Харьковская специальная вечерняя общеобразовательная
школа ІІ – ІІІ ступеней № 23
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВЕЧЕРА , ПОСВЯЩЕННОГО
ВЕЛИКОМУ УЧЕНОМУ
ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
Вечер подготовили и провели
учителя математики :
Терещенко Ольга Александровна,
Немова Елена Павловна ,
Самофал Елена Юрьевна.
2013 год
ЦЕЛИ ДАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и научной деятельности Галилео Галилея;
- раскрыть его роль в развитии математики, физики , химии и других наук ;
- содействовать расширению кругозора , становлению познавательных интересов учащихся.
Задачи:
1.Раскрыть масштабность личности Галилео Галилея как сына Отечества.
2.Показать значение просветительской и научной деятельности Галилео Галилея.
Форма проведения:
- лекция, с использованием компьютерной презентации и фрагментов фильмов о Галилео Галилее; музыкальное сопровождение .
Образовательные и воспитательные технологии:
- информационно- коммуникационные.
Оборудование:
- На доске портрет Г. Галилея, эпиграфы к мероприятию, словарь трудных слов.
- На стенде иллюстрации высказываний Г. Галилея и о нем, рисунки, выполненные учащимися.
- Мультимедийный комплекс и другие технические средства.
Эпиграф.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
1. Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте, друзья!
Сегодня мы собрались на вечер, посвященный великому ученому
Галилео Галилей.
Под музыку на сцену выходит Ведущая.
Ведущая:
Наука в век наш сложный всем нужна!
И вот: ученики собрались в этом зале,
Чтоб вспомнить тех ученых имена,
Что науку трудами создавали!
2.Фрагмент фильма.
3. Ведущий. Презентация.
4. Фрагмент фильма.
5.Ведущий. Презентация.
6.Ведущий. Сценка.
На сцену выходят Ведущая , Галилей и два ученика.
Галилей:
Когда к телескопу впервые я встал,
То был изумлен я устройством Вселенной!
Как много светил и планет! Несомненно
Земля – лишь одно из космических тел!
И я в восхищенье на небо глядел!
Я понял тогда, что не догмы нужны
Науке! Ей мысли абстрактной важны
Гипотезы смелые, мысли полет!
Где мысль не пытлива, знанье там не живет!
Гипотезы следствие – научные предположения,
Новые факты и, - в их подтверждение, -
Опытов новых успехи и муки!
Проверка Гипотез – вот путь науки!
Ведущая:
Так все-таки движется Земля или нет?!
Дал Аристотель (указывает на портрет) отрицательный ответ.
Но гипотеза смелая вперед увела
Галилея! Она, не скупясь, принесла
Ему светоч истины и познания!
За это платил он великим страданием!…
Галилей:
Была инквизиция раздражена:
Наука и истина ей не нужна!
И вот: учение Коперника запрещено!
Как быть Галилею?…Осталось одно:
Писать сел я книгу, а в ней диалог
Двух мировоззрений столкнуть я смог!
1-й ученик Галилею :
Да, правота учения Аристотеля всем была известна:
Тело, брошенное вверх, возвращается в то же место!
(Подбрасывает вверх предмет; он падает на пол и гордо указывает на него)
Вот!!! Если б Земля двигалась и шевелилась,
То место паденья бы переместилось!!!
(Азартно передвигает предмет по полу и торжествующе смотрит на собеседников)
2-й ученик.
Что ж, хорошо… А теперь, друзья,
Представим, что мы – на палубе плывущего корабля!
Подбросим - ка снова вверх ваш предмет!
(Подбрасывает предмет)
И что же мы видим?…
1-й ученик.
Что разницы нет!
Опять упадет он на это же место!
Так корабль плывет или нет?!
1-й ученик. (чешет затылок)
Неизвестно!..
2 –й ученик.
Земля – как корабль: плывет или нет, -
Кто знает!.. И падающий предмет
Не является доказательством покоя Земли!
1- й ученик. (с досадой разводит руками)
Да, это так… Ох, уж эти мне корабли!…
(Грозит оппонентам пальцем)
Но и движенье Земли вы не доказали!
2 –й ученик.
Зато мы сейчас несомненно узнали,
Что опыт с падающим предметом
Для ученья Аристотеля не является аргументом.
1-й ученик.
Вариантов подобных опытов выбор большой,
Но нет в них ценности никакой!
Покой или вращенье Земли
Не доказывают и не отвергают они!
В их бессмысленности убедились и вы!
2-й ученик. (разводит руками)
Увы!…
Галилей:
Доводы Птолемея и Аристотеля я опроверг.
За то отомстил мне XVII век!
«….. И все - таки ОНА КРУТИТСЯ !!!!!....» ( Восклицает!)
(отходит в сторону и печально присаживается в углу сцены).
7.Презентация.
Ведущая:
По приказу разгневанного Римского Папы
Над больным Галилеем, - старым и слабым, -
Был начат процесс! Были люты угрозы!
И бедный старик, утирающий слезы,
Формально отрекся от взглядов своих!…
Но светоч науки горящий не стих!
Ученье Коперника в мире жило
И к нам драгоценным наследством дошло!
Рукописи Галилея инквизиция жгла,
Но знания свет погубить не смогла!
Ученики Галилея с любовью и заботой
Спасли для потомков Учителя работы!
7. Ведущий. Презентация.
8.Ведущии и Галилей на сцене.
Галилей:
И вот: на Земле XXI век!
К тебе обращаюсь я, человек!
Пытливость ума ты над догмой возвысь!
Гипотезы строй! К новым знаньям стремись!
И пусть на прекраснейшей из планет
Всегда торжествует Знания свет!!!
Ведущая:
Вот так Вселенной вечные законы
Средь множества невзгод дано постичь Ученым!
Их скорбный труд – их светлый дар векам!
9.Ведущая. Презентация.
10.На сцену выходят ученики ( участники сценки).
1-й ученик.
Науки мученики! Слава Вам! (Негромко звучит музыка. Участники выходят на сцену и вставляют цветы в карманы под портретами ученых.
2- ученик . Презентация.
11. Ведущая.
( не спеша проходит мимо портретов, прикасаясь к ним рукой.)
Аристотель… Коперник… Бруно… Галилей…
Потомок! Чти учителей!
12.Ведущий .Историческая справка. Презентация.
13.Ведущие. Стихи.
Потомок, чти Учителей!
Им честь - в учениках!
Вот к телескопу Галилей
Прильнул: глаза в слезах!
Бездонен космоса простор:
Кружение планет…
Ученый мысль свою простер
Туда, где вечен свет.
Загадочна, вечна суть
Звезд и планет!
Ученого манит в путь
Истины свет!…
Ученый, средь клевет и мук
Тебе дано страдать,
Познав превыше всех наук –
Науку побеждать
И сна глупца,
И сплетен сор,
И суету времен.
Служить Науке до конца –
Вот истины Закон!
Коперник сквозь века глядит
Влюблено в небеса!
Созвездье Истины горит
В сияющих глазах!
Ведут Ученых на костер,
На плаху и в острог…
Но тот, кто к небу длань простер -
Вовеки с теми Бог.
Потомок! Чти Учителей!!!
14. Викторина.
В этом университете Галилео Галлией ………..
15. Подведение итогов мероприятия.
16. Презентация.