«Кузнецкая школа-интернат для обучающихся по адаптированным
образовательным программам»
Конспект
внеклассного занятия по математике для обучающихся 8-9 классов
«Турнир знатоков математики
Что? Где? Когда?»
Автор-составитель:
учитель Акчурина Р.Х.
г. Кузнецк
2016 год
Цель мероприятия : развитие интеллектуальной деятельности обучающихся, через использование заданий занимательного характера;
привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры.
Задачи мероприятия:
образовательная: :
- повторить и пополнить математические знания обучающихся, углубляющих основной курс математики и умения применять их в нестандартной ситуации;
коррекционно – развивающая: коррекция познавательных и психических функций, активизация словарного запаса, расширение кругозора.
- развивать и укреплять интерес к математике;
воспитательная :
- воспитывать у обучающихся чувство сплочённости ; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умения работать в команде.
Оборудование:: круг, разбитый на сектора ; волчок со стрелкой,; конверты с ука
Воспитание положительной учебной мотивации, интереса к изучаемому предмету, занием номера сектора; мелодия к игре «Что? Где? Когда?», песочные часы, интерактивная доска, компьютер, презентация; различные предметы, необходимые для игры (черный ящик, циркуль, кубик Рубика)
Ход игры.
(Звучит музыка про математику.
Ведущий
Уважаемые игроки, зрители и гости, мы сегодня собрались с вами на итоговом занятии предметной недели математики « В мире формул и чисел» на турнире знатоков математики «Что? Где? Когда?»
Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая.
С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, формулам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами.
Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики.
Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики. И в этом нам поможет команда знатоков математики (приветствие и представление команды знатоков).
Вед.- Сегодня 29 января, пятница, московское время 13 часов и мы начинаем турнир знатоков математики «Что? Где? Когда?»
( Музыка «Что наша жизнь- игра»)
Вед. –Против великих математиков играет команда знатоков .
Встречайте:
МУЗЫКА (выход знатоков)
Самый творческий – Лукашов Николай
Самый сообразительный – Кузьмичева Ирина
Самый старательный – Вагина Юлия
Самый наблюдательный – Москалева Диана
Самый загадочный – Москалева Александра
И самый-самый-самый – капитан команды Бобылева Ольга
(Игроки занимают места за игровым столом.
Возьмемся за руки знатоки, тем самым показываем команду.
(МУЗЫКА)
История и правила игры
Добрый день уважаемые знатоки и добрый день уважаемые зрители. Мы приветствуем вас на игре “Что? Где? Когда?”.
Немного истории:
Владимир Ворошилов, создатель игры и продолжительное время её ведущий.
Днём рождения телеигры считается 4 сентября 1975 года. В 1975 году появился волчок.
Поначалу с помощью волчка выбирался не вопрос, а отвечающий игрок.
Волчок — обыкновенная детская игрушка, с которой началась серьезная взрослая игра.
Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: «Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй — себе. Играл, не выходя из дома, дней десять» И зародилась игра «Что? Где? Когда?»
В 1977 году в игре появился первый её символ –филин (сова) Фомка.
- Как вы думаете, почему в качестве символа выбрали эту птицу?
Первые вопросы были придуманы самим ведущим. Позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин “знаток”.( Человек, обладающий большими знаниями в чем-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь
После смерти Владимира Ворошилова в 2001 году игру стал вести его приёмный сын Борис Крюк, который ведет по сей день
А сегодня мы с вами проведем свою игру. Но сначала проведем разминку
Вопросы :
Назовите формулу площади прямоугольника со сторонами а и в.
Как найти неизвестное делимое?
Может ли при умножении получиться ноль (Да)
Как называется результат вычитания? (Разность)
Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал ямщик? (5км.)
Чему равен 1пуд? (16 кг)
Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
Как называется число стоящее под чертой? (Знаменатель)
На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
Найдите четверть от ста. (25)
Назовите прибор для построения окружности? (Циркуль)
Чему равна сумма углов тупоугольного треугольника? (180)
Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Третий месяц летних каникул?
Вед. Знакомство с правилами игры. Вы видите на столе игровой круг с волчком, разделённый на сектора, в которых находятся закрытые конверты, содержащие вопросы. Волчок в движение будет приводить наш помощник-ассистент. Знатоки должны ответить на 12 вопросов, на обсуждение которых дается 1 минута. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Один конверт содержит БЛИЦ и один конверт супер- блиц вопрос, в которых заключены 3 вопроса, на обсуждение каждого дается 20 секунд. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается команде зрителй.
- По истечении минуты, капитан команды, либо сам дает ответ на вопрос, либо адресует его одному члену своей команды.
Можно дать досрочный ответ. Ответ должен быть чётким и при необходимости с пояснением.
1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей. Если версий нет, то команде присваивается 0 баллов, как и в случае неверного ответа,
Если во время игры кто-то из зрителей будет подсказывать – его удалят из зала.
В конце будет определён и награжден в номинации «Самый активный игрок игры Что? Где? Когда?» и активный зритель (болельщик)
Для этого нам нужно выбрать комиссию.
Представляем членов комиссии, которые в конце игры назовут лучшего игрока команды.
Звучит мелодия. - Итак, мы начинаем игру!
Ведущий: Уважаемые знатоки, сегодня с вами играют знаменитые математики всех времён.
Леонтий Филиппович Магницкий — первый учитель математики и морских наук в России — обладал самобытным математическим дарованием.
Внимание вопрос: - (СЛАЙД № 4)
Уважаемые знатоки – сектор «Зеро»: (нажатие ПКМ)
1. Назовите формулу нахождения площади фигуры. Что для этого должны знать?
2. В России есть выражение “тьма народу”. Уважаемые знатоки, сколько это человек?
3. Сколько дней в летних каникулах?
(нажатие ПКМ) Ответ: S= a × b 10 000. 92дня.
2 КОНВЕРТ:
С вами играет Надежда Николаевна Гернет (1877- 1943) (СЛАЙД № 5)
Живая, энергичная, она интересно вела занятия. Помимо занятий в учебные часы, Надежда Николаевна проводила много консультаций, вела математические кружки, руководила чтением математической литературы.
Внимание, вопрос!
Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами.
Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.
(нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 6)
В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:
косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;
маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.
(нажатие ПКМ)
Внимание, вопрос!
Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?
(нажатие ПКМ) Ответ: Лóкоть.
Локоть – одна из исконно древнерусских мер, равная длине от локтевого сгиба до кончика среднего пальца, была введена уже в 11 веке. Согласно различным источникам величина составляла от 38 до 47 см, обычно берется 45 см. Впрочем, примерно с 16 века локоть пользовался все меньшим спросом и спустя три столетия совсем был вытеснен аршином.
Чебышев Пафнутий Львович - знаменитый русский математик. Чебышев создал школу русских математиков, среди которых многие пользуются в настоящее время большой известностью.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 8)
Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.
Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
4 КОНВЕРТ:
С вами играет Владимир Андреевич Стеклов (1864-1926) (СЛАЙД № 9)
Владимир Андреевич Стеклов – русский советский математик, видный организатор советской науки. Стеклов известен также как историк математики, философ и писатель. Его перу принадлежат книги о русских и зарубежных ученых, путевые очерки.
Внимание « Черный ящик»- Музыка(СЛАЙД № 10)
Вопрос
" То, что лежит в черном ящике, изобрел очень талантливый юноша, он же придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верх мастерством, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник. Что в черном ящике?
(нажатие ПКМ)
Что в черном ящике?
(нажатие ПКМ) Ответ: Циркуль
Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и циркуль. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
5 КОНВЕРТ:
С вами играет Михаил Васильевич Остроградский (1801-1862) (СЛАЙД № 11)
Михаил Васильевич Остроградский – русский математик, один из основателей петербургской математической школы. Плодотворно занимался Остроградский теоретической механикой, математическим анализом. Многие его работы имели прикладную направленность.
Черный ящик Черный ящик впервые появился в игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый «черный ящик» на советском телевидении.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 12)
В черном ящике находиться игра, придуманная в 1974 году одним архитектором, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру назвали “ игрой XX века. Если играть без системы, то для достижения цели потребуется миллион лет. Используя определенную систему можно добиться результата за 23секунды. Эта игра полезный спутник в дальней дороге.
Что в черном ящике? (ответ: кубик Рубика) слайд №11,12
Преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Одно время увлечение кубиком было всеобщим. В 1982 году проходил чемпионат мира по собиранию кубика. Лучшее время сборки в 1982 г – 23секунды, в 2013 г – 5, 83 секунды. Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 23 хода.
6 КОНВЕРТ:
СвамииграетНиколай Иванович Лобачевский (1793-1856) (СЛАЙД № 13)
Лобачевский, Николай Иванович - великий математик, один из творцов неевклидовой геометрии. Лобачевский читал лекции по самым разнообразным отделам математики, а также по физике и астрономии.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 14)
В старину на Руси использовались монеты с такими названиями:
3 коп. – алтын
5 коп. – пятак
10 коп. – гривенник
(нажатие ПКМ) А как называли монету достоинством 1/2 коп.?
Ответ: Грош
(А теперь я хочу взять музыкальную паузу. Песня «Дважды два четыре»
Счет становится …–… в пользу знатоков (зрителей). нажатие ПКМ)
7 КОНВЕРТ:
С вами играетСофья Васильевн Ковалевская (1850-1891) (СЛАЙД № 15)
Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 16)
Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение p ( пи)– отношение длины окружности к её диаметру.
Внимание вопрос! – Кто этот ученый?
Ответ: Архимед.
8 КОНВЕРТ:
С вами играетАндрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) (СЛАЙД № 17)
Колмогоров - российский математик, основатель научных школ по теории вероятностей и теории функций, академик. Изучал теорию функций, математическую логику, дифференциальные уравнения и теорию вероятностей.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 18)
Кого из известных женщин математиков прозвали «принцессой науки»?
1) Екатерина Нарышкина
2) Людмила Келдыш
3) Ольга Ладыженская
4) Софья Ковалевская
(нажатие ПКМ) Ответ: 4) Софья Ковалевская
9 КОНВЕРТ:
С вами играет Алексей Николаевич Крылов (1863-1945)
Он был крупнейшим математиком, физиком и инженером корабельного дела. Его труды являются образцом соединения высоких математических теорий с вопросами современной научно-теоретической практики. Провёл ряд исследований по истории физико-математических наук.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 20)
Уважаемые знатоки - сектор «ЗЕРО»: (нажатие ПКМ)
Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:
Сколько лет в одном веке?
2. Экипаж,запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь?
3. Прибор для измерения углов?
(нажатие ПКМ) Ответ:100, 15 км/ч, транспортир.
10 КОНВЕРТ: С вами играет
Андрей Андреевич Марков (1856-1922) (СЛАЙД № 21)
Марков много занимался вопросами практического применения теории вероятностей. Был прогрессивным ученым, смелым борцом против реакционных действий царского правительства, против мракобесия и религиозного дурмана.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 22)
Уважаемые знатоки!
Кто из великих ученых участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? ( чемпион олимпийскх игр)
(нажатие ПКМ) Ответ: Пифагор.
У Пифагора было много учеников, которых он обучал в течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу
11 КОНВЕРТ:
С вами играет Софья Александровна Яновская (1896 - 1966) (СЛАЙД № 23)
Яновская провела большую работу по повышению математической культуры в нашей стране. В 1950 году Софья Александровна выпустила в свет книгу “Передовые идеи Н.И.Лобачевского – орудие борьбы против идеализма в математике”.
Внимание вопрос: (нажатие ПКМ) - (СЛАЙД № 24)
Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. ( Пьер Симон Лаплас – фр. математик)
Цифры – условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации: M - 1000, D – 500,
С - 100, L - 50, X - 10, V – 5, I – 1.
(нажатие ПКМ) Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, в каком году этот дом был построен?
(нажатие ПКМ) Ответ: 1789.
Ведущий.Итак, по окончании 11 раундов, счет игры …. Я поздравляю команду знатоков с победой (или окончанием игры).
Молодцы ребята! Вопросы закончились. Трудные вопросы были? Какой вопрос больше понравился?
Какой был трудным?
Слово нашему уважаемому жюри.
(подведение итогов).
Уважаемые знатоки, выберите лучшего игрока.
Вручение медалей с эмблемой Мудрой Совы, лучшему игроку Большую сову.
Итог игры: (музыка
“Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы и числа Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширила ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные.