Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Геометрические головоломки как средство развития воображения"»
Мастер класс по теме
«Геометрические головоломки как средство развития воображения»
учитель математики Шурыгина И.В.
« В голове у Архимеда было гораздо
больше воображения, чем в голове у Гомера»
французский просветитель Вольтер
Посредством игры можно развивать пространственное воображение даже у детей, испытывающих трудности в обучении. Эти игры хороши тем, что их можно использовать на любом этапе урока, и они имеют несколько вариантов решения и все они верны. Это такие игры как «Геометрическая мозайка», «Танграм», «Составь картинку», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Пентамино» и др. [1, 2].
Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических игр многогранно. Они развивают пространственное воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также творческое воображение и сенсорные способности.
На наш взгляд, одной из самых интересных игр-головоломок является «Танграм». Это геометрическая головоломка, изобретенная в Китае более 4000 лет назад. В Европе впервые появилась в середине XIX века и была хорошо известна в Германии, Франции, Италии, Австрии. Интересно, что уже тогда ее применяли при обучении математики в качестве одного из средств развития познавательного интереса учащихся [3].
Рассмотрим подробнее методические особенности ее организации.
Данная игра представляет собой квадрат 10 на 10 см, разрезанный на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм.
Правила игры очень просты: используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети должны составить как можно больше различных изображений, либо по предложенным образцам, либо по собственному замыслу [4]. В результате могут быть получены, например, следующие фигуры.
При организации работы над игрой «Танграм» необходимо соблюдать принципы последовательности и системности. На первом этапе целесообразно предлагать учащимся простые задания, которые позволят ребятам освоиться с головоломкой и ее частями, научиться узнавать различные геометрические фигуры, входящие в «Танграм».
Элементы данной игры могут быть использованы ,например, на уроках геометрии в 7-8 классах при изучении тем «Треугольники», «Четырехугольники» и др.
Следует отметить, что подобные игры-головоломки, используемые для развития пространственного воображения, были известны и в других странах.
В качестве примера, можно привести игру «Стомахион» («приводящая в ярость»). Создателем этой игры считают Архимеда. Чтобы использовать игру «Стомахион», надо сделать прямоугольник, одна сторона которого в два раза больше другой, и выполнить в нем определенные построения. Разрезав прямоугольник по полученным линиям, составить фигурки курицы, мельницы и петуха.
Используя собственное воображение, учащиеся могут составить другие фигурки.
Таким образом, использование игр-головоломок, как на уроках, так и во внеклассной работе, способствует развитию пространственного мышления, без которого невозможно успешное изучение геометрического материала, повышению интереса к предмету.
ЛИТЕРАТУРА
Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математики// Начальная школа + до и после. – 2004. – № 9. – С. 47–48.
Горбатенкова Г.А., Дрожжина Н.А., Штыленко Е.Н. Геометрические конструкторы как средство развития пространственного воображения младших школьников. URL: http://festival.1september.ru/articles/511583/ (дата обращения 22.12.16).
Souza E.R., Dizin M.I., A matematica das sete pecas do Tangram. – Sao Paulo: Editora IME-USP, 1997. – 223 p.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.