МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54»
Конкурс – викторина
по математике
«Великолепная пятерка»
5 класс
Выполнила
учитель математики
Чаплыгина Г.И.
г. Курск
Цель: развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся 5 классов.
Задачи:
развитие интереса обучающихся к учебному предмету математика;
формирование познавательной активности обучающихся;
воспитание коммуникативных и организаторских способностей;
расширение кругозора обучающихся.
Содержание: математические вопросы и задачи разной сложности.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, часы с секундной стрелкой, песочные часы, картонные рыбки с записанными на них вопросами, задания командам, записанные на отдельных листах, табло для подсчета баллов.
Участники: ведущие, тьюторы, жюри, команды обучающихся (по 5 участников).
Вступление
Ведущий: Разрешите поприветствовать всех собравшихся на нашем математическом празднике, который мы проводим в рамках недели математики в школе.Сегодня он проходит для вас, наши самые остроумные и находчивые ученики - пятиклассники.
Ведущая: Добрый день, мои друзья!
Конкурс открываю я.
Математики тропинки
Приглашают всех вас в путь.
И смекалку, и смешинки
Взять с собою не забудь.
Ведущая: В конкурсе – викторине участвуют две команды. Поприветствуем их.
За каждым столиком – великолепная пятерка.
Конкурс первый объявляем
Представиться команды вызываем.
Не робейте, это не задачи.
Что ж начнём! Желаем всем удачи!
Ведущий: Разрешите представить жюри:______________________________
1.Разминка
Начинаем разминку команд.Предлагаем вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность. Если один из участников знает ответ, то поднимает руку и отвечает на вопрос.Если же одна из команд не знает верного ответа или была допущена ошибка, то вопрос переходит к другой команде.За каждый правильный ответ 1 балл.
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире, что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть, у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори, что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать, за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
2 тур – конкурс капитанов «Веселые вопросы»
Ведущий:
На викторину приплыли рыбки и доставили с собой веселые вопросы. Вопросы разные - одни легче, другие труднее. Поэтому каждый капитан ответит на вопрос той рыбки, которую он “поймает”. На обдумывание дается 15 секунд. За верный ответ-1 балл.
Вопросы:
1. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50.
2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут.
3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?
Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.
4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
Ответ: 16 кг.
5. У Мамеда было десять овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда?
Ответ: 9 овец.
6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
Ответ: Они подошли к разным берегам.
7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
Ответ: 30 км.
8. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?
Ответ: дед-отец-сын.
9. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?
Ответ: 8 детей.
10. Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
Ответ: Последнюю синицу отдал вместе с клеткой.
11. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: 4 кошки.
12. Профессор ложится спать в восемь часов вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор?
Ответ: 1 час.
3 тур - «Верная рука, точный глаз, острый ум».
Ведущая: Начинаем 3 тур «Верная рука, точный глаз, острый ум».
Приглашается по одному участнику от каждой команды. Проверим верность ваших рук и точность глаз. Вам предстоит выполнить 2 задания. Остальные игроки выполняют задания из конвертов.
№1 Отмерить 30 см на глаз. Кто точнее?
№2 Определите массу яблока в граммах?
4 тур - «Занимательные задачи»
№1« Допиши, как можешь…»
Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа. Каждый капитан команды записывает 2 числа, после совещания в команде. Правильный ответ оценивается 2 баллами. Слово предоставляется команде…
2,3,4,5,6,7 … (8,9…)
4,5,8,9,12,13…(16,17…)
5,10,15,20,25,30,… (35,40,...)
А теперь ваша очередь команда…
9,12,15,18,21, …(24,27,…)
8,8,6,6,4,4,…(3,3,…)
9,1,7,1,5,1,…(4,1,…)
Задание 2: расставить знаки действия, скобки.
За каждый верный ответ-1 балл.
7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7=7
7 7 7 7 7 7 7=8
7 7 7 7 7 7 7=10
7 7 7 7 7 7 7=49
ОТВЕТ:
(7+7+7+7+7+7):7=6
(7*7-7*7+7*7):7=7
777:777+7=8
7:7+7:7+7:7+7=10
7+7+7+7+7+7+7=49
7 Х 8 = ? ( 56 )
9 Х 6 = ? ( 54 )
5.Разминка “Кто самый внимательный”
Участвуют по 1 человеку от каждой команды.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три”
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри.
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых ….. две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри
А жди команду: раз, два,… , марш.
Когда стихи запомнить хочешь.
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори.
Разок, другой. Но лучше…… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж друзья вы приз не взял и,
Когда была возможность взять?
2. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
(Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!)
6.Конкурс «Веселые художники».
Ведущая: Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Используя математические символы и цифры нарисовать ежика. Победит тот, у кого самый интересный рисунок.
Ведущий: Уважаемое жюри! Сейчас вы будете оценивать и подсчитывать полученные результаты, а мы с болельщиками отвечаем на вопросы викторины.
На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
По дороге 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут? (0)
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1)
Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)
Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты)
Какое число приказывает? (три)
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при сложении? (2 и 2)
Катались два сына на трехколесных велосипедах , и их отец - -на двухколесном велосипеде. Сколько всего было колес? (8)
Найдите разность самого большого двузначного числа и самого маленького? (89)
Отрезок времени равный десяти дням называется: декада, каникулы, неделя или квартал? (декада)
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (квадрат)
Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, что на три мурашки меньше, чем у Толи. Сколько мурашек бегало по спинам у мальчиков?
Жюри сообщает очки, набранные участниками игры
7 тур – математический калейдоскоп.
Ведущая:
7 тур – математический калейдоскоп. Играют все участники команды, отвечая по очереди. За правильный ответ – 1 балл.
Задания командам
Задание 1: Мысли логически.
1. 1 балл – Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
(Владимир Николаевич)
2. 2 балла – Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнца?
(нет, так как будет ночь)
3. 3 балла – Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
(7 дней)
4. 4 балла – Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы , ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой , вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему?
(он был лысым)
5.Найдите лишнее слово: дождь, снег, осадки, иней, град. (осадки
6.шла старуха в Москву, а навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву.(1 старуха)
Задание 2: Логогрифы
В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
За верный ответ-1 балл.
1. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как и я – географическая точка. (Плюс-полюс).
2. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).
3. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).
4. Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).
5. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (Сурок – сорок).
Ведущий: Уважаемое жюри! Сейчас вы будете оценивать и подсчитывать полученные результаты, а мы с болельщиками разгадаем ребусы.
Болельщикам предлагаем отгадать ребусы .
.
1. (Точка)
2. (Минус)
3. (Сумма)
8.Конкурс «Загадочное слово».
.Ведущая: следующий конкурс «Загадочное слово».
Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» два раза, а остальные – по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…
Ведущая: Болельщикам :решите анаграмму. Переставьте буквы так. чтобы получился математический термин.
1)БОРМ (РОМБ); 2) ДАРАКВТ(КВАДРАТ);
3)ЛЕТЛИЬЕД (ДЕЛИТЕЛЬ); 4) ИТЛИЬЛЕСЧ(ЧИСЛИТЕЛЬ)
Ведущая: Две минуты истекли. Сдайте листки жюри.
9 тур – «Математическая эстафета»
Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание- 30 секунд.
За верный ответ-1 балл.
Чему равна треть суток? (8 часов)
Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) (0)
На какое число невозможно деление? (на 0)
Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
Как называются числа, которые умножают? (множители)
Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
Какое число делится на все числа без остатка? (0)
Чему равно произведение всех цифр? (0)
Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
Наименьшее натуральное число? (1)
Наибольшее натуральное число? (не существует)
Единица скорости на море? (узел)
Чему равен 1 пуд? (16 кг)
Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
Что ищем, решая уравнение? (корень)
Результат вычитания. (разность)
Результат деления? (частное)
Сколько центнеров в тонне? (10)
Сколько существует цифр? (10)
Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
Наименьшее трехзначное число? (100)
Сколько вершин у куба? (8)
Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
Ограниченная часть прямой? (отрезок)
Результат деления? (Частное)
Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в игре отличился?
Слово жюри. Награждение победителей.
Здесь жюри подводит итоги, объявляет результаты и проводится награждение команд. Детям дарим медали, сделанные из бумаги. За первое место - медаль "Вундеркинды года", за 2 и 3 места - медаль "Великие математики".
Список литературы:
1.Большой справочник школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 1998.
2.Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка/ Е.А. Дышинский.- М.: Просвещение, 1972.
3.Егорова, Е.А. Организация досуга учащихся. 5-9 классы: сценарии внеклассных мероприятий/ Е.А. Егорова.- Волгоград: Учитель, 2009.
4.Иченская, М.А. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5- 11 классах/ М.А. Иченская.- Волгоград: Учитель, 2008.
5.Панишева, О.В. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-11 класс/ О.В. Панишева.- Волгоград: Учитель,2013.
6.Михайлова, М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы: популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития; Академия «Ко», 2000.