kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Красота математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка- сценарий внеклассного мероприятия по математики, целью которого является расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету

Просмотр содержимого документа
«мероприятие»


























Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой

 другой науки, и даже не может обнаружить своего невежества.


Роджер Бекон



Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком.

Карл Вейерштрасс




В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.

Н.Е. Жуковский




Математика-это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе.

С.В. Ковалевская

























Цели:

  1. Показать взаимосвязь математики с миром красоты в искусстве, расширить кругозор.

  2. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, творческие способности, воображение, фантазию.

  3. Развивать у учащихся интерес к предмету.




Ход мероприятия


Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть,
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть! (С.В. Ковалевская)



В Древней Греции математика относилась к числу искусств, наряду с музыкой, живописью, архитектурой.

Отношение к математике как к искусству сохранилось и в средние века. Тогда на ряду с рыцарскими турнирами, состязаниями поэтов и трубадуров проводились и турниры математиков, где они демонстрировали свое искусство в решении задач.


Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой- мудрой царицей всех наук, и музыкой, литературой, живописью? Как могут взаимодействовать такие, совершенно разные человеческие культуры? Сегодня на нашем необычном занятии, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой, литературой, живописью и математикой существует Для этого лишь нужно задуматься, вспомнить, понять, послушать, а самое главное, захотеть каждому ответить на этот вопрос.


А для начала- разминка: назовите те качества, которые нужны при изучении математики или те качества, которые развиваются у человека, изучающего математику. Но..... Все слова должны начинаться с букв, из которых составлено слово «математика». (На доске выкладывать «математика» по одной букве, дети должны называть слова).

Например, М- мыслить, А- аккуратность, активность и т.д.


Звучит отрывок из песни «Дважды два- четыре»

Наверное, вы догадались, что сейчас речь пойдет о музыке.


Мы слушаем музыку, преклоняемся перед гением композитора, создавшего ее, но не задумываемся над тем, кто же тот гений, что создал первую музыкальную шкалу и все звуки мира разложил по нотам. А эти человеком был математик Пифагор. Именно тот Пифагор, чью таблицу мы с вами учим в начальной школе И уже тогда, в древнем мире, ученые- философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.


Открыть изображение нотного стана с нотами. Где в музыке мы впервые встречаемся с математикой? (Нот- семь) Определим еще одну музыкально-математическую связь.


Начинают дроби-братцы

С нотами соревноваться

Кто важнее, не решат,

Обратиться к нам спешат


С музыкою веселей

Изучение дробей

И без дроби так и сяк

Будет в нотах кавардак


Мы друзья их примирим

С нотой дробь объединим.


Оказывается, теория музыки основана на дробных числах 1,1/2,1/4,1/8,..., которые обозначают длительность любой ноты. Знаком обозначают целую ноту, вдвое короче-половинную-, четвертную-, восьмую-, шестнадцатую-. Проверьте равенство длительностей. Учащимся предлагается задание ( Математика 6. Виленкин Н.Я. № 942)


У крестьянина три сына:


Старший умный был детина,


Средний сын-и так и сяк,


Младший вовсе был дурак.


Вы наверное догадались, что речь пойдет о литературе.


Кто из вас не помнит знаменитого сказочного зачина: « За тридевять земель в тридевятом царстве жили-были...» И кто из вас, зачитываясь сказками, не сталкивался с таинственным числом « три».


Три девицы под окном


Пряли поздно вечерком.


Какие вы еще знаете произведения, в которых встречается число «три»? А другие числа?


А пословицы и поговорки? Ведь они буквально пересыпаны числом три: «в трех соснах», «в три ручья», «с три короба».


Игровое задание: составить пословицу или поговорку (тексты, разделены на части. Предложить составить пословицу.)


Семь бед-один ответ.


Два сапога-пара.


На все четыре стороны.


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Обещенного три года ждут.


Как свои пять пальцев.


Не трусливого десятка.


Назовите еще пословицы и поговорки, в которых идет речь о числах.


Любопытно,что число 3 рассматривали не только как счастливое («бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый» ).


Число 9 находится в непосредственно связи и зависимости от числа 3. Это число тоже ее магическю силу. От него и идет знаменитое сказочное «за тридевять земель».


А еще существует такая наука,как математическое языковедение. Она занимается расшифровкой языков исчезнувших народов.


Кроме того, есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А.Грибоедов, автор «Горя от ума», учился в университете на трех факультетах, в том числе и на физикоматематическом. А выдающаяся женщинаматематик Софья Васильевна Ковалевская написала и издалаа кги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.



Обратить внимание учащихся на репродукции картин.


Посмотрите, какие совершенные пропорции. И здесь математика, заметите вы. Да. В древней Греции с пропорциями связывались представления о красоте порядке и гармонии. Пропорциональность в природе, архитектуре, искусстве означает соблюдение определенных соотношений между размерами отдельных частей растения, здания и является непременным условием правильного и красивого изображения предмета.


В средневековье золотым сечением и даже « божественной пропорцией» математики называли такое деление отрезка, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей.


В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи обратился к этой пропорции, исследовал ее и обнаружил, что человек буквально пронизан ею: все его части тела, суставы, а даже крылья насекомых и листья деревьев расположены в соответствии с этой пропорцией. В восторге он назвал ее «золотым сечением» и вв доказательство использовал ее эффект в знаменитой картине «Джоконда». Поэтому этот портрет так волнует взоры людей и сегодня.


А работы голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера. Они служат иллюстрациями к трудам знаменитых математиков, несмотря на то, что сам художник далек от математики. Вот что писал об этом сам художник: « Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен.»



Завершим чтением моральных заповедей пифагорейцев, изложенных в легендарных «Золотых стихах» Пифагора, которые не потеряли актуальности и сегодня.

Золотые стихи.

Мать и отца уважай вместе с родными по крови.

Другом себе избери истинно мудрого мужа;

Слушай советов его, следуй его ты примеру;

Из-за ничтожных причин с ним никогда ты не ссорься,

Если в твоей это власти, ибо закон непреложный

Тесно связует возможность с необходимостью вместе.


Страсти свои побороть свыше дана тебе сила,

Так обуздай же в себе мощным усилием воли

Алчную жадность и лень, похоть и гнев безрассудный.

Равно один и при людях бойся дурного поступка;

Больше всего же стыдиться должен ты сам пред собою.


Будь справедлив и в словах, также в поступках своих,

Следуя в них непреклонно зову ума и закона.


Слушай внимательно то, что я скажу тебе. Помни:

Да не смущают тебя мысли, поступки чужие;

Да не побудят тебя к вредным словам и деяньям.

Слушай советы людей, сам размышляй неустанно,

Ибо безумный лишь может действовать без рассужденья.


За неизвестное дело ты не дерзай приниматься,

Но научиться ему; этим ты счастья достигнешь.

Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно

И постарайся к нему ты привязаться всем сердцем,


























Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии Н.Е. Жуковский

В математике есть своя красота,

как в живописи и поэзии

Н.Е. Жуковский

Настоящий ученый, он тоже поэт,  Вечно жаждущий знать и предвидеть, Кто сказал, что в науке поэзии нет?  Нужно только понять и увидеть! С.В.Ковалевская

Настоящий ученый, он тоже поэт,

Вечно жаждущий знать и предвидеть, Кто сказал, что в науке поэзии нет? Нужно только понять и увидеть!

С.В.Ковалевская

Пифагор

Пифагор

целая половинная четвертная восьмая шестнадцатая

целая

половинная

четвертная

восьмая

шестнадцатая

«За тридевять земель  в тридевятом царстве жили-были…» « Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком.»

«За тридевять земель

в тридевятом царстве

жили-были…»

« Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.»

А. Грибоедов

А. Грибоедов

левская С.В.Ковалевская

левская

С.В.Ковалевская

М.К.Эшер

М.К.Эшер

Э. Боринг – «Леди и старуха». Обман зрения представляет особый интерес для художников. Они широко используют в своей работе оптические иллюзии и зависимость восприятия определенного сочетания линий от нашего психологического настроя. Иногда нарушая при этом логику пространства.

Э. Боринг – «Леди и старуха».

Обман зрения представляет особый интерес для художников.

Они широко используют в своей работе оптические иллюзии и зависимость восприятия определенного сочетания линий от нашего психологического настроя.

Иногда нарушая при этом логику пространства.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Красота математики

Автор: Митина Мария Александровна

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 527090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Красота математики"
    ["seo_title"] => string(19) "krasota-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "142219"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418235518"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Математика и законы красоты"
    ["seo_title"] => string(28) "matiematika-i-zakony-krasoty"
    ["file_id"] => string(6) "310882"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459107769"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация к внеклассному мероприятию "Математика и искусство" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-matiematika-i-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "206849"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430290257"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) ""Эстетика, гармония и математика"."
    ["seo_title"] => string(34) "estietika_gharmoniia_i_matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "441725"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512203062"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства