Мастер-класс "Индивидуальная работа с учащимися как средство формирования и развития математических навыков у детей с ОВЗ"
Мастер-класс "Индивидуальная работа с учащимися как средство формирования и развития математических навыков у детей с ОВЗ"
На уроках математики в коррекционных классах, как и на других, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществлялся бы в соответствии с принципом доступности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Индивидуальная работа с учащимися как средство формирования и развития математических навыков у детей с ОВЗ"»
Индивидуальная работа с учащимися как средство формирования и развития математических навыков у детей с ОВЗ (ЗПР)
На уроках математики в коррекционных классах, как и на других, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществлялся бы в соответствии с принципом доступности.
Конечно, не следует понимать, как необходимость максимально снизить требования к уровню знаний и умений учащихся. Речь идет о том, чтобы материал должен быть по содержанию и объему, посильным для детей, важно облегчить им процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности.
Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности.
В такой ситуации приемлем дифференцированный подход, который предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Целесообразно использовать на уроках разноуровневые карточки. На каждом уроке необходимо использовать занимательные элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки самосовершенствования личности – побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию.
Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов, а конкретно зрительных. Если вызвать интерес к изучаемой теме, то учащиеся не только хорошо усвоят материал, но и надолго запомнят его. В кабинете должен быть много наглядного материала, можно использовать мультимедийные презентации.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают.
Особое внимание необходимо уделять началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно проводится устный счет - «гимнастика для ума». Учащиеся обязательно сначала должны посчитать устно, пусть даже самые элементарные примеры (таблица умножения и т.д.). Можно проводить математические, словарные диктанты при обобщении главы или раздела.
Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта. Поскольку в математическом диктанте даются уже знакомые, ранее отработанные темы, учащиеся легко воспринимают диктант на слух. Ценность умения воспринимать на слух неоспорима: это приводит к умению слушать учителя, и вырабатывает многие другие положительные качества.
Словарный диктант (слайд 2,3)
Запишите математические термины:
1. Плоск...сть
2. Луч...
3. Д...лен...е
4. Це...тнер
5. К...орд...ната
6. П...рим...т...р
7. ...д...ничный ...трез...к
8. Р...с...тояние
Можно использовать различные формы устного счета, например, «работа по цепочке», также задания, в которых математические ответы получаются в виде слова, пословицы или рисунка, и учителю сразу видно, где допущена ошибка.
Перед изучением новой темы «Нахождение числа по его дроби» предложить задания для устного счета наповторение как умножить, разделить обыкновенные дроби, смешанные числа, как найти дробь от числа. Предварительно вспомнить правила, которые им необходимы при вычислении.
Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо: её _____________ умножить на это _____________, а знаменатель ________________.
Чтобы умножить дробь на дробь, надо:
найти произведение _____________ и произведение ___________этих дробей; первое произведение записать ____________, а второе – ____________.
Для того чтобы выполнить умножение смешанных чисел, надо: записать их в виде _____________ дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.
Задание для устного счета (слайд 5,6)
г
от 50
ф
от 4
р
от
е
от
ы
꞉
л
꞉
о
12 ꞉
и
0 ꞉
0
4
8
30
2
0
1
и
е
р
о
г
л
и
ф
ы
Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны верные числовые равенства (слайд 7)
В контрольных работах иногда предлагаю перед выполнением задания посмотреть на образец, который предлагается под основным заданием. (слайд 8)
Выполните действия:
Образец:
При выполнении самостоятельных работ можно предлагать учащимся картинки (герои мультфильмов, животные и т.д.). Рисунок детям можно давать один и тот же, а числовые данные варьировать. Если все ученики правильно выполнят задание, то рисунок у всех будет раскрашен одинаково. (слайд 9)
К примеру, в 6-м классе по теме «Координатная плоскость» давать задания типа «Рисуем на координатной плоскости». Учащимся предлагается отметить на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. В данной работе также нужно применять дифференцированных подход, кому-то задания полегче, кому-то посложнее. (слайд 10)
При изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» в 5 классе проводились практические работы, на которых учащимся предоставлялись индивидуальные карточки с заданиями «Достройте геометрические тела» или «Исправьте ошибки». (слайд 11)
На индивидуально групповых занятиях можно использовать задания для развития мышления. На таких занятиях можно использовать игру «Танграм» - это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: людей, птиц,животных, предметов домашнего обихода,игрушек, видов транспорта, цифр, букв и т.д. Игра очень проста. (слайд 12, 13)
Квадрат (величина его может быть практически любой: 7х7, 10х10, 12х12 см - это самый удобный размер квадрата для работы и т.д.) разрезается так, чтобы получалось пять треугольников разных размеров: два больших, один средний, два маленьких; один квадрат, равный по размеру двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату. При составлении силуэтов необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Игра «Танграм» вызывает огромный интерес, способствует развитию фантазии, пространственного представления и образного мышления.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Таким образом, использование различных методик обучения создают условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков у детей с ЗПР создают условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.