Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Математическая мозаика»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
«Математическая мозаика»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Базовой подготовки
Дисциплина «Математика:
алгебра и начала математического анализа; геометрия»
1 курс
г. Барабинск, 2015 г
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 20___г.
Председатель ЦМК
______________________
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории Вашурина Т. В.
Содержание
Методический лист
4
Формирование требований ФГОС при изучении темы
5
Примерная хронокарта занятия
6
Блок информации по теме
6
Приложение №1
12
Перечень оборудования и оснащения
12
Список использованных источников
12
Методический лист
Тема: Внеаудиторное мероприятие по математике
«Математическая мозаика»
Тип занятия: урок применения знаний
Форма занятия: урок - игра
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, компьютерные технологии, элементы личностно-ориентированной технологии.
Время занятия: 45 минут
Место проведения занятия – аудитория колледжа.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (воспроизведение).
Учебные цели: Способствовать формированию требований ФГОС при изучении данной темы. Формировать умение раскрывать красоту математики в окружающем мире, а так же видеть тесную взаимосвязь с различными областями её применения.
Воспитательные цели: способствовать формированию чувства ответственности и солидарности; создание условий для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели; формировать умение работать в коллективе, команде.
Развивающие цели: развитие и укрепление познавательного интереса к математике. Расширение кругозора обучающихся, повышение уровня их математической культуры. Развитие творческого мышления студентов.
Формирование требований ФГОС при изучении темы
«Математическая мозаика»
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии.
Примерная хронокарта занятия по теме
«Математическая мозаика»
(время занятия 45 минут)
№ п/п
Этапы урока
Время
1
Организационный этап
2
2
Основной этап
2.1
Вступление, объявление темы, целей мероприятия
3
2.2
Выступление 1 и 2-ой команды
35
3
Заключительный этап
3.1
Подведение итогов игры, награждение победителей и участников
4
3.2
Заключительное слово преподавателя
1
Итого
45 мин.
Блок информации по теме
Ход мероприятия
Организационный этап (проверка готовности аудитории, внешнего вида студентов)
Основной этап
2.1 Вступительное слово преподавателя, объявление темы и целей мероприятия
Перед началом игры все студенты, желающие принять в ней участие, делятся на две сборные команды (до 7 человек). Разделение осуществляется следующим образом. Два капитана (выбираются заранее) по очереди набирают себе команду из присутствующих. Сформированные таким образом команды рассаживаются за столы. В течение 2-х минут команды придумывают себе название и записывают его маркером на табличках, которые заранее приготовлены на столах. Члены жюри записывают названия команд в таблицу фиксирования результатов игры (Приложение 1).
Название 1-й команды
Название 2-й команды
В столбцах таблицы жюри будет фиксировать баллы, набранные командами по ходу игры.
Преподаватель:Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на игре «Математическая мозаика» (слайд 2). Эта игра названа так потому, что вопросы, которые в ней прозвучат, продемонстрируют вам красоту математики в окружающем мире, а так же её тесную связь с другими областями знаний. У этой игры простые правила.
Правила игры
Вопросы игры разбиты на шесть категорий (слайд 3):
«Великие и знаменитые»
Вопросы этой категории о знаменитых людях, так или иначе, связанных с математикой.
«Шифровальщик»
В этой категории с помощью ребусов зашифрованы математические понятия или названия геометрических фигур.
«Карта мира»
Вопросы этой категории связывают математику и географию.
«Мир культуры»
Вопросы этой категории связывают математику и мировую культуру.
«Чудеса природы»
Вопросы этой категории связывают математику и природу.
«Среднее арифметическое»
Вы знаете, чтобы найти среднее арифметическое двух чисел, нужно сложить эти числа и результат разделить на два. В вопросах этой категории необходимо отыскать среднее арифметическое не чисел, как на уроках математики, а тех предметов и существ, которые вам будут предложены. При ответе на эти вопросы нужно проявить смекалку, сообразительность и чувство юмора.
Команды с экрана выбирают категорию вопроса и его стоимость. Право выбора первого вопроса определяется жеребьевкой.
Право ответа на вопрос принадлежит команде, первой поднявшей сигнальную табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. В случае неверного ответа обеих команд право выбора следующего вопроса автоматически переходит к другой команде.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Преподаватель: И напоследок, простые правила поведения. Во время игры вам необходимо:
вести себя спокойно, но не отсиживаться;
задания выслушивать до конца;
не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам.
ВОПРОСЫ ИГРЫ
Категория «Великие и знаменитые»
Вопрос 1 (Слайд 4)
Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?
(ПИФАГОР)
Вопрос 2 (Слайд 5)
Кто из этих знаменитых людей является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?
(Л. Н. ТОЛСТОЙ)
Вопрос 3 (Слайд 6)
Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученный?
(АРХИМЕД)
Вопрос 4 (Слайд 7)
Этот знаменитый ученый измерил высоту египетской пирамиды, не влезая на неё. Кто он?
(ФАЛЕС)
Вопрос 5 (Слайд 8)
С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»
(М. В. ЛОМОНОСОВ)
Категория «Шифровальщик»
Вопрос 1 (Слайд 14)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПОВЕРХНОСТЬ)
Вопрос 2 (Слайд 15)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД)
Вопрос 3(Слайд 16)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ОТРЕЗОК)
Вопрос 4(Слайд 17)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(СИММЕТРИЯ)
Вопрос 5(Слайд 18)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПЕРПЕНДИКУЛЯР)
Категория «Карта мира»
Вопрос 1(Слайд 24)
Многогранник из Египта – это…
(ПИРАМИДА)
Вопрос 2(Слайд 25)
Название какого города в Крыму состоит из одного мужского и ста женских имён?
(СЕВАСТОПОЛЬ)
Вопрос 3(Слайд 26)
Какое число входит в название коренного населения Мордовии?
(ДВА)
Вопрос 4(Слайд 27)
Спящий или бодрствующий географический конус – это…
(ВУЛКАН)
Вопрос 5(Слайд 28)
Название какого государства скрывается в математическом выражении А3?
(КУБА)
Категория «Мир культуры»
Вопрос 1(Слайд 34)
Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?
(А. С. ПУШКИН)
Вопрос 2(Слайд 35)
Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского?
(ДЕВЯТЬ)
Вопрос 3(Слайд 36)
Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича?
(КВАДРАТ)
Вопрос 4(Слайд 37)
Какая геометрическая фигура занимает центральное место на известной картине Пабло Пикассо?
(ШАР)
Вопрос 5(Слайд 38)
Назовите «математическое» направление в изобразительном искусстве начала ХХ века
(КУБИЗМ)
Категория «Чудеса природы»
Вопрос 1(Слайд 44)
Назовите геометрический вид тополя
(ПИРАМИДАЛЬНЫЙ)
Вопрос 2(Слайд 45)
Вечнозеленый конус – это…
(КИПАРИС)
Вопрос 3(Слайд 46)
Какое математическое понятие объединяет эти живые организмы?
(ОСЬ)
Вопрос 4(Слайд 47)
Какое геометрическое преобразование фигур демонстрируют эти красавицы?
(ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ)
Вопрос 5(Слайд 48)
Какая геометрическая фигура очень больно кусается, иногда со смертельным исходом?
(КОНУС – МОРСКОЙ МАЛЮСК)
Категория «Среднее арифметическое»
Вопрос 1(Слайд 54)
Среднее арифметическое ежа и проволоки...
(КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА)
Вопрос 2(Слайд 55)
Среднее арифметическое женщины и рыбы...
(РУСАЛКА)
Вопрос 3(Слайд 56)
Среднее арифметическое коня и мужчины…
(КЕНТАВР)
Вопрос 4(Слайд 57)
Среднее арифметическое велосипеда и мотоцикла...
(МОПЕД)
Вопрос 5(Слайд 58)
Среднее арифметическое холодильника и вентилятора...
(КОНДИЦИОНЕР)
Заключительный этап
3.1 Подведение итогов игры, награждение
По окончании игры (переход со слайда 3 на слайд 64) подсчитываются баллы, заработанные каждой командой. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Всем победителям жюри торжественно вручает дипломы, а участникам другой команды – благодарности за участие в игре (слайд 65).
Заключительное слово преподавателя
Приложение №1
Таблицы фиксирования результатов
Название 1-й команды
Название 2-й команды
ИТОГО:
Название 1-й команды
Название 2-й команды
ИТОГО:
Перечень оборудования и оснащения
Компьютер;мультимедийный проектор, экран, презентация игры (выполнена MicrosoftPowerPoint 2007), сигнальные таблички, таблички для названия команд (на столах), два маркера, дипломы и благодарности за участие.
Список использованных источников
Учительский портал [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-36019http://www.uchportal.ru/load/189-1-0-36019