Мастер-класс «Межпредметная интеграция – как один из эффективных методов реализации ФГОС ООО».
Мастер-класс «Межпредметная интеграция – как один из эффективных методов реализации ФГОС ООО».
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Межпредметная интеграция – как один из эффективных методов реализации ФГОС ООО».»
Мастер-класс
Ференчук Л.В. – учитель математики
Тема:«Межпредметная интеграция – как один из эффективных методов реализации ФГОС ООО».
Цель: познакомить с особенностями построения интегрированных уроков, как средства достижения метапредметных результатов реализации ФГОС ООО.
Задачи: ознакомить с видами и формами интеграции; показать примеры из опыта работы по применению интеграции на уроках разных циклов.
Ожидаемый результат: осознанное использование учителями знаний, способов и приемов межпредметной интеграии в реализации требований ФГОС ООО.
(ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК)
Как помочь ребѐнку сохранить и повысить уровень познавательной активности, а, следовательно, сделать процесс обучения интересным и доступным? Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни общества вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с теми, кто приходил в школу в начале 21 века, им присуще активность, критическое мышление, инфантильность, индивидуализм, амбициозность. В связи с этим возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Вот некоторых из них: сюжетно-ролевая игра уже не занимает в жизни школьника ведущего места, а это не обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению. Современные родители ориентированы исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению. резко выросла информированность детей. Сегодня СМИ, Интернет оказывают существенное влияние на формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей в школу приходит все большее число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.
Одним из способов решения данных проблем мы считаем использование интегрального подхода к образованию, который лѐг в основу стандартов второго поколения (ФГОС).
Основная цель ФГОС: ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов? В овладении изучаемым учебным материалом с помощью системы УУД: личностных, метапредметных, предметных. В результате у учащихся формируется способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач. Как проявляется ФГОС в образовательном процессе? Образовательный процесс – фокус, в котором «сходятся»
* планируемые результаты
* содержание образования
* система оценивания
* условия образовательного процесса.
В ходе образовательного процесса используются различные методика и педагогические технологии, такие как УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, «УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ», ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, в том числе и ИНФОРМАЦИОННЫЕ. Обязательным условием успешной реализации ФГОС является применение системно-деятельностного подхода в реализации той или иной педагогической технологии.
Надо сказать, что идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой – высвобождаемое учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. На современном этапе различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую.
Полная - слияние учебного материала в едином курсе.
Частичная - слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.
Блоковая - построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы.
"Интеграция" в переводе с латинского означает "восстановление, восполнение, целый".
Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Цель интеграции в современном образовании – формирование целостного представления о мире, развитие и саморазвитие личности ребенка через гуманизацию процесса обучения. Использование той или иной формы интеграции зависит от подготовки учителя, от его способности манипулировать определенными единицами учебного материала. На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
умения сопоставлять явления и факты;
умения выделять главное;
умения составлять из отдельных элементов целую картину;
умения формулировать общую проблему;
умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников;
умение составлять план;
умение отбирать материал по заданной теме;
умение составлять письменные тезисы;
умение подбирать цитаты;
умение составлять таблицы, схемы, графики.
Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:
1. умение составлять связное устное высказывание;
2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
3.умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
6. умение использовать различные средства наглядности;
7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
10. умение вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Структура интегрированных уроков – отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью; -информационной емкостью учебного материала используемого на уроке.
Хочется отметить развивающие возможности такого урока. Во-первых, это позволит реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения. Во-вторых, создаст оптимальные условия для развития мышления. В–третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.
Интегрировать можно различные предметы, каждый учитель по своему чувствует близость тем и областей. Иногда при интегрировании трѐх и более предметов временных рамок одного урока не достаточно, тогда использую интегрированный блок. В своей практике мы используем разовые интегрированные уроки и блоки. Выделяют три вида интеграции: -уроки полного слияния (совпадение тем и предмета обучения по разным дисциплинам). -уроки взаимодополнения и расширения (использование законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой). - интегрирование всех учебных дисциплин, на основе сюжетного (тематического) построения учебного дня.
Пример интеграции технологии и математики
Интегрированный урок по теме «Планирование семейного бюджета».
Актуальность темы подчеркивается тем, что учащиеся нуждаются в математической подготовке, которая давала бы возможность уметь планировать семейный бюджет и в конечном итоге добиться его сбалансированности. Необходимо исследовать широкий круг проблем по планированию семейного бюджета, применяя современные теоретические достижения в практике. Для этого, по меньшей мере, необходимо получение учащимися представления о том, в чем заключается математический подход к изучению предмета «Технология».
Чтобы повысить интерес учащихся к предмету технологии и показать практическое применение математических элементов предлагается рассмотреть на уроке структуру семейного бюджета.
Урок технологии проводится с учащимися 8-го класса по теме: «Решение прикладных задач по формированию семейного бюджета с применением математических элементы».
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА (КОНСПЕКТ УРОКА)
Анализируя внедрение приѐмов интеграции, мы выделили следующие преимущества интегрированных уроков:
1. Формируют целостную картину мира.
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах, тем самым побуждают к осмыслению и нахождению причинно – следственных связей.
3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.
6. Способствуют формированию универсальных учебных навыков, получению высоких метапредметных результатов.
7. Предполагают обязательное развитие творческого потенциала учащихся.
8. Уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).
9. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой
Наряду с этим хочется отметить и отрицательные стороны:
1. Ограниченность выборов учебных предметов для интеграции
2. Недостаток интегрированных учебников, поэтому отбор и систематизация материала – нелегкая задача для учителя.
Прогресс человеческого развития приводит к изменению подхода в обучении, который направлен на гармоническое развитие личности детей. С введением внеурочной деятельности по ФГОС стала возможна разработка учителем интегрированных курсов. Хочется отметить, что интегрированные уроки можно назвать творческим дополнением в процесс обучения, способом осуществления межпредметных и метапредметных связей, и мне бы хотелось призвать учителей отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самые главные признание для нас, учителей, горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех, маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках и занятиях.
РЕФЛЕКСИЯ
А закончить мы хотим словами Триона Эдвардса: «Пробуждение интереса и разжигание энтузиазма – это верный способ лѐгкого и успешного обучения»