Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Литературное наследие С.В.Ковалевской"»
МБОУ «Паустовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»
Тема работы:
«Литературное наследие С.В.Ковалевской»
автор: Ситков Никита Михайлович,
8 класс МБОУ « Паустовская ООШ»
Научный руководитель:
Канакова Альбина Александровна,
учитель математики
Д. Паустово, 2015
Содержание.
1.Введение…………………………………………………………………… с.3-4
2. Основная часть.
Глава 1 Раннее пробуждение литературного таланта…………………...с.5-6
Глава 2. Прозаические произведения С.В.Ковалевской — математика, писательницы и публициста конца XIX века………………………………с. 7-9
Глава 3 Поэтическое наследие …………………………………………с. 10- 12
3. Заключение……………………………………………………………….....с.13
4. Литература………………………………………………………………….с. 14
5. Приложения………………………………………………………………….с.15
Введение.
Постановка проблемы. Великий русский писатель Л.Н.Толстой считал, что «наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце».
Действительно, нам известно о литературном таланте физика, астронома, геолога, филолога М.В.Ломоносова. Также и К.Э. Циолковский в юности писал стихи о природе, о своих чувствах и мироощущении.
Изучая различные школьные предметы, знакомясь с передовыми идеями ученых, сделавших открытия в физике, математике и других естественных науках, мы часто наталкивались на такой факт их биографии: «увлекался русской и зарубежной литературной классикой», «в юности писал стихи…», «обладал прекрасным красноречием…».
Можно отметить литературный дар таких научных деятелей, как Александр Григорьевич Столетов, основоположник русской физики, который участвовал в составлении рукописного журнала «Сборник» и помещал в нем свои стихи, переводы и рассказы; академик Сергей Иванович Вавилов, на протяжении всей жизни доверявший Дневнику свои мысли и впечатления, записывая собственные стихи; конструктор и создатель современной космонавтики Сергей Павлович Королев, занимающийся «писанием стихов»; Софья Васильевна Ковалевская, математик и признанная в свое время писательница. При желании этот список можно продолжить.
Изучив некоторые факты биографии этих ученых, я пришел к выводу, что их литературный талант недостаточно исследован, информация о произведениях носит, в основном, ознакомительный характер.
Актуальность темы исследования. Круг интересов моих сверстников замыкается на вопросах, связанных с развитием научно-технического прогресса, компьютерных технологий и сети Интернет. Я заинтересовался литературной деятельностью знаменитых ученых и захотел познакомиться с их творчеством. Материал данной работы позволит посмотреть с иной стороны на личности «физиков», расширить свой кругозор и рассказать об этом своим одноклассникам.
В данной работе я рассмотрю тему литературного наследия С.В.Ковалевской — математика, писательницы и публициста конца XIX века.
Цель исследования: показать вклад выдающегося математика С.В.Ковалевской в русскую литературу.
Задачи:
1) познакомиться с литературным наследием С. В. Ковалевской, показать борьбу за право женщины на творческий труд.
2) дать краткий обзор творчества С.В.Ковалевской, рассмотреть и проанализировать прозаические произведения.
3) Рассмотреть идейно-художественное своеобразие стихотворений Софьи Васильевны Ковалевской: «Пришлось ли…», «13 апреля», «Если ты в жизни…».
При решении поставленных задач в работе будут использоваться следующие методы исследования:
изучение теоретических сведений по теме;
анализ различных литературных источников (книг, журналов, газет, Интернет-ресурсов).
Практическое применение. Результаты исследования могут быть использованы на интегрированных уроках литературы, математики, физики, во внеклассной работе по данным предметам, в предметных олимпиадах, конференциях, вечерах и т.п.
Краткий обзор используемой литературы и источников. Основным источником сведений стал Интернет, где найден материал о жизни, деятельности и творчестве С.В. Ковалевской. Источником также являлись книги, текст которых был найден в сети Интернет.
Степень изученности данного вопроса. Данный вопрос недостаточно исследован, информация о произведениях носит, в основном, ознакомительный характер.
Личный вклад автора работы в решение избранной проблемы. Личное участие автора в представленной работе выражается в:
изучении литературного наследия С.В.Ковалевской;
анализе стихотворений «Пришлось ли…», «13 апреля», «Если ты в жизни…».
Основная часть.
Глава 1. Раннее пробуждение литературного таланта.
Интерес к литературе и художественному творчеству всегда занимал значительное место в жизни выдающегося русского ученого-математика Софьи Васильевны Ковалевской. По ее собственным словам, она постоянно тянулась "к наблюдениям над жизнью, к рассказам". Ее живо волновали события, свидетелем которых она была в России и Западной Европе; с пристальным вниманием она следила за развитием общественного движения в стране, радовалась достижениям русского реалистического искусства и литературы, много времени и сил отдавала своим разнообразным творческим планам. Незадолго до смерти в одном из писем Ковалевская признавалась, что всю жизнь не могла решить, к чему у нее было "больше склонности - к математике или к литературе". Огромный вклад, внесенный замечательным ученым в русскую и мировую науку, оставил в тени литературное наследие Ковалевской, однако лучшие страницы ее воспоминаний, повестей и других произведений свидетельствуют о незаурядном художественном даровании автора.
С.В.Ковалевская родилась 15 января 1850 года в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы будущего ученого прошли в родовом поместье отца, генерал-лейтенанта артиллерии в отставке В.В.Корвин-Круковского. Она любила читать и писать стихи. Так как детских книг в доме было мало, Соня знала почти все наизусть. Памятен Ковалевской был тот счастливый день, когда, по настоянию учителя Малевича, была куплена ей хрестоматия Филонова. Она читала "Мцыри" и "Кавказского пленника" до тех пор, пока гувернантка не пригрозила отнять драгоценную книгу.
Писание же стихов было совсем исключено из воспитания нормальной девочки. Резкая и властолюбивая гувернантка высмеивала стихи своей воспитанницы . Если ей попадался на глаза клочок бумажки, исписанный стихами ученицы, она прикалывала его булавкой к плечу девочки и потом при всех декламировала стихи, коверкая их и искажая. Несмотря на это, впечатлительная Соня продолжала их сочинять, только старалась держать в уме, не записывать. Девочка громко произносила стихотворные строчки, играя в мячик. Особенно она гордилась двумя своими стихотворениями: "Обращение бедуина к коню" и "Ощущение пловца, ныряющего за жемчугом". В стихах этих девочка старалась выразить ощущение пловца, боровшегося с волнами.
Софья с детства любила поэзию, у нее был целый мир фантазий; она говорит: «Самая форма, самый размер стихов доставляли мне необычайное наслаждение; я с жадностью поглощала все отрывки русских поэтов, и чем высокопарнее была поэзия, тем более она мне приходилась по вкусу. Баллады Жуковского долго были единственными известными мне образцами русской поэзии; хотя у нас была обширная библиотека, но она состояла преимущественно из иностранных книг; ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова в ней не было».
Наблюдательная и вдумчивая, она обладала большой способностью к художественному воспроизведению увиденного и перечувствованного. Литературный талант рано пробудился в ней: «Сочиняла их в уме, как старинные барды, … и в 12 лет, — вспоминала Софья Васильевна, — была глубоко убеждена, что буду поэтессой» (приложение 3). А потом писала стихи всю жизнь, «но не для публикации, а для себя… как дневник настроений, переживаний, чувств». Она могла стать плодовитой писательницей, ибо была полна литературных замыслов и имела легкое перо. Ее очерки, остроумные и увлеченные, публиковались в разных журналах. В литературу России вошел ее очерк «М.Е. Салтыков-Щедрин». Написала несколько повестей и драм, которые украсили русскую словесность. То, что Софьей напечатано в трех журналах –в «Русской Мысли», «Вестнике Европы» и «Северном Вестнике», свидетельствует о крупном даровании. У нее был от природы гибкий и сильный ум, Ковалевская владела чудным даром фантазии. В ее манере изрекать свои мысли не было сухости и тяжелости, которые отличают всякую ученость. Творческое воображение, живой темперамент, горячность чувств характеризуют все, что выходило из-под ее пера. Язык Ковалевской оживлен поэтическими красками и сверкает меткою аллегорией, тонкими художественными наблюдениями.
Глава 2. Прозаические произведения С.В.Ковалевской — математика, писательницы и публициста конца XIX века.
Провинциальный помещичий быт, Мощный подъем освободительного движения в России на рубеже 60-х годов, широкая волна крестьянских восстаний, волнения среди студенчества и разночинной интеллигенции нашли отражение в основных прозаических произведениях С.В.Ковалевской.
Многие месяцы и годы Ковалевская была вынуждена проводить за рубежами родной страны - в Германии, в Париже, в Стокгольме. Но Ковалевская никогда не теряла связи с русской действительностью, она сохранила свою национальность, "оставалась верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной, той России, которой принадлежит будущее". Эта патриотическая привязанность к жизни родного народа, передовых кругов русского общества объясняет существенно важные стороны литературного творчества Ковалевской. Она ощущала почти физическую необходимость занести на бумагу всё, что было пережито за прошедшие годы, разобраться в своей судьбе. Литературное творчество давало ей возможность душой вернуться на родину. Повести "Нигилистка" и "Нигилист", драма «Борьба за счастье», мемуары "Воспоминания детства" (приложения 2,4) с восторгом встреченные русской публикой и критиками принесли ей всероссийскую известность.
Ковалевская давно собиралась написать произведения о революционном движении в России. Она вспомнила недавнее прошлое, когда ей довелось присутствовать на судебных процессах 50–х и 1930–х над революционерами-народниками, вина которых заключалась в том, что они «ходили в народ» и вели среди народных масс социалистическую пропаганду. Среди обвиняемых было немало друзей и даже родственников Ковалевской, в частности её двоюродная сестра Н. А. Армфельд, которая ради революционной деятельности оставила занятия наукой. Вот об этих людях, во имя служения народу порвавших с родными и отказавшихся от привычного жизни, Ковалевская и решила рассказать в своей повести «Нигилистка». Сюжет относится к концу 1860-х годов. В основе повести лежат действительные события; Ковалевской в конце 70-х годов пришлось принять близкое участие в судьбе племянницы жены Пушкина Веры Сергеевны Гончаровой. Это история Веры Баранцовой, девушки, выросшей в богатой и родовитой дворянской семье. Интересной особенностью повести было то, что в ней достаточно полно отразилась личность самой Ковалевской. Автор ведет рассказ от первого лица, многие высказывания героини — это не что иное, как исповедь самой Софьи Васильевны (русский перевод издан в 1906 году). И все же повесть Ковалевской стала подлинным историческим памятником своего времени - настолько правдивое и в широком плане глубоко достоверное освещение получила в ней жизнь молодой России, поднявшейся на борьбу с самодержавием.
Страницы повести, описывающие политическую борьбу того времени, судебный процесс над революционерами, показывают, что Ковалевская стремилась понять смысл происходивших событий, сблизиться с "нигилистами", прославить их мужество, по мнению правящих кругов, она сама "в конечном счете была нигилистка". Ковалевская сознавала, что самый характер революционной пропаганды в середине 70-х годов совершенно изменился, на очередь выступили "социалистические задачи", "революционная интеллигенция постепенно проникалась тем убеждением, что, пока простой народ останется в невежестве и бедности, трудно ждать каких бы то ни было существенных результатов".
Повесть Ковалевской была опубликована за границей в 1892 году, уже после смерти автора, сначала на шведском, а затем на русском языке. Следует отметить, что роман «Нигилистка» был запрещен в России до 1917 года. В нем писательница верно поняла и хорошо изобразила многое в психологии молодых народников, нарисовала тип русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею.
Но самым значительным произведением Ковалевской, вне всякого сомнения, являются её «Воспоминания детства» (Приложение 4), опубликованные сначала в 1889 году на шведском, а в следующем году на русском языке. «Воспоминания детства» - это не просто мемуары, а, прежде всего, высокохудожественное произведение, Написанное в лучших традициях русской автобиографической прозы, в чём-то близкое «Детству» и «Отрочеству» Л. Н. Толстого и «Детским годам Багрова-внука» С. Т. Аксакова.
«Воспоминания» - это живой, непосредственный рассказ Ковалевской о своём детстве, о своих первых жизненных впечатлениях. Перед читателями проходит тонко и поэтически написанные картины жизни богатой дворянской усадьбы, быт и нравы её обитателей, обстановка, в которой воспитывались сёстры Корвин-Круковские. «Воспоминания детства» интересны описанием нравов помещичьей усадьбы второй половины ХIХ века, методов воспитания детей; ценна в историческом отношении данная в книге картина развития русской литературы того периода, когда творили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Необычайная привлекательность "Воспоминаний", живого, непосредственного рассказа автора о своем детстве, достигалась благодаря тому, что Ковалевская рисует духовное развитие своей маленькой героини в ее постоянном общении со всей жизнью усадьбы, порою в острых столкновениях с крепостным укладом, вызывающих в душе девочки первые мысли о несправедливости человеческих отношений. Яркие эпизоды крепостного быта, образы несчастных, запуганных людей, вроде бедной Феклуши, безвинно наказанной и еще более жалкой в торжестве своей правоты, встают перед читателем. В сознании маленькой Сони глубоко запечатлелись также рассказы о трагических событиях в семье, вызванных вспышками острой классовой ненависти крепостных к господам. Тетушка Надежда Андреевна, на портрете "изящная, как фарфоровая куколка, в алом бархатном платье, декольте, с гранатовым ожерельем на пышной белой груди, с ярким румянцем на круглых щечках", оказывается, была задушена собственными дворовыми. Потрясенная девочка старалась представить себе, "как еще расширились эти большущие глаза, какой ужас изобразился в них, когда она вдруг увидела перед собой своих смиренных рабов, пришедших убить ее!"
Для воспоминаний характерна лирическая взволнованность автора, которому близки и дороги воскрешаемые памятью картины прошлого; снова и снова она переживает далекие детские обиды, незаслуженные упреки, первую неудачную любовь. Эмоциональный строй мемуаров увлекает читателя, сближает с героинями рассказа, их мятущимися, горячими сердцами, полными страстного стремления к свободе и счастью: "Как эта лежащая перед нами жизнь и влекла нас и манила, и как она казалась нам в эту ночь безгранична, таинственна и прекрасна!" Жизнь сестер Корвин-Круковских достойно продолжила эти светлые, романтические порывы их юности.
Однако в центре внимания автора «Воспоминаний» находятся не бытовые зарисовки. Она стремится раскрыть процесс формирования личности ребёнка, выросшего в дворянской среде, хочет осмыслить те события, которые оказали влияние на становление его характера.
Интересным биографически является отрывок из повести «Отрывок из романа, происходящего на Ривьере». ( Приложение 2) .В нем говорится о девушке, едущей курьерским поездом в Ниццу, чтобы отдохнуть после занятий на Бестужевских курсах. Вдруг дверца купе отворилась, «и в нее протиснулся рослый, грузный, запыхавшийся человек, который, входя, первым делом поторопился наступить на ноги двух или трех дам и тем вызвал во всех некоторую сенсацию». Оказалось, что это был знакомый девушки – Званцев(в лице которого Софья Васильевна изобразила Ковалевского). После смерти Салтыкова-Щедрина, в 1889 Ковалевская написала очерк о нем, который конечно нельзя было опубликовать в России, так как в русском обществе боялись, открыто выражать сочувствие великому сатирику. Основное значение творчества Щедрина Ковалевская видит в том, что он показал разложение господствующего класса в период крепостничества. Ковалевская говорила: «Слезы везде одинаковы, но каждый народ смеется по-своему», это она считала причиной, по которой Щедрина за границей знали меньше , чем остальных русских поэтов, а также , повлиял тот факт, что ему приходилось шифровать свои мысли из-за царской цензуры, и не все что могут расшифровать русские читатели, могли расшифровать иностранцы. Ковалевская сильно заинтересовалась опросом о крестьянских университетах и отнеслась с самой горячей симпатией к предложению одного из редакторов посетить такой университет. Путешествуя по Швейцарии, она написала очерк « Три дня в крестьянском университете в Швеции» ( 1890 год), и опубликовала его в журнале «Советский вестник ». Это очерк свидетельствовал о большом интересе Ковалевской к вопросам народного образования и о глубине ее наблюдений.
Глава 3.Поэтическое наследие С.В.Ковалевской—математика, писательницы и публициста конца XIX века.
Особое место в творчестве Ковалевской занимают стихи. Интерес к поэзии у неё возник очень рано. В «Воспоминаниях девства» она писала : «Я страстно любила поэзию. Самый размер стихов всегда приводил меня в такое гарующее действие, что уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи».
Свои поэтические произведения Ковалевская не предназначала для печати. Стихи служили ей средством непосредственного выражением чувств и настроений, которыми она хотела поделиться с близкими людьми. Но иной раз в стихотворении отображалось её самые сокровенные думы; мысли об общественном долге, размышления о нераздёлённой любви, о чувстве одиночества, которое её порой охватывало, воспоминания о светлых и грустных минутах жизни.
Они служили средством выражения чувств, которыми она хотела поделиться с людьми. Тематика ее лирики разнообразна.
Стихи Ковалевской помогают лучше понять сложную многообразную натуру женщины нелёгкой судьбы, часто недовольной собой, мечтающей о счастье, о жизни, освещенной высокими идеалами.
Ранние стихи Софьи Ковалевской слабее по форме, в поздних стихотворениях техника выше. Но для нас любые ее стихи – страницы ее биографии и вместе с тем документ движения общественной жизни, в котором возникает такое сложное явление, как ученая женщина со своими особыми запросами и проблемами.
Тема любви звучит в ее стихах — любви неудовлетворенной и полной трагических нот. Рядом с этой темой – другая: тема одиночества, «бремя холодной вечной пустоты». В одном из стихотворений в прозе говорится об ужасе насильственной смерти: на берегу моря, поздно замеченная тяжелая волна догоняет ее, сбивает с ног и покрывает, шепча ей на ухо слова поэта: «Полно, о жизни покончен вопрос,// Больше не нужно ни песен, ни слез». В этом стихотворении есть отблеск и ее математических озарений; перед гибелью она полна веселья и жизни: « Ветер дул мне в лицо, вспоминались мелодии, которые в детстве наигрывала моя мать, мои любимые стихи мне приходили на память, математические теоремы с поразительной ясностью выступали в моем уме – мне становилось все веселее и веселее»…
Самое значительное стихотворение «Пришлось ли…» было опубликовано после смерти Ковалевской академиком Гротом. Впервые напечатано в журнале, «Вестник Европы» (1892, No 2). С. В. Ковалевская сама сделала перевод этого стихотворения на французский язык для своего друга математика Фрида Леффлера, В основе сюжета данного произведения — воспоминание лирической героини о встрече со своим возлюбленным, навеянное неожиданно замолкнувшей «страстной песни», рождающей в душе героини эмоциональный отклик: «Ужель и наша встреча с вами бесследно также промелькнет?» Неужели предстоит вечная разлука и «его» образ лишь порою будет возникать из забвения, « пока из памяти не сгладит время когда-то время милые черты, и сердце вновь покорно примет бремя холодной, вечной пустоты»? Стихотворение композиционно делится на 2 части, каждая из которых начинается с риторического вопроса. Для данного стихотворения, написанного ямбом, характерно наличие эпитетов («песни страстной», «воле непослушной»), сравнений («как будто в дымку облеченный, ко мне он будет приходить»), метафор («и сердце вновь покорно примет бремя холодной вечной пустоты»).
Это показывает, что Ковалевская была способна не только к большой «концентрации мысли», которая нужна для работы ученого, но и к огромной концентрации душевных переживаний.
В стихотворении мы находим отзвуки биографии Софьи Ковалевской. Оно не закончено, было найдено в числе других («Груня» «Жалоба мужа») среди бумаг С. В. Ковалевской. Впервые опубликовано в книге: Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести. М., Наука, 1974. (приложение 2).
Ироничное начало, проникнутое пессимистическим настроением пустоты жизни («В теле вялость, в чувствах смута И в крови тогда броженье. С порываньями поладить Воля слабая не может, И червяк какой-то тайный Сердце гложет, гложет, гложет… Это солнце, эта нега… А в душе так больно-жутко. Верно, Лермонтов весною Назвал жизнь пустою шуткой») сменяется воспоминаниями о светлой юности, первом чувстве влюбленности, первых спорах «о значении народа», «равноправности и свободе».
В следующей картине мы чувствуем неудовлетворенность героини, жаждущей применения своим знаниям и душевным силам: «Перед ней картины рабства вьются мрачной вереницей, рвется вон она из дома, словно пленник из темницы». Фиктивное замужество, отъезд за границу с целью получения образования и — «вот теперь пора настала променять мечты на дело, и вперед она взирает так уверенно, так смело».
«Город чистенький немецкий», «город старый и ученый», «рассадник науки»… Героиня достигает своей цели – она получает возможность получить образование в высшем учебном заведении Германии, что невозможно было сделать в тогдашней России.
И опять мы видим мастерство Софьи Ковалевской в создании ярких образов: в тексте много эпитетов, метафор. Многоплановость композиции позволяет передать вехи пути героини к достижению своей цели. Жанр воспоминания, «мемуарность» стихотворения убеждает читателя в искренности чувств и взглядов автора. Стихотворение написано дактилем, рифма – перекрестная, характерная для всех лирических произведений Ковалевской.
Стихотворение «Если ты в жизни…» впервые опубликовано в журнале «Женское дело» 1899, N2). В нем желание реализоваться, отдать себя познанию и служению истине звучит уже более уверенно:
Лучше бы было тебе не родиться,
Лучше бы истины вовсе не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться,
Чем первенствО за похлебку продать.
Ковалевская — женщина уступает место Ковалевской – ученому.
Текст стихотворения походит на «манифест», «программу» служения Истине:
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Или:
Лучше бы истины вовсе не знать,
Нежели, зная, от ней отступиться.
Естественно, что в стихотворении преобладает лексика высокого стиля («искра святая», «мгновенье священном», «взыщется много» и др.). Обращение к евангельским мотивам звучит в двух последних строфах:
Ведь грозные боги ревнивы и строги.
Их прИговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано.
Таким образом, путь ученого одухотворен служением не только истине, но и Богу:
Но только за грех против духа святого
Прощения нет и не будет вовек.
В стихотворении «Груня» говорится о девушке, начитавшейся жития святых мучеников и рискующей себе картины мученической смерти: «Народом площадь вся полна. Ее ведут на казнь , спокойна и ясна восходит Груня на костер» Перед казнью она говорит с народом, который, потрясенный ее словами, готов покаяться и уверовать. И вот предсмертный крик - и Груня просыпается. Долго с поникшей головой сидит она, печальная и грустная . Вероятно, в этом стихотворении отразились не только представления детских лет о мучениях, но и мысли о подвижничестве революционеров.
Вся жизнь Софьи Ковалевской, первой русской женщины — профессора математики, подтверждает правоту высказанных ею в лирике мыслей о смысле жизни человека. Он – в служении своему отечеству, науке.
III. Заключение.
Ковалевская прожила короткую, но яркую жизнь. Многое ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнения и неуверенность, недовольство собой и одиночество.
165 лет отделяет нас от того времени, когда в самом расцвете творческих сил оборвалась жизнь Софьи Ковалевской. Но её научное и литературное наследство не утратило своего исторического значения до наших дней. Исследования Ковалевской в области математики обогатили мировую науку, её художественные произведения, отразившие бурную эпоху 60-70-х годов XIX века, явились яркой страницей в истории русской демократической литературы. Русские люди с чувством глубокого уважения и любовью чтят великую дочь русского народа, выдающегося ученого, активного общественного деятеля, одарённого литератора, горячую патриотку, страстно мечтавшую видеть Россию свободной и счастливой.
Служение математике С. В. Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе. «Мне кажется,- говорила она,- что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен и математик».
Выполненная мной работа подтверждает мысль о том, что «талантливые люди талантливы во всем». На примере С.В. Ковалевской я убедился, что среди ученых негуманитарного направления есть настоящие поэты, состоявшиеся и не известные широкой публике. Их творчество заслуживает нашего внимания, т.к. помогает нам не только узнать людей науки с другой стороны, но и постичь тайны русской поэзии, для которой характерны глубокая философская глубина, патриотизм и особая духовность. А еще «физики» в своем творчестве совершают художественные открытия: уходят от идеологических штампов, поэзия обретает актуальность содержания. Материал данной работы позволил посмотреть с иной стороны на личность выдающегося математика, расширить свой кругозор , рассказать об этом своим одноклассникам, применить при проведении факультативных занятий и элективных курсов.
IV. Литература.
1. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: «Советская Энциклопедия», том 12, 1973
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008 г.
3. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VШ классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.
4.Ковалевская Софья. Воспоминания. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
Ковалевская, С.В. Воспоминания детства / С.В.Ковалевская. Легенды и были Полибинской усадьбы. Будни сельского музея / В.П.Румянцева. - Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2010. - 246 с.
ПРИЛОЖЕНИE 2
Ковалевская С. В. «Воспоминания. Повести» — М.: Наука, 1974. - ("Литературные памятники"). В данное издание вошли "Воспоминания детства", четыре повести, очерки, отрывки из различных произведений, стихотворения.
ПРИЛОЖЕНИE 3
Ковалевская С. В. «Воспоминания и письма» — М.: Издательство АН СССР, 1951.
ПРИЛОЖЕНИE 4
Ковалевская С. В. «Воспоминания детства и автобиографические повести» — М.: Издательство АН СССР, 1952