Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой
другой науки, и даже не может обнаружить своего невежества.
Роджер Бекон
Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком.
Карл Вейерштрасс
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Н.Е. Жуковский
Математика-это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе.
С.В. Ковалевская
Цели:
Показать взаимосвязь математики с миром красоты в искусстве, расширить кругозор.
Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, творческие способности, воображение, фантазию.
Развивать у учащихся интерес к предмету.
Ход мероприятия
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть,
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть! (С.В. Ковалевская)
В Древней Греции математика относилась к числу искусств, наряду с музыкой, живописью, архитектурой.
Отношение к математике как к искусству сохранилось и в средние века. Тогда на ряду с рыцарскими турнирами, состязаниями поэтов и трубадуров проводились и турниры математиков, где они демонстрировали свое искусство в решении задач.
Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой- мудрой царицей всех наук, и музыкой, литературой, живописью? Как могут взаимодействовать такие, совершенно разные человеческие культуры? Сегодня на нашем необычном занятии, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой, литературой, живописью и математикой существует Для этого лишь нужно задуматься, вспомнить, понять, послушать, а самое главное, захотеть каждому ответить на этот вопрос.
А для начала- разминка: назовите те качества, которые нужны при изучении математики или те качества, которые развиваются у человека, изучающего математику. Но..... Все слова должны начинаться с букв, из которых составлено слово «математика». (На доске выкладывать «математика» по одной букве, дети должны называть слова).
Например, М- мыслить, А- аккуратность, активность и т.д.
Звучит отрывок из песни «Дважды два- четыре»
Наверное, вы догадались, что сейчас речь пойдет о музыке.
Мы слушаем музыку, преклоняемся перед гением композитора, создавшего ее, но не задумываемся над тем, кто же тот гений, что создал первую музыкальную шкалу и все звуки мира разложил по нотам. А эти человеком был математик Пифагор. Именно тот Пифагор, чью таблицу мы с вами учим в начальной школе И уже тогда, в древнем мире, ученые- философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.
Открыть изображение нотного стана с нотами. Где в музыке мы впервые встречаемся с математикой? (Нот- семь) Определим еще одну музыкально-математическую связь.
Начинают дроби-братцы
С нотами соревноваться
Кто важнее, не решат,
Обратиться к нам спешат
С музыкою веселей
Изучение дробей
И без дроби так и сяк
Будет в нотах кавардак
Мы друзья их примирим
С нотой дробь объединим.
Оказывается, теория музыки основана на дробных числах 1,1/2,1/4,1/8,..., которые обозначают длительность любой ноты. Знаком обозначают целую ноту, вдвое короче-половинную-, четвертную-, восьмую-, шестнадцатую-. Проверьте равенство длительностей. Учащимся предлагается задание ( Математика 6. Виленкин Н.Я. № 942)
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын-и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Вы наверное догадались, что речь пойдет о литературе.
Кто из вас не помнит знаменитого сказочного зачина: « За тридевять земель в тридевятом царстве жили-были...» И кто из вас, зачитываясь сказками, не сталкивался с таинственным числом « три».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Какие вы еще знаете произведения, в которых встречается число «три»? А другие числа?
А пословицы и поговорки? Ведь они буквально пересыпаны числом три: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба».
Игровое задание: составить пословицу или поговорку (тексты, разделены на части. Предложить составить пословицу.)
Семь бед-один ответ.
Два сапога-пара.
На все четыре стороны.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Обещенного три года ждут.
Как свои пять пальцев.
Не трусливого десятка.
Назовите еще пословицы и поговорки, в которых идет речь о числах.
Любопытно,что число 3 рассматривали не только как счастливое («бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый» ).
Число 9 находится в непосредственно связи и зависимости от числа 3. Это число тоже ее магическю силу. От него и идет знаменитое сказочное «за тридевять земель».
А еще существует такая наука,как математическое языковедение. Она занимается расшифровкой языков исчезнувших народов.
Кроме того, есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А.Грибоедов, автор «Горя от ума», учился в университете на трех факультетах, в том числе и на физикоматематическом. А выдающаяся женщинаматематик Софья Васильевна Ковалевская написала и издалаа кги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.
Обратить внимание учащихся на репродукции картин.
Посмотрите, какие совершенные пропорции. И здесь математика, заметите вы. Да. В древней Греции с пропорциями связывались представления о красоте порядке и гармонии. Пропорциональность в природе, архитектуре, искусстве означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.
В средневековье золотым сечением и даже « божественной пропорцией» математики называли такое деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей.
В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи обратился к этой пропорции, исследовал ее и обнаружил, что человек буквально пронизан ею: все его части тела, суставы, а даже крылья насекомых и листья деревьев расположены в соответствии с этой пропорцией. В восторге он назвал ее «золотым сечением» и вв доказательство использовал ее эффект в знаменитой картине «Джоконда». Поэтому этот портрет так волнует взоры людей и сегодня.
А работы голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера. Они служат иллюстрациями к трудам знаменитых математиков, несмотря на то, что сам художник далек от математики. Вот что писал об этом сам художник: « Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен.»
Завершим чтением моральных заповедей пифагорейцев, изложенных в легендарных «Золотых стихах» Пифагора, которые не потеряли актуальности и сегодня.
Золотые стихи.
Мать и отца уважай вместе с родными по крови.
Другом себе избери истинно мудрого мужа;
Слушай советов его, следуй его ты примеру;
Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься,
Если в твоей это власти, ибо закон непреложный
Тесно связует возможность с необходимостью вместе.
Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,
Так обуздай же в себе мощным усилием воли
Алчную жадность и лень, похоть и гнев безрассудный.
Равно один и при людях бойся дурного поступка;
Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.
Будь справедлив и в словах, также в поступках своих,
Следуя в них непреклонно зову ума и закона.
Слушай внимательно то, что я скажу тебе. Помни:
Да не смущают тебя мысли, поступки чужие;
Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям.
Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,
Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья.
За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,
Но научиться ему; этим ты счастья достигнешь.
Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно
И постарайся к нему ты привязаться всем сердцем,