kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математическая игра по станциям "Думай. Смекай. Отгадывай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по станциям для 5-6 классов. Маршрутный лист можно разработать самостоятельно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Математическая игра по станциям "Думай. Смекай. Отгадывай"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Сосногорска













МУНИЦИПАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

«Думай. Смекай. Отгадывай.»













Выполнили:

Кузнецова Лариса Николаевна,

учитель математики

МБОУ СОШ № 3 с УИОП г. Сосногорска,

Кучумова Наталья Николаевна,

учитель математики

МБОУ СОШ № 3 с УИОП г. Сосногорска.


Сосногорск, 2017

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ

«ДУМАЙ. СМЕКАЙ. ОТГАДЫВАЙ.»

Цели игры:


Развивающие:

- развитие творческих возможностей учащихся;

- развитие организационных и коммуникационных способностей учащихся;

- расширение кругозора и развитие логического мышления и смекалки учащихся в области математики;

- развитие познавательного интереса, интеллекта.


Образовательные:

- сформировать представление о возможностях математики;

- формирование умения быстро ориентироваться в обстановке;

- формирование познавательной активности.


Воспитательные:

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

- воспитание дружеских, товарищеских отношений, умения работать командой;

- воспитание самостоятельности, дисциплинированности и ответственности для успеха команды.


Задачи игры:


  1. Формирование представления о безграничности математики.

  2. Создание необходимых условий для раскрытия и раз­вития способностей каждого ребенка.

  3. Формирование самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.

  4. Организация интересного общения ребят.



Участники игры: учащиеся 5-6 классов.


Время проведения: 1,5 - 2 часа.


Место проведения: МБОУ СОШ № 3 с УИОП г. Сосногорска.


Форма проведения: математическая игра по станциям.


Подготовка к игре:

Игра проводится в школе. Игровые пункты (станции) размещены в кабинетах, на которые заранее нужно прикрепить таблички с названиями станций. Необходимо разработать маршрутные листы для каждой команды. Порядок следования команд по станциям составляется так, чтобы ни на одной из станции одновременно не находилось по две или несколько команд.

До начала игры выдать каждому ответственному за станцию задания с ответами и необходимые материалы, рассказать правила начисления баллов на соответствующей станции и правила заполнения маршрутного листа. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что на станциях каждой команде нужно давать одинаковое количество задач, не зависимо от количества человек в команде.


Для игры необходимо подготовить:

- для станции «Стрелялкино» нужно подготовить дротики и диск, черновики;

- для станций «Рассуждалкино», «Делилкино», «Переливайкино», «Взвешивалкино», «Измерялкино» - черновики;

- для станции «Рыбалкино» - удочку с магнитом, рыбки с шарадами, ребусами;

- для станции «Смекалкино» - спички и пуговицы;

- для станции «Разрезалкино» - готовые нарезанные геометрические фигуры для танграммов.


Для награждения приготовить дипломы (грамоты).


План:


  1. Организационная часть (представление команд, объяснение правил игры, выдача маршрутных листов).

  2. Проведение игры.

  3. Сбор команд.

  4. Подведение итогов. Награждение.



Ход игры:


  1. Организационная часть (представление команд, выдача маршрутных листов, объяснение правил игры).

Сбор учащихся в актовом зале школы.

- Ребята, сегодня вы отправитесь в мир математики. Вы побываете на нескольких станциях: «Стрелялкино» – где вас ждёт дартс, «Рассуждалкино» – где необходимо решить занимательные задачи, «Делилкино» – где вам нужно вспомнить признаки делимости на разные числа, «Переливайкино» - где нужно решить задачи на переливания, «Измерялкино» - где нужно вспомнить старинные меры для различных измерений и применить их при решении задач, «Рыбалкино» - где вам нужно будет решить шарады, ребусы, «Смекалкино» - где вас ждут задания со спичками и пуговицами, «Разрезалкино» - где вам нужно из геометрических фигур получить новую фигуру (или танграммы) и станция «Взвешивалкино» - здесь вам нужно решить задачи на взвешивания.

Таким образом, на каждой станции вас ждут нелегкие испытания. Максимальное время пребывания на каждой станции для команды 10 минут. Начисление баллов за выполненные задания вам объяснят ответственные на каждой станции. После прохождения всех станций вам необходимо сдать маршрутные листы членам жюри для подведения итогов игры. Кроме того, если у нескольких команд будет одинаковое количество набранных баллов, то будет учитываться скорость прохождения станций, то есть команде, прошедшей игру за меньшее время, начисляется дополнительный балл.

Итак, капитаны команд получают маршрутные листы с указанием порядка прохождения станций, в которых будут выставляться набранные на станциях баллы и указываться время (Приложение 1).


  1. Проведение игры.

По команде ведущего дети расходятся по станциям, указанным в их маршрутном листе.


СТАНЦИЯ «СТРЕЛЯЛКИНО»

Каждый член команды стреляет дротиком в диск, на котором каждому сектору соответствует задача в определённое количество баллов (от 1 до 6 баллов), таким образом, участник выбивает задачу, затем её выбирает из четырёх задач на соответствующий балл и решает её, если его решение правильное, то команде начисляется соответствующее количество баллов. На решение даётся 9 минут, участники могут помогать друг другу.


Задачи на 1 балл.

  1. У Бетти есть две куклы, три яблока, одна шоколадка, два апельсина, пять персиков и один велосипед. Сколько фруктов у Бетти? (10)


  1. Сумма возрастов трех друзей 29 лет. Сколько лет им будет вместе через 5 лет? (44)


  1. В бублике одна дырка, а в крендельке дырок в 2 раза больше. На сколько дырок больше в 9 крендельках, чем в 7 бубликах? (11)


  1. Вместо того чтобы прибавить 27, твой друг Вася вычел 27. На сколько его результат отличается от правильного? (54)


Задачи на 2 балла:

  1. Коля открыл книгу и обнаружил, что сумма номеров левой и правой страниц – 25. Чему равно произведение этих номеров? (156)


  1. Красная Шапочка несла бабушке пироги: 7 – с капустой, 6 – с яблоками, 3 – с мясом. По дороге она съела 2 пирога. Что могло при этом получиться?

(А) Бабушке не досталось пирогов с мясом.

(В) Пирогов с яблоками стало меньше, чем с мясом.

(С) Пирогов всех видов стало поровну.

(Д) Пирогов двух видов стало поровну.

(Е) Пирогов с капустой стало больше, чем всех остальных вместе.


  1. Старому дедушке надо перенести с огорода в амбар 108 мешков с орехами. Он позвал на помощь внуков. Внуки разбились на пары, и каждой паре досталось по три мешка. Сколько внуков у старого дедушки? (72)


  1. У моей мамы в этом году день рождения в воскресенье. В какой день недели будет в этом году папин день рождения, если папа на 55 дней младше мамы? (суббота)


Задачи на 3 балла:

  1. Шел паломник в Иерусалим и встретил 3 странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – по 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим? (1)


  1. Книга стоит 1 рубль и еще половину своей стоимости. Сколько она стоит? (2)


  1. Во сколько раз минутная стрелка часов движется быстрее, чем часовая? (12)


  1. Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка – в подвале, то мышка – в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно

(А) кошка в комнате

(В) мышка в норке

(С) кошка в подвале, а мышка в комнате

(Д) кошка в комнате или мышка в норке

(Е) такая ситуация невозможна.


Задачи на 4 балла:

  1. Тане не хватает 2 руб. для покупки 8 воздушных шариков. Если она купит 5 шариков, то у неё останется 10 руб. Сколько стоит шарик? (4 р.)


  1. Летом у Васи на даче целые сутки было открыто окно. В первый час влетел 1 комар, во второй – 2, в третий – 3 и т.д. Начиная со второго часа, Вася без сна и отдыха охотился за комарами. За второй час он убил одного комара, за третий – двух и т.д. Сколько живых комаров было в комнате к концу суток? (24)


  1. «У меня в деревне есть несколько птиц, - рассказывал Павел. – Все они, кроме двух, - утки, все, кроме двух, - цыплята и все, кроме двух, - гуси. Сколько же у меня птиц?» (3: утка, гусь и цыпленок)

  1. Будильник отстает на 3 минуты в час. Сейчас он показывает 11 час.41 мин. Через сколько минут он покажет 12 часов? (20)


Задачи на 5 баллов:

  1. Сколько пятиметровых прыжков надо сделать кенгуру, чтобы преодолеть дистанцию длиной 5032 м + 5032 дм + 5032 см + 5032 мм? (1119)


  1. На математическом конкурсе Маша тратит на каждую задачу в 3 балла 2 минуты, на задачу в 4 балла – 3 минуты и на задачу в 5 баллов – 5 минут. Какое наибольшее число очков она могла бы набрать за 15 минут? (22)


  1. Винни Пух, Пятачок, Кролик и ослик Иа-Иа вместе съели 70 бананов, причём каждому сколько-то досталось. Винни Пух съел больше каждого из остальных, а Кролик и Пятачок вместе съели 45 бананов. Сколько бананов досталось ослику Иа-Иа? (1)


  1. На соревновании по бегу на дистанцию 10 км Саша пробежал 9.641 м, потом прошел 3.456 дм, наконец, прополз 12.340 мм и остановился, не в силах двигаться дальше. Сколько сантиметров ему осталось до финиша? (106)


Задачи на 6 баллов:

  1. В парке живут воробьи, синицы, голуби и вороны – всего 10 000 птиц. Воробьёв в 10 раз больше, чем ворон; голубей на 400 больше, чем ворон; синиц на 1400 меньше, чем воробьёв. Сколько синиц в парке? ()


  1. На кабинках колеса обозрения написаны номера 1, 2, 3, 4, …. Когда кабинка с номером 25 находится в верхней точке колеса, кабинка с номером 8 находится в самой нижней точке. Сколько кабинок на колесе обозрения? (36)


  1. Имеется 3 штырька, на один из которых насажены 3 кольца разных размеров (пирамида). За сколько ходов можно перенести пирамиду из этих трёх колец на другой штырёк, если за один ход разрешается переносить только одно кольцо, при этом нельзя большее кольцо класть на меньшее? (7)


  1. В клубе 28 рядов кресел по 32 кресла в каждом ряду. Все места пронумерованы, начиная с первого ряда. В каком ряду находится № 375? (в 12-м)



СТАНЦИЯ «РАССУЖДАЛКИНО»

Каждый участник вытягивает задачу, решает её максимум 9 минут. Если задача решена верно, то команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

Задача

Ответ

1

Аня и Таня вместе весят 40 кг, Таня и Маня – 50 кг, Маня и Ваня – 90 кг, Ваня и Даня – 100 кг, Даня и Аня – 60 кг. Сколько весит Аня?

20 кг

2

Леня, Дима, Коля и Алик подсчитывали после рыбалки свои трофеи. В результате выяснилось следующее. Алик поймал больше, чем Коля. Леня и Дима вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Алик. Леня и Алик вместе поймали меньше рыбы, чем Дима и Коля. Как распределились между рыболовами места по количеству выловленной рыбы?

Дима,

Алик,

Коля,

Леня.


3

В одной семье было много детей. Семеро из них любили капусту, шестеро – морковь, пятеро – горох. Четверо любили капусту и морковь, трое – капусту и горох, двое – морковь и горох. А один охотно ел и капусту, и морковь, и горох. Сколько детей в семье?

10 детей

4

В клетке находится 3 кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как могло так случится?

Одной девочке дали кролика с клеткой.



СТАНЦИЯ «ДЕЛИЛКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

Задача

Ответ

1

Кончался последний день месяца. Ира сорвала листок календаря и стала делить число, напечатанное на нем, на 3. В остатке получилось 2. В каком месяце это произошло?

Февраль

2

К числу 15 припишите слева и справа по одной цифре так, чтобы полученные числа делились на 15.

3150,

6150,

9150,

1155,

4155,

7155

3

На доске написано: 5*726. Замените звёздочку цифрами так, чтобы получившиеся числа делились на 6.

51726,

54726,

57726

4

Число 82** делится на 90. Найдите делимое.

8280



СТАНЦИЯ «ПЕРЕЛИВАЙКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.


Задача 1.

Имеются двое песочных часов: на 7 мин и на 11 мин. Каша должна вариться 15 мин. Как сварить кашу, перевернув часы минимальное количество раз? (Перевернуть часы одновременно и начать варить через 7 мин).


Задача 2.

Из полного восьмилитрового ведра отлейте 4 л с помощью пустых трёхлитровой банки и пятилитрового бидона. (Никаких сосудов, кроме данных трёх нет. На землю ничего выплёскивать нельзя, так что в конце концов должно оказаться 4 л в восьмилитровом сосуде и 4 л в пятилитровом.)


Ответ:

Ведро, 8 л

8

3

3

6

6

1

1

4

Бидон, 5 л

-

5

2

2

-

5

4

4

Банка, 3 л

-

-

3

-

2

2

3

-


Задача 3.

Как, имея лишь два сосуда 5 л и 7 л, налить из водопроводного крана 6 л воды?


Ответ:

Сосуд, 5 л

-

5

-

2

5

-

4

5

-

Сосуд, 7 л

7

2

2

7

4

4

7

6

6


Задача 4.

Имеются 2 сосуда вместимостью 17 л и 5 л. Как с помощью этих сосудов налить из крана 13л воды?


Ответ:

Сосуд, 17 л

17

12

12

7

7

2

2

17

14

14

9

9

4

4

17

16

16

11

11

6

6

1

1

17

13

13

Сосуд, 5 л

-

5

-

5

-

5

-

2

5

-

5

-

5

-

4

5

-

5

-

5

-

5

-

1

5

-




СТАНЦИЯ «ИЗМЕРЯЛКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

Задача

Ответ

1

  1. Каков рост в миллиметрах у Дюймовочки в одноимённой сказке Г-Х. Андерсена?

25,4 мм или

25 мм

2

Княгине Волконской для работ над вышивкой понадобился жемчуг. Белого понадобилось 23 золотника, черного на 8 золотников меньше чем белого, а розового на 6 золотников больше, чем чёрного. Сколько граммов жемчуга понадобилось для вышивки?

253,7 граммов

3

  1. Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу; знать, столица та была вёрст 15 от села. На каком расстоянии была столица от села? (Ответ округлите до целых)

16 км

4

  1. А.С. Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя Гвидона в сантиметрах.

71 см





СТАНЦИЯ «РЫБАЛКИНО»

Участники по очереди вылавливают удочкой с магнитом рыбку, на которой написана шарада. Только после правильного решения выловленной шарады другой участник может вылавливать следующую шараду. Участник читает шараду вслух для всей команды, все её решают. Время пребывания на станции для каждой команды ограничено и составляет 10 минут. За каждую решённую шараду команде начисляется 1 балл, то есть максимум команда может набрать 12 баллов.


задачи

Шарада

Ответ

1

Какая мера длины определяется двумя нотами?

Миля

2

Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо?

Доля

3

1бор

Разбор

4

Что можно приготовить, но невозможно съесть?

Урок

5

У животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и две сзади. Сколько всего ног у животного?

Четыре

6

Какое появится кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м2?

Комар

7

Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева?

Пудель

8

Какой струнный инструмент получится, если на участке в 100 м2 звучит одна и та же нота?

Арфа

9

Ин 3 га

Интрига

10

О 3 цание

Отрицание

11

И 100 рия

История

12

Ро 100 к

Росток




СТАНЦИЯ «СМЕКАЛКИНО»

Каждый участник команды вытягивает 2 задачи (одна со спичками, другая с пуговицами) и получает необходимое количество спичек и пуговиц. За каждое правильное решение команде начисляется 2 балла.

Задача

Ответ

1

На рис. изображен прямоугольник, сложенный из спичек. Сложите из тех же самых спичек прямоугольник с наибольшей площадью:

2

Переложите три спички (рис.) так, чтобы получилась фигура, образованная тремя равными квадратами:

3

Переложите две спички (рис.) так, чтобы получилась фигура, образованная пятью равными квадратами ([4], стр.108):

4

Переложите одну спичку так, чтобы вместо мужского имени ТОЛЯ, изображенного при помощи 12 спичек (рис.), получилось женское имя:

5

Переложите три спички так, чтобы рыбка, изображенная с помощью восьми спичек на рис., поплыла в противоположную сторону:

6

Расположите семь пуговиц с двумя дырками в шесть рядов таким образом, чтобы число дырок в каждом ряду пуговиц равнялось 6.

7

Расположите пять пуговиц с двумя дырками и пять пуговиц с четырьмя дырками в пять рядов так, чтобы число дырок в пуговицах каждого ряда было одинаковым и равнялось 10.

8

Расположите девять пуговиц таким образом, чтобы получилось три ряда по четыре пуговицы.

9

Расположите четыре пуговицы с двумя дырками и четыре пуговицы с четырьмя дырками в четыре ряда так, чтобы в каждом ряду пуговиц с двумя дырками было в 2 раза меньше, чем пуговиц с четырьмя дырками.

10

Расположите девять пуговиц в восемь рядов, по три штуки в каждом ряду.
















СТАНЦИЯ «РАЗРЕЗАЛКИНО»

Квадрат разрезан на 7 геометрических фигур: треугольники, квадрат и параллелограмм. Всей командой попробуйте составить из них фигуры, изображенные на рисунках. В каждую фигуру должны входить все 7 деталей, причем они не должны хотя бы частично прикрывать друг друга, а могут лишь примыкать одна к другой. За каждую верно составленную фигуру команде начисляется 3 балла.
















СТАНЦИЯ «ВЗВЕШИВАЛКИНО»

Каждый участник вытягивает карточку с задачей. Задачи на карточке можно решать максимум 9 минут. За каждую верно решённую задачу команде начисляется 2 балла, если же задача решена неверно – 0 баллов.

Задача

Ответ

1

Имеются неправильные чашечные весы, мешок крупы и правильная гиря в 1 кг. Как отвесить на этих весах 1 кг крупы?

Можно поступить, например, так: поставим на одну чашку весов гирю весом 1 кг и уравновесим весы крупой из мешка. Теперь снимем с весов эту гирю и вместо нее насыплем крупу. Когда этой крупы станет ровно 1 кг, весы окажутся в равновесии.

2

Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич?

4 кг

3

В ящике содержится 24 кг гвоздей. Как на чашечных весах без гирь отвесить ровно 21 кг гвоздей?

Сначала разделить гвозди пополам, уравновесив чашки весов, – по 12 кг; затем с одной чашки весов убрать 14 кг, вторые 14 кг – разделить пополам, уравновесив чашки весов, - по 7 кг. С одной чаши весов гвозди добавить к 14 кг.

4

В наличии 9 кг муки и чашечные весы с гирькой в 200 грамм. Необходимо в 3 приема отвесить ровно 2 кг муки для приготовления вкуснейшего пирога.

1. Уравновесим на одной чаше 4600г муки, а на другой 4400г муки + гиря 200г;
2. Разложим поровну 4400г на чаши: 2200г и 2200г;
3. На одну чашу кладем гирю в 200г, а на другую чашу отсыпаем из 2200г до тех пор, пока не уравновесим весы. В итоге у в руках останется 2000г или 2 кг муки из которой и будет готовиться пирог!



III. Сбор команд.

После прохождения всех станций команды сдают маршрутные листы и собираются в актовом зале. Жюри подсчитывает набранные каждой командой баллы. Учащиеся делятся впечатлениями от прохождения станций. (рефлексия)


IV. Подведение итогов. Награждение.

Подведя итоги игры, объявляется разделение мест среди команд. Выдаются дипломы (грамоты) призерам и участникам игры + общая фотография участников с преподавателями.


Используемая литература

  1. 1000 заданий для умников и умниц.

  2. Сборники задач конкурса «Кенгуру».

  3. А.В. Спивак «Тысяча и одна задача по математике».

  4. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Математика: Задачи на смекалку».

  5. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин «Математическая шкатулка».

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Математическая игра по станциям "Думай. Смекай. Отгадывай"

Автор: Кузнецова Лариса Николаевна, Кучумова Наталья Николаевна

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2000 руб.
2500 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1500 руб.
1870 руб.
1670 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства