kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме "Геометрические головоломки как средство развития воображения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенный мастер-класс является вспомогательным материалом для развития геометрического воображения на уроках наглядной геометрии  и геометрии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Геометрические головоломки как средство развития воображения"»

Мастер класс по теме

«Геометрические головоломки как средство развития воображения»

учитель математики Шурыгина И.В.

« В голове у Архимеда было гораздо

больше воображения, чем в голове у Гомера»

французский просветитель Вольтер


Посредством игры можно развивать пространственное воображение даже у детей, испытывающих трудности в обучении. Эти игры хороши тем, что их можно использовать на любом этапе урока, и они имеют несколько вариантов решения и все они верны. Это такие игры как «Геометрическая мозайка», «Танграм», «Составь картинку», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. [1, 2].

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических игр многогранно. Они развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также творческое воображение и сенсорные способности.

На наш взгляд, одной из самых интересных игр-головоломок является «Танграм». Это геометрическая головоломка, изобретенная в Китае более 4000 лет назад. В Европе впервые появилась в середине XIX века и была хорошо известна в Германии, Франции, Италии, Австрии. Интересно, что уже тогда ее применяли при обучении математики в качестве одного из средств развития познавательного интереса учащихся [3].

Рассмотрим подробнее методические особенности ее организации.

Данная игра представляет собой квадрат 10 на 10 см, разрезанный на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм.

Правила игры очень просты: используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети должны составить как можно больше различных изображений, либо по предложенным образцам, либо по собственному замыслу [4]. В результате могут быть получены, например, следующие фигуры.

При организации работы над игрой «Танграм» необходимо соблюдать принципы последовательности и системности. На первом этапе целесообразно предлагать учащимся простые задания, которые позволят ребятам освоиться с головоломкой и ее частями, научиться узнавать различные геометрические фигуры, входящие в «Танграм».

Элементы данной игры могут быть использованы ,например, на уроках геометрии в 7-8 классах при изучении тем «Треугольники», «Четырехугольники» и др.

Следует отметить, что подобные игры-головоломки, используемые для развития пространственного воображения, были известны и в других странах.

В качестве примера, можно привести игру «Стомахион» («приводящая в ярость»). Создателем этой игры считают Архимеда. Чтобы использовать игру «Стомахион», надо сделать прямоугольник, одна сторона которого в два раза больше другой, и выполнить в нем определенные построения. Разрезав прямоугольник по полученным линиям, составить фигурки курицы, мельницы и петуха.

Используя собственное воображение, учащиеся могут составить другие фигурки.

Таким образом, использование игр-головоломок, как на уроках, так и во внеклассной работе, способствует развитию пространственного мышления, без которого невозможно успешное изучение геометрического материала, повышению интереса к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики// Начальная школа + до и после. – 2004. – № 9. – С. 47–48.

  2. Горбатенкова Г.А., Дрожжина Н.А., Штыленко Е.Н. Геометрические конструкторы как средство развития пространственного воображения младших школьников. URL: http://festival.1september.ru/articles/511583/ (дата обращения 22.12.16).

  3. Souza E.R., Dizin M.I., A matematica das sete pecas do Tangram. – Sao Paulo: Editora IME-USP, 1997. – 223 p.

  4. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс по теме "Геометрические головоломки как средство развития воображения"

Автор: Шурыгина Ирина Владимировна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 372914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1260 руб.
1940 руб.
1380 руб.
2130 руб.
1630 руб.
2500 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства