Цель: закрепление математических понятий, геометрических фигур и чисел.
Задачи: формировать математические навыки; закреплять работу с математическими знаками «+» и «-»; развивать воображение, логическое мышление и память; воспитывать навыки работы в коллективе, активность, усидчивость.
Ход занятия.
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами повторим все цифры, которые уже изучили. Какое число мы учили на прошлом занятии? (ответы детей)
Воспитатель: - Сейчас я открою конверт и достану их, чтобы мы могли повторить все цифры. (воспитатель открывает конверт, а он пуст)
Воспитатель: - А куда же делись наши числа? Кто-то их украл? Как же мы теперь будем заниматься без них?
Стук в дверь, приносят конверт от звездочёта.
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Как вы думаете, от кого? (от звездочёта, на конверте картинка) – Здравствуйте, ребята! Я слышал, что у вас произошла беда! Сегодня ночью, я как обычно смотрел в свой волшебный телескоп и увидел на небе странные явления – дело в том, что злая Баба-Яга унесла ваши цифры в космос. Планеты и звезды стали спорить и ссориться друг с другом из-за того, что Баба-Яга разбросала в космическом пространстве геометрические фигуры и числа, и все перепутала.
Воспитатель: - Ребята, что же нам делать? Как попасть в космос? (приходят к выводу, что нужно лететь в космос) Вот только на чём?
Воспитатель: – Чтобы наша ракета взлетала, мы должны хором посчитать от 5 до 1 исказать слово «Пуск». Сделали руки над головой и полетели!
№ 1. – Первая планета, к которой мы приближаемся, называется Кругляндия. Как вы думаете почему? (круглой формы, шар) Я надеюсь, что мы найдём здесь геометрические фигуры или цифры, которые Баба-Яга украла.
Внезапно появляется Баба-Яга.
Баба Яга: - Чяво это вы сюда припёрлись? Летите отседава, покуда кости целы. Сейчас, как позову своего друга Кащеюшку, вот тогда узнаете, кто здесь главный!
Воспитатель: - Здравствуй Бабушка Яга! Не хочешь ли ты нам сказать, зачем забрала наши цифры и геометрические фигуры? Ты же считать не умеешь и в школу никогда не ходила.
Баба Яга: Делать мене нечего, по школам всяким шляться. У меня итак дел много – кого-нибудь напугать, заколдовать, что-нибудь испортить, ну и всякие прочие гадости. Хи-хи-хи. Колдуй. Боитесь меня! (Ну и ладно)
Воспитатель: - Некогда Баба-Яга нам с тобой время терять. Отдавай, что украла.
Баба Яга: - Ишь, какие! Отдай им. Нечего не отдам. Вот решите мои самые сложнейшие и труднейшие задания, мож тогда чяво и дам вам.
Воспитатель: -Ну что, ребята, покажем Бабе-Яге, кто здесь самый умный!
Баба Яга: - А расскажите мне какое-нибудь стихотворение про эту вашу Кругляндию. (выходят дети и рассказывают стихотворения)
1 ученик - Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдёшь углов, их нету.
2 ученик - А как нарисовать овал?
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :-Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
3 ученик - Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.
4 ученик - Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик - ШАР!
А это- шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Баба Яга: - Ну, подумаешь, стихи они мне рассказали, а вы мне предметы назовите круглой формы.
Дети называют различные предметы круглой формы.
Баба Яга: - Ой, ладно, забирайте свои невкусные лепёшки. От них всё равно толку нет, даже не съешь их. (кидает детям круг и овал)
Воспитатель: - Ребята, Баба Яга то хитрая. Она спрятала на этой планете только фигуры округлой формы. А где же остальные? И где наши цифры? Давайте отправимся дальше?!
Делают руки домиком и произносят слова: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели.
№ 2. – Какая странная планета впереди. Вы знаете ее название? Эта планета называется Считалкино.
Воспитатель: - Итак, сейчас мы попробуем найти здесь цифры. Для этого нам надо решить несколько задач. (решают задачи с воспитателем)
- Ребята, посмотрите, что получилось при решении задач? (ответы записаны на доске, цифры от 0 до 4). Кто знает стихотворения про цифру 0, 1, 2, 3, 4, выйдите и расскажите их, тогда мы сможем их забрать.
1) Цифра вроде буквы О –
Это нуль, иль ничего.
Круглый нуль такой хорошенький:
Не содержит ничегошеньки!
2) Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
3) А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
4) Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
Вслед за ней число четыре
Идёт, локоть оттопыря.
5) Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Давайте возьмем эти цифры, называем их вместе – 0, 1, 2, 3, 4. Я думаю, нам нужно спешить на следующую планету. Приготовились? Ставим руки над головой: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на что похожа эта планета? Правильно, а называется она Треуголочка.
Баба-яга пытается что-то выложить из треугольников, но у неё не получается. Замечает детей.
Баба-Яга: - Вы чаво, шпионите за мной, несносные детишечки?! Чаво вам дома не сидится? Смотрели бы свои скучные мультики-пультики, да не мешали бы мне делом заниматься.
Воспитатель: - А можно узнать, чем это ты занята? Может мы помочь сможем?
Баба-Яга: Куды вам, вы же ещё маленькие, как букашечки?! И ничего не умеете.
Воспитатель: - А мы попробуем.
Баба-Яга: - Ну, ну, пробуйте, мне не жалко. Попробуйте-ка сложить из этих кусков хоть что-нибудь. А я пока время засяку.
Дети выкладывают из треугольников различные фигурки.
Баба-Яга: - Ишь ты, какие! Не отдам вам просто так фигурку, давайте ещё поиграем немного. Я буду называть вам по 4 слова, но так как в этой фигуре только три угла, то можно оставлять только три слова, а четвёртое – лишнее.
Игра «Четвёртый лишний»
1. Кукла, портфель, мишка, мяч.
2. Волк, медведь, кот, ёж.
3. Нитки, иголка, гвозди, пуговицы.
4. Кактус, ель, береза, сосна.
5. Автомобиль, автобус, фонарь, грузовик.
6. Капуста, помидор, яблоко, огурец.
7. Яблоко, груша, лук, апельсин.
8. Стакан, дуршлаг, кубик, кастрюля.
9. Стол, дом, шкаф, кресло.
10. Книга, тетрадь, ложка, карандаш.
11. Творог, молоко, доска, сметана.
12. Роза, подберезовик, ромашка, гвоздика.
12. Роза, гвоздика, ромашка, шарик.
13. Медведь, волк, кот, лиса.
14. Утюг, молоток, телевизор, пылесос.
15. Газета, очки, книга, журнал.
16. Корова, овца, волк, коза.
17. Шкаф, стол, стул, шуба.
18. Кружка, ножницы, тарелка, ложка.
19. Тетрадь, клей, карандаш, шапка.
20. Корова, яблоко, курица, яйцо, молоко.
Воспитатель: - Ты, Баба-Яга, нечестно играешь. В последнем задании, ты назвала 5 слов, если убрать лишнее, то останется 4. а четыре – это уже количество сторон квадрата, так что отдавай нам еще и квадрат.
Баба-Яга: - Какой такой квадрат?
Воспитатель: - А сейчас узнаешь.
Дети читают стихотворения.
1) Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат – квадрат.
2) Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник,
И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Баба-Яга: - Ах, негодники, провели меня, старую бабусечку! Уходите отсюда, а не то я уйду … и не буду больше с вами играть.
Воспитатель: - Ребята, а разве все цифры мы с вами собрали, которые выучили? Нам надо поторопиться и поскорей их найти. Готовим наши ракеты и отправляемся в путь. 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели.
Воспитатель: - До следующей планеты путь не близок, давайте с вами поиграем.
1 – важный господин,
2 глаза есть у льва,
3 желания загадай,
4 буквы в слове край.
5 пальцев на руке,
6 шишек в рюкзаке,
7 счастливое число,
8, как две буквы о.
9 с хвостиком кружок,
10 молодец, дружок! (сопровождается движениями) (Баба-Яга пытается сбить детей, показывая неправильные движения)
- Вот мы и прилетели! Чтобы нам найти наши цифры, нужно выполнить последнее задание.
Баба-Яга: - Выполняйте, выполняйте, всезнамусы! Здесь я ваши цифорки хорошенько перепутала. Вряд ли справитесь. Вот, держите.
Воспитатель: - Чтобы выполнить это задание, нам понадобится ещё одна геометрическая фигура – это линия. Послушайте ее внимательно.
Ребенок читает стихотворение.
Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь, вьётся,
Дорожка ЛИНИЕЙ зовётся.
Воспитатель: - Вам нужно соединить между собой все точки по порядку, начиная от 1. Только будьте очень внимательны.
- А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо потянула,
Ножку круто изогнула.
2) Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу – кружочек.
3) У Шестерочки лицо
Словно круглое кольцо,
Сверху – хвостик озорной,
Важный очень и смешной.
4)Вот семёрка – «кочерга»:
У неё одна нога.
5) Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
«Сколько вас?» - у них мы спросим.
И ответят куклы: «Восемь!»
6) Цифра девять, иль девятка, -
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Баба-Яга ходит и приговаривает: - После однёрочки, пятёрочка, потом двоечка, а потом… ха-ха-ха суп с котом.
Воспитатель: - Не отвлекай ребят, Бабушка-Ягуся, пусть они выполняют задание.
Дети собирают из точек сердце и дарят их Бабе-Яге.
Баба-Яга: - Это, что всё мне? А за что? Ой какие красивенькие! Ой какие пригоженькие! А за что?
Воспитатель: - А нам кажется, что ты стала совсем не злой.
Дети с воспитателем хором говорят слова: «Надо злого полюбить, чтоб о зле он мог забыть». Вот мы и решили тебя полюбить.
Баба-Яга становится доброй и дарит детям математические раскраски. Благодарит их и уходит.
Дети с воспитателем возвращаются домой: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели.