного уравнения. (Ответ: х1,2 = .)
100. Вопрос: Запишите формулы суммы и разности кубов двух чисел.
(Ответ: a3 - b3 = ( a — b)( a2 + ab + b2), a3 + b3 = ( a + b)( a2 - ab + b2))
150. Вопрос: Запишите теорему Пифагора (Ответ: с2 = a2+ b2)
200. Вопрос: Запишите основное тригонометрическое тождество. (Ответ: sin2α + cos2α = 1)
250. Вопрос: Кот в мешке. Запишите формулу Герона для вычисления площади равнобедренного треугольника. (Ответ:).
2. Толкование математических терминов
50. Трапеция происходит от латинского слова “трапезиум” — столик.
От этого же слова происходит наше слово “ трапеза”, означающее стол.
100. Конус – это латинская форма греческого слова “конос”, что означает сосновую шишку.
150. Аксиома. В современном понимании аксиома - высказывание некоторой теории, принимаемое при построении этой теории без доказательства, т.е. принимаемое как исходное, отправное для доказательств других положений этой теории (теорем). Аксиомы называют также постулатами.
200. Гипотенуза. Гипотенуза — от греческого слова «гипотенуза», что означает «тянущаяся под чем-либо». Название происходит, очевидно, от способа построения прямоугольных египетских треугольников с помощью натягивания веревки. Евклид вместо термина «гипотенуза» так и писал: «сторона, которая стягивает прямой угол»).
250. Радикал – знак математического действия извлечения корня, также результат такого действия
3. Единицы измерения
50. Вопрос: Что такое баррель? Чему он равен? (Ответ: Известно, что баррель единица измерения объёма нефти. Нефтяной баррель равен 158,988 куб. дм.)
100. Вопрос: Назовите единицу длины, в 1000 раз большую метра. (Ответ: километр)
150. Вопрос: Сколько литров воду в 1 куб. дециметре? (Ответ: 1 литр)
200. Вопрос : Имя какой сказочной героини произошло от единицы измерения длины? Чему она равна? (Ответ: Дюймовочка, от единицы измерения дюйм, который равен 2,54 см.)
250. Вопрос: Вопрос аукцион. Назовите любые три старинные русские единицы измерения длины.
Ответ: аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112 м.
Сажень - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины.
Малая пядь - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 cm
Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
Верста - старорусская путевая мера верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении — 213,36 x 500 = 1066,8 м.
Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя.
Вершок равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении — 4,44 см.
(Меры длины (употреблявшиеся в России после «Указа» 1835 г. и до введения метрической системы):
1 верста = 500 саженей = 50 шестов = 10 цепей = 1,0668 километра
1 сажень = 3 аршина = 7 фут = 48 вершков = 2,1336 метра; Косая сажень = 2,48 м.
Маховая сажень = 1,76 м.
1 аршин = 4 четверти (пяди) = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12 см (На аршин обычно наносили деления в вершках)
1 локоть = 44 см (по разным источникам от 38 до 47 cм)
1 фут = 1/7 сажени = 12 дюймов = 30,479 см
4. Последовательности.
50. Вопрос: В последовательности чисел каждое следующее число определяется по очень простому правилу. Определите это правило и запишите следующее число: 3,13,23,33,…? (Ответ: 3, 13, 23, 33, 43)
100. Вопрос: В последовательности чисел каждое следующее число определяется по очень простому правилу. Определите это правило и запишите следующее число: 11,101,1001,…? (Ответ: 11,101,1001,10001)
150. Вопрос: В последовательности чисел каждое следующее число определяется по очень простому правилу. Определите это правило и запишите следующее число: 1,2,3,5,8,…? (Ответ: 1,2,3,5,8,13)
200. Вопрос: В последовательности чисел каждое следующее число определяется по очень простому правилу. Определите это правило и запишите следующее число: 1, 1, 2, 3, 5, …? (Ответ: 1, 1, 2, 3, 5, 8)
250. Вопрос: В последовательности чисел каждое следующее число определяется по очень простому правилу. Определите это правило и запишите следующее число: 12, 31, 24, 12, 51, …? (Ответ: 12, 31, 24, 12, 51, 26 )
5. Вычислительная техника
50. Вопрос: Как называлась счётная доска у древних греков.
(Ответ: Абамк (греч. , abakion, лат. abacus — доска) — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с IV века до н. э. в Древней Греции, Древнем.)
100. Вопрос: В 1662 году немецкий математик Г.Лейбниц разработал счетную машину, выполняющую все четыре арифметические действия и использующую двоичную систему счисления. Это счетное устройство использовали до середины 20 века.
Как назывался прибор, выполнявший все четыре действия, который был прототипом прибора созданного в 1673 году немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем?
(Ответ: Арифмометр (от греч. — “число”, “счёт” и греч. — “мера”, “измеритель”) — настольная (или портативная) механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также для сложения и вычитания. Арифмометры, начиная с 1820, производились серийно и ими пользовались до 1960-х годов.)
150. Вопрос: Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора?
(Ответ: Логарифмимческая линейка — аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб) и вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, тригонометрических функций и другие операции.)
200. Вопрос: Назовите автора первой вычислительной машины, работавшей на двоичной логике и применявшее арифметику с плавающей запятой
(Ответ: Изобретатель компьютера. Таким титулом награждён немецкий инженер Конрад Цузе его вычислительная машина Z1, стала первым вычислительным устройством, работавшим на двоичной логике и применявшее арифметику с плавающей запятой.)
250. Вопрос: Кот в мешке. Назовите родоначальника науки кибернетика
(Ответ: Норберт Виннер. Норберт Винер (англ. Norbert Wiener; 26 ноября 1894, Колумбия, штат Миссури, США — 18 марта 1964, Стокгольм, Швеция) — американский учёный, выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.
Поскольку родоначальником кибернетики в современном понимании этого слова является Норберт Винер, обратимся сначала к его собственному определению, которое он дал в своей знаменитой книге “Кибернетика, или управление и связь в животном и машине”.
Кибернетика — это новая область науки, изучающая процессы управления и связи, протекающие при любых обстоятельствах в различных системах. Основополагающим для кибернетики явилось открытие единства законов управления, действующих в различных системах — живых и неживых, физических и биологических, социальных и экономических.)
6. Великие математики
50. Вопрос: Попробуй и отгадай. Разгадал загадку круга, Метод площадей нам дал, Знаем мы, как в Сиракузах Родину он защищал. Свой народ спасал от бед, Его имя… .
(Ответ: Архимед).
100. Вопрос: На острове Самос Философ сей родился. И во главу угла Поставлены им числа. И, говорят, за теорему Принес богам быка он в жертву. Был чемпионом Олимпиады, Имел своих учеников. Надеюсь, догадался каждый, Что его имя …..
(Ответ: Пифагор)
150. Вопрос: Все, что раньше люди знали, Он собрал в своих “Началах”. Было их 13 книг, Написал их все …. (Ответ: Евклид)
200. Вопрос: Очень слабым он родился, Но науке все ж сгодился. Открыл не кто иной, А он притяжения закон. Интеграл дал миру он, Физик ….. (Ответ: Ньютон)
250. Вопрос: Вопрос аукцион. Математики начала По обоям изучала И влюбилась в ту науку. Только вот какая штука. Ведь в России в это время Не пускали в вузы женщин. Чтоб в математике достичь вершин, Пришлось уехать девушке в Берлин, И стать для этого фальшивою невестою, Такой мы знаем … . (Ответ: Софью Ковалевскую)
Конкурс капитанов по работе с командой
(Проходит во время игры с болельщиками)
№ задания | Задание |
1 | Вместе с командой составьте стихотворение, используя слова: скалка, галка, школьник, треугольник. |
2 | Составьте как можно больше слов из букв слова “ПЛАНИМЕТРИЯ”. |
3 | Запишите слова, имеющие отношение к математике и начинающиеся на букву “П”. |
Игра с болельщиками
Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они пусть покажут смекалку и класс
Команды свои пусть поддержат хоть баллом,
Ведь им от команд отставать не пристало!
1. «Анаграммы в стихах». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (СЛАЙД)
С хитрым иксом я дружу,
По секрету вам скажу,
Выбегая из тетрадки,
Задает он мне загадки.
Кто ответит, например,
Что такое ИКС + Р? (риск)
Думал я весь день вчера,
Что такое ИКС + РА? (искра)
Подсказал мне старший брат,
Что такое ИКС + РАТ? (старик)
Догадался я без брата,
Что такое ИКС + РАТА? (актриса)
Не решила вся квартира,
Что такое ИКС + ИРА? (ириска)
Долго мучил я соседа,
Что такое ИКС + РЕДА? (редиска)
ИКС + Н + РА + ТА,
То с бензином, то пуста? (канистра)
ИКС + ТА + НА + РА
Кто решил, тому «Ура!» (санитарка)
2. «Математическая смекалка». Быстрый вопрос – быстрый ответ! Бросает мяч и задает вопрос, мяч возвращается с ответом, потеря мяча и неправильный ответ дают отрицательный балл)
Игра «Сколько?»
Сколько дюжин в сутках? (две)
У кого больше ног у пяти осьминогов или у четырех кальмаров? (одинаково: 5 ∙ 8 = 4 ∙ 10 = 40)
Сколько штатов в США? (50)
Сколько полных недель в году? (52)
Сколько лет спала Спящая Красавица из сказки Шарля Перро? (100)
На сколько градусов могут поворачивать голову совы? (270)
Сколько насчитывается чудес света? (7)
Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
Сколько пар ног у насекомых? (3)
Сколько мишек на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу»? (4)
3. Блиц-опрос.
1. Какая фигура не имеет углов? (Ответ: Круг)
2. Что составляют вместе 12 месяцев? (Ответ: Год)
3. Какая азбука состоит из двух знаков? (Ответ: Азбука Морзе (тире и точка))
4. Сколькими цифрами обходились римляне? (Ответ: Семью (I — 1.V — 5,Х — 10, L — 50, С — 100, D -500, М — 1000)
5. В каком числе столько же букв, сколько и цифр? (Ответ: В числе 100)
6. У меня в сумке три килограмма конфет, а у моего друга — три килограмма ваты. У кого груз тяжелее? (Ответ: Груз одинакового веса)
7. Как спортивный шест превратить в число? (Ответ: Шест+ь = шесть.)
8. Вспомните популярную детскую сказку про репку, которую хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько глаз увидели этот овощ? (Ответ: 12 глаз)
9. Можно ли сказать: «Большая половина зимы была морозной?». (Ответ: Нет, половины всегда одинаковые)
10. Когда мы смотрим на цифру 1, а говорим «пять»? (Ответ: Когда смотрим на часы и говорим «пять минут»)
11. На дне рождении шоколадный рулет разрезали на десять частей. Сколько разрезов потребовалось для этого? (Ответ: Девять разрезов)
12. Если шоссе длиннее аллеи, то что из них короче? (Ответ: Аллея)
13. Ниф-Ниф старше Наф-Нафа, а Наф-Наф — Нуф- Нуфа. Кто моложе всех? (Ответ: Нуф-Нуф)
14. С утра температура воздуха была минус 9°С, а затем потеплело на семь градусов, то положительной ли стала температура воздуха к полудню? (Ответ: Нет)
15. Верите ли вы, что если любое число между 10 и 99 написать подряд трижды, то результат будет делиться на 7 без остатка? (Ответ: Да, например, 323 232:7= 46 176)
4. Разгадай ребус.
Отрезок | ромб | число | задача |
Гении и таланты, наша игра закончилась. Пусть это только игра, но ведь и Архимед, и Ковалевская, и Пифагор тоже были детьми. Может через десятилетия, столетия, тысячелетия и ваши имена будут прославлены.
- Желаем вам и дальше успешно усваивать математику. Все участники игры награждаются призами.
Список используемой литературы.
Альхова З.Н. Внеклассная работа по математике. Саратов “Лицей” 2002г.
Гарднер М. Математические чудеса и тайны”. Москва “Наука” 1967г.
Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва “Просвещение” 1982г.
Депман И.Я. За страницами учебника математики. Москва “Просвещение” 1989г.
Корделеский Б.А. Математическая смекалка”. Москва “Наука” 1985г.
Математика в школе. Журнал 2002-2010г.
Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. Москва “Просвещение” 1984г.
№ задания | Задание |
1 | Вместе с командой составьте стихотворение, используя слова: скалка, галка, школьник, треугольник. |
2 | Составьте как можно больше слов из букв слова “ПЛАНИМЕТРИЯ” |
3 | Запишите слова, имеющие отношение к математике и начинающиеся на букву “П”. |
Протокол
результатов математической викторины
Дата проведения: «____» __________________ 20____г.
№ п/п | Конкурс | Баллы | Группа |
ТО11 | ТО12 | ТО13 | ТО14 |
1. | Разминка команды. | По 1 баллу за каждый правильный ответ. | | | | |
2. | Игра с командами. | Оценка по номиналу вопроса
| | | | |
3. | Конкурс капитанов по работе с командой. | До 3 баллов за лучшую организацию команды. | | | | |
Написание стихотворения. | До 3 баллов. | | | | |
Составление слов. | За каждое правильное слово 1 балл. | | | | |
4. | Игра с болельщиками. | 1 балл за правильный ответ. | | | | |
| | | | | | |
Итого: | | | | |
Место: | | | | |
50 | 100 | 150 | 200 | 250 |
50 | 100 | 150 | 200 | 250 |
50 | 100 | 150 | 200 | 250 |
50 | 100 | 150 | 200 | 250 |
50 | 100 | 150 | 200 | 250 |
50 | 100 | 150 | 200 | 250 |