kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности в 6 классе «Грамотное распоряжение финансами в моей семье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие по финансовой грамотности в 6 классе призвано закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «деньги», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «налоги», профицидный, дефицидный и сбалансированные бюджеты и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности в 6 классе «Грамотное распоряжение финансами в моей семье»»

Тихонова Ольга Владимировна,

учитель математики МОУ-средней

общеобразовательной школы№9

г. Аткарска Саратовской области



Методическая разработка

внеклассного мероприятия по финансовой грамотности в 6 классе

«Грамотное распоряжение финансами в моей семье»

Мероприятие по финансовой грамотности в 6 классе призвано закрепить у учащихся полученные знания по экономике семьи, такие понятия, как «деньги», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «налоги», профицидный, дефицидный и сбалансированные бюджеты и т.д.

Игровой вариант обобщающего и закрепляющего занятия выбран не случайно. Дети в 5-6 классах еще очень восприимчивы к такой форме работы, к тому же экономика для них – совершенно новый и на первом этапе не очень понятный предмет. Игровые формы позволяют раскрепостить учащихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

Цель: повышение уровня финансовой грамотности обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи, налогах, акциях.

Задачи:

Образовательные:

сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики;

помочь осознать роль заработной платы как основного источника доходов семьи;

определить возможные ресурсы семьи на основе моделирования различных ситуаций;

расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли;

сформировать представление учащихся о различных видах налогах и о необходимости своевременной их уплаты;

расширить знания о различных видах акций и скидок и сформировать умения грамотного их использования.

Развивающие:

продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях;

развить коммуникативные УУД;

содействовать общему развитию учащихся, развивать мышление;

Воспитательные:

продолжить воспитание у учащихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

воспитывать нравственные качества, чувства взаимопомощи.

Задачи:

при помощи игровых ситуаций закрепить полученные знания;

закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах);

рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств.

Методы:

эвристический;

проблемный;

исследовательский.

Вид:  игра с выполнением различных заданий.

Тип:  применение знаний.

Оборудование: раздаточный материал (схемы семейных бюджетов, карточки с описанием семей, карточки с заданиями, бейджики с фамилиями виртуальных семей, карточки с видами налогов, карточки для расчёта продуктовой корзины с учётом сакций в магазинах города, карточки для расчёта суммы страховых взносов, размеры штрафов за превышение скорости, налоги на имущества физических лиц и т.д.), презентация «Самые абсурдные налоги в мире», фрагменты передачи «Галилео Галилей» «История изобретений. Деньги», фрагмент мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет», результаты анкетирования родителей.

Участники: 4 команды по 6 человек.

Подготовительный этап:

Изучение темы «Человек и деньги».

Обсудить дома с родителями, какие родители платят налоги, ведут ли родители учёт доходов и расходов своих финансов.



Вопрос грамотного распоряжения своими финансами является одним из самых важных в жизни современного человека, однако не каждый выпускник общеобразовательной школы может прогнозировать, рассчитывать, анализировать риски финансовых вложений. Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торговофинансовых взаимоотношений, что требует от них определённого уровня финансовой грамотности.

Если ознакомиться с содержанием тем в курсе математики основной школы, ориентируясь на УМК по математике в 5-6 классах под авторством А.Г. Мерзляк и др., то можно убедиться, что задачи данного типа рассматриваются в следующих номерах:

5 класс:

  1. Цена, количество, стоимость, денежные единицы разных стран:

№№ 264,393, 394, 463, 983, 1046, 1096

  1. Оптимизация, рациональное поведение:

№№ 279, 398, 460, 580-583, 641, 671, 794, 867, 957, 958, 1105, 1139

  1. Производительность:

№№ 483-485, 503-504, 767

  1. Заработная плата, прибыль, затраты, убытки:

№№ 707, 870, 924, 991, 1019, 1037, 1079

  1. Статистика:

№№ 1075-1077

  1. Банковские операции:

№№ 1083, 11086, 1099

6 класс:

  1. 1. Деньги, цена товара, стоимость, расходы, доходы:

  2. №№ 203, 301, 345-346, 368, 456, 507, 509, 528, 636, 663, 1186, 1188, 1195-1197, 1199

  3. 2. Производительность, оптимизация, совместная работа:

№№ 302-307, 343-344, 408, 410-412, 418-419, 475-480, 482-483, 664, 674, 690-691, 826, 1049, 1190-1191, 1194

3.Соотношение величин, использование экономических понятий:

№№ 395, 397-400, 413-415, 417, 518, 521, 610-611, 652, 726

  1. Скидки, наценки, дороже, дешевле:

№№ 639, 643-644, 827, 1111, 1185

  1. Статистика:

№№ 1335-1340

  1. Баланс, доходы, расходы:

№№ 964, 1331, 1212




При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления.

На занятиях внеурочной деятельности с учащимися решаем задачи с финансовой составляющей, ребята учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложений денег. Школьники осваивают сложные специальные термины, знакомятся с экономическими явлениями.

Как этот процесс сделать более привлекательным?

На первом занятии в 5 классе с детьми провожу анкетирование, на котором задаю следующие вопросы:

  1. Выдают ли вам карманные средства?

  2. Как вы ведёте учёт своих денежных средств?

  3. Принято ли в вашей семье вести учёт доходов и расходов?

  4. Принимаете ли вы участие в обсуждении семейных финансов?

  5. На что тратят деньги ваши родители?

Анализируем полученные ответы наглядно, используя диаграммы. (Приложение 1)

Результаты показывают, что в большинстве семей не ведётся чёткий учёт расходов, мало кто из детей ведёт учет своих личных денежных средств, а в обсуждении семейных финансов принимают участие только 8% опрошенных.

На одном из первых занятий, после просмотра фрагмента передачи «Галилео Галилей» «История изобретений. Деньги», отвечаем на вопросы:

•Как появились первые деньги?

• Что такое деньги?

• Какие бывают деньги?

• Какую роль играют деньги в нашей жизни? 

•Что лучше — копить или тратить?

Совместно составляем правила обращения с деньгами: «Осторожно – деньги!»

• Что такое личные финансы?

• Что такое бюджет?

Ответить на эти вопросы помогает фрагмент мультфильма «Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет». Почему же возникают сложности при планировании семейного бюджета?

Для ответа на вопрос приступаем к выполнению практических заданий, провожу деловую игру «Семейный совет по составлению бюджета»».

Для этого мы разбиваемся на группы (семьи).

Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. провести планирование предстоящих доходов и расходов на 1 месяц, а затем на год.

При расчёте расходов по услугам ЖКХ в карточку вносятся реальные цены и приблизительное количество потреблённых единиц (ребята узнают их у родителей)

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

5,98 руб.

102


Свет

3,7 руб.

425


Вода

42,78 руб.

11


Вывоз мусора

101,75 руб/чел



Итого:



Каждая «семья», получив карточки с заданиями, отправляется по собственному маршруту. Маршруты выстроены так, чтобы все семьи встретились на последнем этапе. На каждом этапе встречается координатор игры (учитель). Его задача – объяснить задание, если необходимо – помочь, подвести результат.

В конце игры определяется тип бюджета у каждой семьи:

доходы расходов = ПРОФИЦИТНЫЙ БЮДЖЕТ
доходы доходы = расходам = СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Далее предлагается нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи, выяснить: все ли вопросы решались с учетом большинства голосов, внести предложения по правильному ведению бюджета.

Не менее важное занятие-деловая игра, на котором ребята учатся определять стоимость продовольственной корзины.

Сначала предлагаю ребятам написать цены предложенных товаров. Выясняется, что многие не владеют этой информацией. Зачастую ребята знают цены простых продуктов, как буханка хлеба, пакет молока или десяток яиц. А цена 1кг мяса или каких-то овощей вызывает затруднение.

Предлагаю выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 26 предложенных:

1) хлеб; от 32 руб
2) сахар; от 69 руб / кг
3) минеральная вода; от 29 руб
4) масло сливочное;  от 530 р/кг
5) кукурузные хлопья; 
6) масло растительное;  от 95 руб/л
7) рыба; от 139 руб/кг
8) кальмар сушеный; от 65 руб
9) газированные напитки; от 65 руб
10) молоко; от 47 руб/л
11) яйцо;  от 65 руб/дес
12) майонез; от 95 руб

13) картофель; от 23 руб/кг


14) овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др); от 30 – 50 руб/кг
15) сухофрукты; от 300 руб/кг
16) соль; от 9 руб/кг
17) креветки; от 799 руб/кг
18) кондитерские изделия; от 30 руб
19) сельдь иваси; от 235 руб/кг
20) финики сушеные; от 150 руб
21) маринады; от 50 руб
22) сало копченое; от 350 руб/кг
23) орешки соленые; от 50 руб
24) конфеты; от 450 руб/кг
25) чипсы. от 50 руб

26) мясо от 350 руб.


В продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

  1. хлеб; 2) сахар;3) масло; 4) мясо; 5) рыба; 6) молоко; 7) яйцо;8) картофель;9) овощи; 10) фрукты.

Если 10 основных продуктов выбраны ребятами правильно, то на приобретение продовольственной корзины вы потратите… (каждая группа рассчитывает свою примерную стоимость).

Задаю детям вопрос: как часто родители закупают продукты питания: ежедневно, еженедельно или раз в месяц. Большинство детей отвечают, что родители чаще всего ждут скидок. Ведь сложно отказаться приобрести по хорошей цене необходимый товар. А благодаря сниженной цене у покупателя появляется возможность купить немного больше, чем он мог себе позволить раньше. Это может быть все: от продуктов и до бытовой техники. Во время акций и распродаж люди тратят больше, потому что уверены в том, что они экономят. Заинтересовавшись темой акций и распродаж, учащиеся 6 класса выполняют проектную работу «Акции и распродажи

в магазинах нашего города», цель которой проверить условия акции в магазинах нашего города.

Исследования мы начали с больших продуктовых супермаркетов «Пятёрочка», «Магнит», «Гроздь». Из множества продуктов, представленных со скидками, мы остановились на следующих продуктах: сыр, колбаса, чай, кофе.

Мы посетили магазины «Связной», «Эльдорадо», «Магнит-косметик», «Рубль бум». Для проверки мы выбрали товар, на который была акция, который нам приглянулся, то есть по возможности, мы бы его купили.

Как оказалось, не все магазины выполняют условия акции. Рассчитывая, вероятно, на то, что покупатель расчеты выполнять не будет хотя бы потому, что мало над правильностью подсчетов кто задумался или просто не умеет этого делать. Покупатель привык верить своему продавцу, магазину, который он часто посещает. И, как выяснилось, зря, в 4 магазинах из 7 проверенных не соблюдаются условия акции.

А ведь знания, полученные при изучении темы «Проценты» позволят исключить обманы со стороны «недобросовестных» магазинов.

С понятием «процент» человек сталкивается каждый день, например, читая объявления в витринах магазинов: «Распродажа - до 50 % скидки», покупая упаковку молока с надписью «Жирность 6%», слушая новости об увеличении темпов жилищного строительства в стране на 20 %.

Без процентных расчетов не обойтись специалистам в области налогообложения. Каждый человек в своей жизни сталкивается с необходимостью уплаты налогов. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством.

На правовом «Брейн-ринге», проводимом в 6-х классах ребята узнают:

Что такое налоги и зачем их платить. Для чего необходимо получать ИНН? Какие налоги мы платим? Чем опасна неуплата налогов?

Решаем задачи на НДФЛ, подоходный налог, выясняем, какие налоги заплатят владельцы автомобилей с различной мощностью двигателя, рассчитываем суммы страховых взносов, размеры штрафов за превышение скорости, налоги на имущества физических лиц и т.д.

При подготовке к этому брейн-рингу ребята собрали информацию про самые странные и абсурдные налоги в мире.

Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». На занятиях ребята приобретают опыт в сфере финансовых отношений в семье, учатся применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, необходимых для принятия успешных финансовых решений.















Приложение 1
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тихонова Ольга Владимировна

Дата: 02.03.2025

Номер свидетельства: 666057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства