ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
Тема:
Использование графических организаторов мышления в учебно-воспитательном процессе
Цель:
Познакомить учителей-предметников с видами, возможностями, особенностями использования графических организаторов мышления
Задачи:
Рассказать о типах и видах графических организаторов, познакомить с особенностями каждого из них; научить использовать графические организаторы мышления в своей профессиональной деятельности; создать психологически комфортные условия для групповой и индивидуальной деятельности каждого участника мастер-класса
Ожидаемый результат:
Знают несколько видов графических организаторов мышления, умеют их использовать, проявляют интерес к изменениям в педагогической деятельности
Целевая аудитория:
Учителя-предметники, представители администрации школ города и области
Методы и приемы:
Диалогическое взаимодействие; объяснение; демонстрация; практическая работа в группах, парах, индивидуальная; содержательная рефлексия
Ресурсы:
Интерактивное оборудование, компьютеры, бумага, маркеры, тематические предметы для имитации кафе
Дополнительная литература:
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность участников
Встреча
Познакомиться с участниками занятия, сообщить тему и цели
Учителя-ведущие приглашают коллег-участников в «кафе», предлагают в дружеской непринужденной обстановке познакомиться с интересным видом деятельности
Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем кафе «Сказка». Предлагаем вам сегодня отведать «информационные» блюда и постараемся сделать их для вас не только «вкусными», но и питательными, полезными, достаточно калорийными. Перед вами меню, напротив названия каждого блюда напишите, пожалуйста, свое вкусовое ожидание.
Располагаются, знакомятся, отображают свои ожидания в «меню»
Вступление
Сформировать представление о работе с графическими организаторами, об их типах и видах
Прежде чем объявить непосредственную тему нашей встречи проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза и подумайте о своем любимом блюде. Кто почувствовал вкус или запах? Кто произнес про себя название? Кто увидел картинку? Это экспресс-диагностика, которая помогает выявить ведущую репрезентативную систему человека. Подавляющее большинство наших современников во всем мире являются визуалами. Для освоения входящей информации им необходимо переработать её в нечто смотрибельное, графически организованное, в то, что впоследствии можно будет запомнить и при необходимости так же легко воспроизвести. ГРАФИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАТОРЫ МЫШЛЕНИЯ или визуализаторы…из названия видно, что является основной целью их использования, но каждый из видов могут помочь вам СРАВНИТЬ, выделить общие признаки и различия, КЛАССИФИЦИРОВАТЬ, продвигаясь от частного к общему, ОПРЕДЕЛИТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СТРУКТУРИРОВАТЬ ПОНЯТИЯ, ЗАФИКСИРОВАТЬ АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ, ВЫЧЛЕНИТЬ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПОНЯТИЯ, УВИДЕТЬ ИЛИ СОЗДАТЬ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА, УСТАНОВИТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ. (слайды с изображениями детских работ)
Мысль человека движется от частного к общему – такие организаторы называются «от земли к вершине» - или от общего к частному – «с высоты птичьего полета к земле» (слайды)
Участвуют в обсуждении, тестировании, задают вопросы
1 графический организатор мышления «Дерево»
Психологические основы использования, сфера применения
Проективный графический тест «Дерево» используется в психологической диагностике с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеческой индивидуальности, был швейцарский профконсультант Э. Жюккерт, который увидел в особенностях рисунка дерева отражение жизненных проблем человека. Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Результаты исследования:
1тип: Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Это люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей,. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у учащихся которые плохо запоминают, слабо воспринимают материал.
2 тип: Ствол, поднимающийся вверх - дух предприимчивости. Такие люди стремятся быть всегда на высоте. Элементы и способы их не всегда интересуют.
3 тип: Ствол, расширенный внизу - поиск прочной позиции в своей среде. Ствол листья большие означает, что человек живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Графический организатор «Дерево» Показ слайдов 5 класс, 8 класс, 10 класс
Практическая работа составление «Дерева добра» по сказкам
Практическая работа составление «Дерева добра» по сказкам
2 графический организатор мышления
Интеллект-карта
История возникновения и развитие идеи. Сферы использования.
Сервисы и возможности использования ИКТ в работе с интеллект-картами
В качестве первого блюда – солянки, я предлагаю вам познакомиться с таким видом визуализаторов как интеллект-карта. Солянка достаточно сложна в приготовлении, состоит из большого количества ингредиентов, у нее своеобразный вкус, который не перепутаешь ни с одним другим, и, конечно, если вы освоите приготовление этого блюда, то можете считать себя виртуозом на кухне. Все это применимо и к интеллект-карте. Сейчас вы поймете почему…
Отцом, если так можно выразится, этого способа графической организации мыслительного процесса является Тони Бьюзен, психолог, исследователь, писатель, консультант. Будучи студентом, Бьюзен заметил, что стандартные линейные конспекты не способствуют запоминанию информации. Столкнувшись с отсутствием информации по вопросу теории восприятия и запоминания, он всю свою жизнь посвятил изучению человеческого интеллекта, возможностей мозга, творческих способностей – всего того, что позволяет нам сделать обучение более эффективным процессом. Сейчас обратимся к первоисточнику – к ментальным картам из книги Тони Бьюзена «Супермышление». Я намеренно не показываю вам работы детей в этом направлении, так как вашей задачей будет сформулировать правила построения интеллект-карт, а ученики эти правила часто нарушают, приспосабливая организаторы «под себя», и, как вы понимаете, отметки я им за это не снижаю) Итак, смотрим, обсуждаем, формулируем правила или законы построения. (слайды)
Существует несколько программ, в том числе и разработанных под руководством самого автора метода. Мы предлагаем вам поупражняться в … ваша задача создать ментальную карту на тему «Образ любви в сказках»
?
Сейчас Тони Бьюзен использует интеллект-карты в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Я думаю, что и у нас достаточно подобных детей. Этот метод может стать для них шансом преуспеть в учебной деятельности.
Приблизительные ответы:
- Радиантная структура, форма нейрона
- Яркий центральный образ
- Использования 2-3 цветов для ветвей и ответвлений
- Отсутствие прямых линий
- Использование рисунка для вторичных понятий
- Изменение размера рисунков и шрифта – уменьшение от центра к краям
- Использование для записей печатных букв черного цвета
В процессе индивидуальной (или парной работы) составляют карты в компьютерной программе
3 графический организатор мышления
Матрица
Использование графического организатора мышления для подготовки к экзаменам
Результатом работы учителя предметника, является успешная сдача экзамена. А не секрет, что учащиеся при большом потоке информации иногда забывают самые мелкие детали. Использование «Матриц» дает возможность не только «Что то не забыть» и но иметь при себе хорошую «шпаргалку» Показ матриц по классам 7,10. Составление общей матрицы на доске. Видео ученики о работе с матрицей.
Составление общей матрицы «Волшебные предметы» в программе ActivStudio
4 графический организатор мышления
Колесо последствий. Принципы создания графического организатора.
Коллективное создание «Колеса последствий» по сказке «Гуси-лебеди». Ведущий рисует на доске, на каждом этапе задает вопросы и слушает мнения участников, корректируя работу.
С помощью этого визуализатора можно легко воспроизвести последовательность событий, установить причинно-следственные связи. Очень удобно проверить первичное восприятие текста или домашнее задание по литературе.
Руководят работой, выдвигая предложения
Рефлексия
Сравнение ожиданий с реальностью, оценивание практической пользы
Вернемся к вашим ожиданиям от каждого блюда в меню. Совпали ли они?
Участникам раздаются «доллары». Если информация показалась вам полезной, и вы собираетесь использовать полученные навыки в своей профессиональной деятельности, поставьте 100. Интересно, но применять не станете 50. И так далее в процентном отношении.
Участники комментируют, сравнивая ожидания с реальностью.
Участникам раздаются «доллары». Они вписывают сумму от 1 до 100, которую они заплатили бы за «обед» в «кафе» по принципу информативности и пользы.