Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс «Применение ИКТ на уроках математики».
2. Применение ИКТ как эффективный метод активизации деятельности учащихся.
В настоящее время одной из основных задач образования является вхождение в современное информационное общество, усилен внешний контроль за качеством знаний учащихся. В связи с этим, многие учителя-предметники обеспокоены низким качеством знаний, пассивностью учеников при ответах, пониженным вниманием учащихся на уроке. Не исключением являются и уроки математики. В поиске эффективных методов повышения активизации деятельности учащихся на уроке я остановились на применении метода информационно-коммуникационных технологий. Данный метод, можно сказать, «идёт в ногу со временем», так как современный ученик всё больше и больше погружается в мир компьютерных технологий.
Начав проводить уроки с применением ИКТ, у многих ребят повысилось внимание, заинтересованность. У нас, учителей появилась возможность придумывать новые индивидуальные домашние задания, например: изобразить симметрию в графическом редакторе, составить презентацию на различные темы (это и задания для проведения устного счёта, и слайд-шоу о выдающихся математиках, и презентации по темам при обобщении знаний, проверка знаний с помощью тренажеров и др.).
Информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.
Под ИКТ понимают не только использование компьютерной техники, но и специализированных программных средств (ПС), которые можно применять на различных этапах урока.
В настоящее время существует большое количество различных классификаций ПС.
Назначение ПС:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд - или видеофильмы);
учебно-игровые.
Новейшие технологии, интерактивное оборудование позволяют учителю использовать на своих уроках различные методы и приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся, разнообразить виды работ на уроке, провести контроль знаний учащихся, сэкономить время. Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера - разнообразен. Компьютер – универсальное средство: его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, средства моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска. В плане применения компьютера важной методической задачей является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Рассмотрим некоторые приемы использования информационных технологий на уроках математики.
1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:
при устном счете;
при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется новый материал посредством интерактивного оборудования;
при проверке домашнего задания, проецируя изображение на интерактивную доску;
при работе над ошибками и т.д.
2. Использование компьютера при индивидуальной работе с учащимися:
При устном, индивидуальном счете;
при закреплении;
при тренировке;
при отработке ЗУН;
при повторении;
при контроле и т.д.
при проверке контрольной работы и т.д.
3.Использование компьютера во внеурочной деятельности:
Внеклассные мероприятия;
Проектная и исследовательская деятельность;
Дистанционные олимпиады;
Подготовка презентаций по теме домашнего задания и т.д.
Таким образом, можно проводить различные виды уроков с использованием компьютера:
урок - исследование;
урок объяснения нового материала;
урок практической работы;
урок-зачет;
интегрированный урок.
3. Создание геометрических фигур с помощью программы Geogebrы (10мин)
Пример 1:Построение окружности вокруг треугольника Задача: Построить окружность вокруг треугольника A, B, C с использованием GeoGebra
Построить с помощью мыши.
Выберите режим "Многоугольник” на панели инструментов (нажмите на маленькую стрелку - третий значок слева). Теперь нажмите на окно для рисования три раза, чтобы создать вершины A, B и C. Завершите построение треугольника, нажав на вершину А еще раз.
Затем выберите режим "Серединный перпендикуляр" и постройте два серединных перпендикуляра, нажав на две стороны треугольника.
В режиме "Пересечение двух объектов" вы можете нажать на пересечение двух серединных перпендикуляров, чтобы получить центр окружности. Назовем эту точку "М", для этого щелкните по ней правой кнопкой мыши (Mac OS: Ctrl-клик) и выберите (переименовать) в появившемся меню.
Чтобы закончить построение, вы должны выбрать режим "окружность по центру и точке" и нажать сначала в центр, затем на любую вершину треугольника.
Теперь выберите режим "Перемещение" и используя мышь, можете изменить положение любой из вершин - вы поймете смысл "динамической геометрии".
4. Практическая работа по создание геометрических фигур.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GeoGebra ПРИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЯХ
§1 ПОСТРОЕНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФИГУР
1. Построение призмы
Построить призму ABCDEA1B1C1D1E1. Выбираем функцию Призма и отмечаем 5 точек на координатной оси как показано на рисунке 1
рис1 рис2
Нажимая по оси z на нужную нам высоту получим призму ABCDEA1B1C1D1E1.(рис 2)
2. Построение пирамиды
Построить пирамиду SABCDE. Выбираем функцию Пирамида и отмечаем 5 точек на координатной оси как показано на рисунке 3
рис 3 рис 4
После выполнения вышеуказанных шагом выбираем опцию Призма соединяем точки A,B,C,D потом нажимаем на и получаем прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1.(рис 4).
3. Построение прямоугольного параллелепипеда
Построить прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1. При помощи строки ввода ставим 4 точки на плоскость XOY и одну точку на плоскость XYZ как показано на рис 5
рис 5 рис 6
После выполнения вышеуказанных шагом выбираем опцию Призма соединяем точки A,B,C,D потом нажимаем на точку А и получаем прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1.(рис 6).
4. Построение цилиндра
Построить цилиндр с радиусом 2. Для построения цилиндра есть опция Цилиндр. Выбираем эту опцию и на оси z выбираем две точки после чего выйдет окно с запросом на радиус как на рисунке 7
рис 7 рис 8
Вводим значение радиуса и имеем цилиндр с данным радиусом.(рис 8)
5. Построение конуса
Построить конус с радиусом 3. Для построения конуса есть опция Cone. Выбираем эту опцию и на оси z выбираем две точки после чего выйдет окно с запросом на радиус как на
рисунке 9
рис 9 рис 10
Вводим значение радиуса и имеем конус с данным радиусом.(рис 10)
6. Построение шара
Построить шар с радиусом 3. Шар можно построить с помощью двух опций. Первая из них называется Сфера по центру и точке. При этом нужно выбрать точку центра и другую точка которой будет являться крайней точкой сфера. Вторая функция Сфера
по центру и радиусу . В этом случае нужно выбрать точку центра и
выскакивает окно с запросом ввести радиус как показано на рисунке 11
рис 11 рис 12
После ввода значения радиуса строиться сфера(рис 12)
§ 2. ПОСТРОЕНИЕ ПЛОСКИХ СЕЧЕНИЙ
1. Построение сечения пирамиды
Задача 1
На ребрах AB,BC и CD тетраэдра ABCD отмечены точки M,N и P (рис 1).
Построить сечение тетраэдра плоскостью MNP.
Решение
Построим сначала прямую, по которой плоскость MNP пересекается с плоскостью грани ABC. Точка M является общей точкой этих плоскостей. Для построения еще одной общей точки продолжим отрезки NP и BC до их пересечения в точке Е
рис 1 рис 2
(рис.2), которая и будет второй общей точкой плоскостей MNP и ABC. Следовательно, эти плоскости пересекаются по прямой ME. Прямая ME пересекает ребро AC в некоторой точке Q. Четырехугольник MNPQ – искомое сечение.
Задача 2
Точка M лежит на боковой грани ADB тетраэдра DABC (рис.3). Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точку M параллельно основанию ABC.
Так как секущая плоскость параллельна плоскости ABC , то она параллельна прямым AB, BC и CA. Следовательно, секущая плоскость пересекает боковые грани тетраэдра по прямым, параллельным сторонам треугольника ABC. Отсюда вытекает следующий способ построения искомого сечения. Проведём через точку M прямую, параллельную отрезку AB, и обозначим буквами P и Q точки пересечения этой прямой с боковыми ребрами DA и DB (рис. 4). Затем через точку P проведем прямую, параллельную отрезку AC , и
обозначим буквой R точку пересечения этой прямой с ребром DC. Треугольник PQR – искомое сечение.
рис 3,4
Задача 3
Постройте сечение пирамиды ABCD плоскостью, проходящей через
точки K, L, M (рис.4,а; 5,а; 6,а).
а) б) в)
а) б) в)
рис 5
а) б) в)
5. Рефлексия.
Развитие навыков по применению ИКТ - это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать условия для такой деятельности.
(Предложить заполнить бланки по оцениванию мастер-класса).