kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Литературное наследие С.В.Ковалевской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается литературная деятельность С.В.Ковалевской

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Литературное наследие С.В.Ковалевской"»

МБОУ «Паустовская основная общеобразовательная школа Вязниковского района Владимирской области»









Тема работы:

«Литературное наследие С.В.Ковалевской»


автор: Ситков Никита Михайлович,

8 класс МБОУ « Паустовская ООШ»

Научный руководитель:

Канакова Альбина Александровна,

учитель математики

























Д. Паустово, 2015

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………… с.3-4

2. Основная часть.

Глава 1 Раннее пробуждение литературного таланта…………………...с.5-6

Глава 2. Прозаические произведения С.В.Ковалевской — математика, писательницы и публициста конца XIX века………………………………с. 7-9

Глава 3 Поэтическое наследие …………………………………………с. 10- 12

3. Заключение……………………………………………………………….....с.13

4. Литература………………………………………………………………….с. 14

5. Приложения………………………………………………………………….с.15





































Введение.

Постановка проблемы. Великий русский писатель Л.Н.Толстой считал, что «наука и искусство также тесно связаны между собой,   как легкие и сердце».

Действительно, нам известно о литературном таланте физика, астронома, геолога, филолога М.В.Ломоносова. Также и К.Э. Циолковский в юности писал стихи о природе, о своих чувствах и мироощущении.

Изучая различные школьные предметы, знакомясь с передовыми идеями ученых, сделавших открытия в физике, математике и других естественных науках, мы часто наталкивались на такой факт их биографии: «увлекался русской и зарубежной литературной классикой», «в юности писал стихи…», «обладал прекрасным красноречием…».

Можно отметить литературный дар таких научных деятелей, как Александр Григорьевич Столетов, основоположник  русской   физики, который участвовал в составлении рукописного журнала «Сборник» и помещал в нем свои  стихи, переводы и рассказы; академик Сергей Иванович Вавилов, на протяжении всей жизни доверявший Дневнику свои мысли и впечатления, записывая собственные стихи;  конструктор и создатель современной космонавтики Сергей Павлович Королев, занимающийся «писанием стихов»; Софья Васильевна Ковалевская, математик и признанная в свое время писательница. При желании этот список можно продолжить.

Изучив некоторые факты биографии этих ученых, я пришел к выводу, что их литературный талант недостаточно исследован, информация о произведениях носит, в основном, ознакомительный характер.

Актуальность темы исследования. Круг интересов моих сверстников замыкается на вопросах, связанных с развитием научно-технического прогресса, компьютерных технологий и сети Интернет. Я заинтересовался литературной деятельностью знаменитых ученых и захотел познакомиться с их творчеством. Материал данной работы позволит посмотреть с иной стороны на личности «физиков», расширить свой кругозор и рассказать об этом своим одноклассникам.

В данной работе я рассмотрю тему литературного наследия С.В.Ковалевской — математика, писательницы и публициста конца XIX века.

Цель исследования:  показать вклад выдающегося математика С.В.Ковалевской в русскую литературу.

Задачи:

1) познакомиться с литературным наследием С. В. Ковалевской, показать борьбу за право женщины на творческий труд.

2) дать краткий обзор творчества С.В.Ковалевской, рассмотреть и проанализировать прозаические произведения.

3) Рассмотреть идейно-художественное своеобразие стихотворений Софьи Васильевны Ковалевской: «Пришлось ли…», «13 апреля», «Если ты в жизни…».

При решении поставленных задач в работе будут использоваться следующие методы исследования:

  • изучение теоретических сведений по теме;

  • анализ различных литературных источников (книг, журналов, газет, Интернет-ресурсов).

Практическое применение. Результаты исследования могут быть использованы на интегрированных уроках литературы, математики, физики, во внеклассной работе по данным предметам, в предметных олимпиадах, конференциях, вечерах и т.п.

Краткий обзор используемой литературы и источников. Основным источником сведений стал Интернет, где найден материал о жизни, деятельности и творчестве С.В. Ковалевской. Источником также являлись книги, текст которых был найден в сети Интернет.

Степень изученности данного вопроса. Данный вопрос недостаточно исследован, информация о произведениях носит, в основном, ознакомительный характер.

Личный вклад автора работы в решение избранной проблемы. Личное участие автора в представленной работе выражается в:

  • изучении литературного наследия С.В.Ковалевской;

  • анализе стихотворений «Пришлось ли…», «13 апреля», «Если ты в жизни…».















































Основная часть.

Глава 1. Раннее пробуждение литературного таланта.

Интерес к литературе и художественному творчеству всегда занимал значительное место в жизни выдающегося русского ученого-математика Софьи Васильевны Ковалевской. По ее собственным словам, она постоянно тянулась "к наблюдениям над жизнью, к рассказам". Ее живо волновали события, свидетелем которых она была в России и Западной Европе; с пристальным вниманием она следила за развитием общественного движения в стране, радовалась достижениям русского реалистического искусства и литературы, много времени и сил отдавала своим разнообразным творческим планам. Незадолго до смерти в одном из писем Ковалевская признавалась, что всю жизнь не могла решить, к чему у нее было "больше склонности - к математике или к литературе". Огромный вклад, внесенный замечательным ученым в русскую и мировую науку, оставил в тени литературное наследие Ковалевской, однако лучшие страницы ее воспоминаний, повестей и других произведений свидетельствуют о незаурядном художественном даровании автора.

С.В.Ковалевская родилась 15 января 1850 года в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы будущего ученого прошли в родовом поместье отца, генерал-лейтенанта артиллерии в отставке В.В.Корвин-Круковского. Она любила читать и писать стихи. Так как детских книг в доме было мало, Соня знала почти все наизусть. Памятен Ковалевской был тот счастливый день, когда, по настоянию учителя Малевича, была куплена ей хрестоматия Филонова. Она читала "Мцыри" и "Кавказского пленника" до тех пор, пока гувернантка не пригрозила отнять драгоценную книгу.

Писание же стихов было совсем исключено из воспитания нормальной девочки. Резкая и властолюбивая гувернантка высмеивала стихи своей воспитанницы . Если ей попадался на глаза клочок бумажки, исписанный стихами ученицы, она прикалывала его булавкой к плечу девочки и потом при всех декламировала стихи, коверкая их и искажая. Несмотря на это, впечатлительная Соня продолжала их сочинять, только старалась держать в уме, не записывать. Девочка громко произносила стихотворные строчки, играя в мячик. Особенно она гордилась двумя своими стихотворениями: "Обращение бедуина к коню" и "Ощущение пловца, ныряющего за жемчугом". В стихах этих девочка старалась выразить ощущение пловца, боровшегося с волнами.

Софья с детства любила поэзию, у нее был целый мир фантазий; она говорит:  «Самая форма, самый размер стихов доставляли мне необычайное наслаждение; я с жадностью поглощала все отрывки русских поэтов, и чем высокопарнее была поэзия, тем более она мне приходилась по вкусу. Баллады Жуковского долго были единственными известными мне образцами русской поэзии; хотя у нас была обширная библиотека, но она состояла преимущественно из иностранных книг; ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова в ней не было».

Наблюдательная и вдумчивая, она обладала большой способностью к художественному воспроизведению увиденного и перечувствованного. Литературный талант рано пробудился в ней: «Сочиняла их в уме, как старинные барды, … и в 12 лет, — вспоминала Софья Васильевна, — была глубоко убеждена, что буду поэтессой» (приложение 3). А потом писала стихи всю жизнь, «но не для публикации, а для себя… как дневник настроений, переживаний, чувств». Она могла стать плодовитой писательницей, ибо была полна литературных замыслов и имела легкое перо. Ее очерки, остроумные и увлеченные, публиковались в разных журналах. В литературу России вошел ее очерк «М.Е. Салтыков-Щедрин». Написала несколько повестей и драм, которые украсили русскую словесность. То, что Софьей напечатано в трех журналах –в «Русской Мысли», «Вестнике Европы» и «Северном Вестнике», свидетельствует о крупном даровании.
У нее был от природы гибкий и сильный ум, Ковалевская владела чудным даром фантазии. В ее манере изрекать свои мысли не было сухости и тяжелости, которые отличают всякую ученость. Творческое воображение, живой темперамент, горячность чувств характеризуют все, что выходило из-под ее пера. Язык Ковалевской оживлен поэтическими красками и сверкает меткою аллегорией, тонкими художественными наблюдениями.

























Глава 2. Прозаические произведения С.В.Ковалевской — математика, писательницы и публициста конца XIX века.

Провинциальный помещичий быт, Мощный подъем освободительного движения в России на рубеже 60-х годов, широкая волна крестьянских восстаний, волнения среди студенчества и разночинной интеллигенции нашли отражение в основных прозаических произведениях С.В.Ковалевской.

Многие месяцы и годы Ковалевская была вынуждена проводить за рубежами родной страны - в Германии, в Париже, в Стокгольме. Но Ковалевская никогда не теряла связи с русской действительностью, она сохранила свою национальность, "оставалась верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной, той России, которой принадлежит будущее". Эта патриотическая привязанность к жизни родного народа, передовых кругов русского общества объясняет существенно важные стороны литературного творчества Ковалевской. Она ощущала почти физическую необходимость занести на бумагу всё, что было пережито за прошедшие годы, разобраться в своей судьбе. Литературное творчество давало ей возможность душой вернуться на родину. Повести "Нигилистка" и "Нигилист", драма «Борьба за счастье», мемуары "Воспоминания детства" (приложения 2,4) с восторгом встреченные русской публикой и критиками принесли ей всероссийскую известность.

Ковалевская давно собиралась написать произведения о революционном движении в России. Она вспомнила недавнее прошлое, когда ей довелось присутствовать на судебных процессах 50–х и 1930–х над революционерами-народниками, вина которых заключалась в том, что они «ходили в народ» и вели среди народных масс социалистическую пропаганду. Среди обвиняемых было немало друзей и даже родственников Ковалевской, в частности её двоюродная сестра Н. А. Армфельд, которая ради революционной деятельности оставила занятия наукой. Вот об этих людях, во имя служения народу порвавших с родными и отказавшихся от привычного жизни, Ковалевская и решила рассказать в своей повести «Нигилистка». Сюжет относится к концу 1860-х годов. В основе повести лежат действительные события; Ковалевской в конце 70-х годов пришлось принять близкое участие в судьбе племянницы жены Пушкина Веры Сергеевны Гончаровой. Это история Веры Баранцовой, девушки, выросшей в богатой и родовитой дворянской семье. Интересной особенностью повести было то, что в ней достаточно полно отразилась личность самой Ковалевской. Автор ведет рассказ от первого лица, многие высказывания героини — это не что иное, как исповедь самой Софьи Васильевны (русский перевод издан в 1906 году). И все же повесть Ковалевской стала подлинным историческим памятником своего времени - настолько правдивое и в широком плане глубоко достоверное освещение получила в ней жизнь молодой России, поднявшейся на борьбу с самодержавием.

Страницы повести, описывающие политическую борьбу того времени, судебный процесс над революционерами, показывают, что Ковалевская стремилась понять смысл происходивших событий, сблизиться с "нигилистами", прославить их мужество, по мнению правящих кругов, она сама "в конечном счете была нигилистка". Ковалевская сознавала, что самый характер революционной пропаганды в середине 70-х годов совершенно изменился, на очередь выступили "социалистические задачи", "революционная интеллигенция постепенно проникалась тем убеждением, что, пока простой народ останется в невежестве и бедности, трудно ждать каких бы то ни было существенных результатов".

Повесть Ковалевской была опубликована за границей в 1892 году, уже после смерти автора, сначала на шведском, а затем на русском языке. Следует отметить, что роман «Нигилистка» был запрещен в России до 1917 года. В нем писательница верно поняла и хорошо изобразила многое в психологии молодых народников, нарисовала тип русской женщины, готовой отдать жизнь за свою идею.

Но самым значительным произведением Ковалевской, вне всякого сомнения, являются её «Воспоминания детства» (Приложение 4), опубликованные сначала в 1889 году на шведском, а в следующем году на русском языке. «Воспоминания детства» - это не просто мемуары, а, прежде всего, высокохудожественное произведение, Написанное в лучших традициях русской автобиографической прозы, в чём-то близкое «Детству» и «Отрочеству» Л. Н. Толстого и «Детским годам Багрова-внука» С. Т. Аксакова.

«Воспоминания» - это живой, непосредственный рассказ Ковалевской о своём детстве, о своих первых жизненных впечатлениях. Перед читателями проходит тонко и поэтически написанные картины жизни богатой дворянской усадьбы, быт и нравы её обитателей, обстановка, в которой воспитывались сёстры Корвин-Круковские. «Воспоминания детства» интересны описанием нравов помещичьей усадьбы второй половины ХIХ века, методов воспитания детей; ценна в историческом отношении данная в книге картина развития русской литературы того периода, когда творили Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.

Необычайная привлекательность "Воспоминаний", живого, непосредственного рассказа автора о своем детстве, достигалась благодаря тому, что Ковалевская рисует духовное развитие своей маленькой героини в ее постоянном общении со всей жизнью усадьбы, порою в острых столкновениях с крепостным укладом, вызывающих в душе девочки первые мысли о несправедливости человеческих отношений. Яркие эпизоды крепостного быта, образы несчастных, запуганных людей, вроде бедной Феклуши, безвинно наказанной и еще более жалкой в торжестве своей правоты, встают перед читателем. В сознании маленькой Сони глубоко запечатлелись также рассказы о трагических событиях в семье, вызванных вспышками острой классовой ненависти крепостных к господам. Тетушка Надежда Андреевна, на портрете "изящная, как фарфоровая куколка, в алом бархатном платье, декольте, с гранатовым ожерельем на пышной белой груди, с ярким румянцем на круглых щечках", оказывается, была задушена собственными дворовыми. Потрясенная девочка старалась представить себе, "как еще расширились эти большущие глаза, какой ужас изобразился в них, когда она вдруг увидела перед собой своих смиренных рабов, пришедших убить ее!"

Для воспоминаний характерна лирическая взволнованность автора, которому близки и дороги воскрешаемые памятью картины прошлого; снова и снова она переживает далекие детские обиды, незаслуженные упреки, первую неудачную любовь. Эмоциональный строй мемуаров увлекает читателя, сближает с героинями рассказа, их мятущимися, горячими сердцами, полными страстного стремления к свободе и счастью: "Как эта лежащая перед нами жизнь и влекла нас и манила, и как она казалась нам в эту ночь безгранична, таинственна и прекрасна!" Жизнь сестер Корвин-Круковских достойно продолжила эти светлые, романтические порывы их юности.

Однако в центре внимания автора «Воспоминаний» находятся не бытовые зарисовки. Она стремится раскрыть процесс формирования личности ребёнка, выросшего в дворянской среде, хочет осмыслить те события, которые оказали влияние на становление его характера.

Интересным биографически является отрывок из повести «Отрывок из романа, происходящего на Ривьере». ( Приложение 2) .В нем говорится о девушке, едущей курьерским поездом в Ниццу, чтобы отдохнуть после занятий на Бестужевских курсах. Вдруг дверца купе отворилась, «и в нее протиснулся рослый, грузный, запыхавшийся человек, который, входя, первым делом поторопился наступить на ноги двух или трех дам и тем вызвал во всех некоторую сенсацию». Оказалось, что это был знакомый девушки – Званцев(в лице которого Софья Васильевна изобразила Ковалевского).
После смерти Салтыкова-Щедрина, в 1889 Ковалевская написала очерк о нем, который конечно нельзя было опубликовать в России, так как в русском обществе боялись, открыто выражать сочувствие великому сатирику. Основное значение творчества Щедрина Ковалевская видит в том, что он показал разложение господствующего класса в период крепостничества. Ковалевская говорила: «Слезы везде одинаковы, но каждый народ смеется по-своему», это она считала причиной, по которой Щедрина за границей знали меньше , чем остальных русских поэтов, а также , повлиял тот факт, что ему приходилось шифровать свои мысли из-за царской цензуры, и не все что могут расшифровать русские читатели, могли расшифровать иностранцы.
Ковалевская сильно заинтересовалась опросом о крестьянских университетах и отнеслась с самой горячей симпатией к предложению одного из редакторов посетить такой университет. Путешествуя по Швейцарии, она написала очерк « Три дня в крестьянском университете в Швеции» ( 1890 год), и опубликовала его в журнале «Советский вестник ». Это очерк свидетельствовал о большом интересе Ковалевской к вопросам народного образования и о глубине ее наблюдений.



Глава 3. Поэтическое наследие С.В.Ковалевской  математика, писательницы и публициста конца XIX века.



Особое место в творчестве Ковалевской занимают стихи. Интерес к поэзии у неё возник очень рано. В «Воспоминаниях девства» она писала : «Я страстно любила поэзию. Самый размер стихов всегда приводил меня в такое гарующее действие, что уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи».

Свои поэтические произведения Ковалевская не предназначала для печати. Стихи служили ей средством непосредственного выражением чувств и настроений, которыми она хотела поделиться с близкими людьми. Но иной раз в стихотворении отображалось её самые сокровенные думы; мысли об общественном долге, размышления о нераздёлённой любви, о чувстве одиночества, которое её порой охватывало, воспоминания о светлых и грустных минутах жизни.

Они служили средством выражения чувств, которыми она хотела поделиться с людьми. Тематика ее лирики разнообразна.

Стихи Ковалевской помогают лучше понять сложную многообразную натуру женщины нелёгкой судьбы, часто недовольной собой, мечтающей о счастье, о жизни, освещенной высокими идеалами.

Ранние стихи Софьи Ковалевской слабее по форме, в поздних стихотворениях техника выше. Но для нас любые ее стихи – страницы ее биографии и вместе с тем документ движения общественной жизни, в котором возникает такое сложное явление, как ученая женщина со своими особыми запросами и проблемами.

Тема любви звучит в ее стихах — любви неудовлетворенной и полной трагических нот. Рядом с этой темой – другая: тема одиночества, «бремя холодной вечной пустоты». В одном из стихотворений в прозе говорится об ужасе насильственной смерти: на берегу моря, поздно замеченная тяжелая волна догоняет ее, сбивает с ног и покрывает, шепча ей на ухо слова поэта: «Полно, о жизни покончен вопрос,// Больше не нужно ни песен, ни слез». В этом стихотворении есть отблеск и ее математических озарений; перед гибелью она полна веселья и жизни: « Ветер дул мне в лицо, вспоминались мелодии, которые в детстве наигрывала моя мать, мои любимые стихи мне приходили на память, математические теоремы с поразительной ясностью выступали в моем уме – мне становилось все веселее и веселее»…

Самое значительное стихотворение «Пришлось ли…» было опубликовано после смерти Ковалевской академиком Гротом. Впервые напечатано в журнале, «Вестник Европы» (1892, No 2). С. В. Ковалевская сама сделала перевод этого стихотворения на французский язык для своего друга математика Фрида Леффлера, В основе сюжета данного произведения — воспоминание лирической героини о встрече со своим возлюбленным, навеянное неожиданно замолкнувшей «страстной песни», рождающей в душе героини эмоциональный отклик: «Ужель и наша встреча с вами бесследно также промелькнет?» Неужели предстоит вечная разлука и «его» образ лишь порою будет возникать из забвения, « пока из памяти не сгладит время когда-то время милые черты, и сердце вновь покорно примет бремя холодной, вечной пустоты»? Стихотворение композиционно делится на 2 части, каждая из которых начинается с риторического вопроса. Для данного стихотворения, написанного ямбом, характерно наличие эпитетов («песни страстной», «воле непослушной»), сравнений («как будто в дымку облеченный, ко мне он будет приходить»), метафор («и сердце вновь покорно примет бремя холодной вечной пустоты»).

Это показывает, что Ковалевская была способна не только к большой «концентрации мысли», которая нужна для работы ученого, но и к огромной концентрации душевных переживаний.

В стихотворении  мы находим отзвуки биографии Софьи Ковалевской. Оно не закончено, было найдено в числе других («Груня» «Жалоба мужа») среди бумаг С. В. Ковалевской. Впервые опубликовано в книге: Ковалевская С. В. Воспоминания. Повести. М., Наука, 1974. (приложение 2).

Ироничное начало, проникнутое пессимистическим настроением пустоты жизни («В теле вялость, в чувствах смута И в крови тогда броженье. С порываньями поладить Воля слабая не может, И червяк какой-то тайный Сердце гложет, гложет, гложет… Это солнце, эта нега… А в душе так больно-жутко. Верно, Лермонтов весною Назвал жизнь пустою шуткой») сменяется воспоминаниями о светлой юности, первом чувстве влюбленности, первых спорах «о значении народа», «равноправности и свободе».

В следующей картине мы чувствуем неудовлетворенность героини, жаждущей применения своим знаниям и душевным силам: «Перед ней картины рабства вьются мрачной вереницей, рвется вон она из дома, словно пленник из темницы». Фиктивное замужество, отъезд за границу с целью получения образования и — «вот теперь пора настала променять мечты на дело, и вперед она взирает так уверенно, так смело».

«Город чистенький немецкий», «город старый и ученый», «рассадник науки»… Героиня достигает своей цели – она получает возможность получить образование в высшем учебном заведении Германии, что невозможно было сделать в тогдашней России.

И опять мы видим мастерство Софьи Ковалевской в создании ярких образов: в тексте много эпитетов, метафор. Многоплановость композиции позволяет передать вехи пути героини к достижению своей цели. Жанр воспоминания, «мемуарность» стихотворения убеждает читателя в искренности чувств и взглядов автора. Стихотворение написано дактилем, рифма – перекрестная, характерная для всех лирических произведений Ковалевской.

Стихотворение «Если ты в жизни…» впервые опубликовано в журнале «Женское дело» 1899, N2). В нем желание реализоваться, отдать себя познанию и служению истине звучит уже более уверенно:

Лучше бы было тебе не родиться,

Лучше бы истины вовсе не знать,

Нежели, зная, от ней отступиться,

Чем первенствО за похлебку продать.

Ковалевская — женщина уступает место Ковалевской – ученому.

Текст стихотворения походит на «манифест», «программу» служения Истине:

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю ты встреть и померься с грозой.

Или:

Лучше бы истины вовсе не знать,

Нежели, зная, от ней отступиться.

Естественно, что в стихотворении преобладает лексика высокого стиля («искра святая», «мгновенье священном», «взыщется много» и др.). Обращение к евангельским мотивам звучит в двух последних строфах:

Ведь грозные боги ревнивы и строги.

Их прИговор ясен, решенье одно:

С того человека и взыщется много,

Кому было много талантов дано.

Таким образом, путь ученого одухотворен служением не только истине, но и Богу:

Но только за грех против духа святого

Прощения нет и не будет вовек.

В стихотворении «Груня» говорится о девушке, начитавшейся жития святых мучеников и рискующей себе картины мученической смерти: «Народом площадь вся полна. Ее ведут на казнь , спокойна и ясна восходит Груня на костер» Перед казнью она говорит с народом, который, потрясенный ее словами, готов покаяться и уверовать. И вот предсмертный крик - и Груня просыпается. Долго с поникшей головой сидит она, печальная и грустная . Вероятно, в этом стихотворении отразились не только представления детских лет о мучениях, но и мысли о подвижничестве революционеров.

Вся жизнь Софьи Ковалевской, первой русской женщины — профессора математики, подтверждает правоту высказанных ею в лирике мыслей о смысле жизни человека. Он – в служении своему отечеству, науке.



























III. Заключение.



Ковалевская прожила короткую, но яркую жизнь. Многое ей довелось пережить: научную славу и литературное признание, сомнения и неуверенность, недовольство собой и одиночество.

165 лет отделяет нас от того времени, когда в самом расцвете творческих сил оборвалась жизнь Софьи Ковалевской. Но её научное и литературное наследство не утратило своего исторического значения до наших дней. Исследования Ковалевской в области математики обогатили мировую науку, её художественные произведения, отразившие бурную эпоху 60-70-х годов XIX века, явились яркой страницей в истории русской демократической литературы. Русские люди с чувством глубокого уважения и любовью чтят великую дочь русского народа, выдающегося ученого, активного общественного деятеля, одарённого литератора, горячую патриотку, страстно мечтавшую видеть Россию свободной и счастливой.

Служение математике С. В. Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе. «Мне кажется,- говорила она,- что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен и математик».

Выполненная мной работа подтверждает мысль о том, что «талантливые люди талантливы во всем». На примере С.В. Ковалевской я убедился, что среди ученых негуманитарного направления есть настоящие поэты, состоявшиеся и не известные широкой публике. Их творчество заслуживает нашего внимания, т.к. помогает нам не только узнать людей науки с другой стороны, но и постичь тайны русской поэзии, для которой характерны глубокая философская глубина, патриотизм и особая духовность. А еще «физики» в своем творчестве совершают художественные открытия: уходят от идеологических штампов, поэзия обретает актуальность содержания. Материал данной работы позволил посмотреть с иной стороны на личность выдающегося математика, расширить свой кругозор , рассказать об этом своим одноклассникам, применить при проведении факультативных занятий и элективных курсов.






















IV. Литература.



1. Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: «Советская Энциклопедия», том 12, 1973

2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008 г.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VШ классы: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

4.Ковалевская   Софья. Воспоминания. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.





Интернет-ресурсы



«http://az.lib.ru/k/kowalewskaja_s_w/text_0070.shtml»http://az.lib.ru/k/kowalewskaja_s_w/text_0070.shtml

«http://www.zoroastrian.ru/node/1022″http://www.zoroastrian.ru/node/1022

«http://lib.rus.ec/b/369356/read»http://lib.rus.ec/b/369356/read

«http://www.gramotey.com/?open_file=1269055364″http://www.gramotey.com/?open_file=1269055364

«http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/VAVILOV.HTM»

«http://kapsheev.com»http://kapsheev.com

http://www.portal-slovo.ru

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=718

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1306377

http://muzey-factov.ru/tag/kovalevskaya





















ПРИЛОЖЕНИE 1



Ковалевская, С.В. Воспоминания детства / С.В.Ковалевская. Легенды и были Полибинской усадьбы. Будни сельского музея / В.П.Румянцева. - Великие Луки: Издательство Сергея Маркелова, 2010. - 246 с.









ПРИЛОЖЕНИE 2

Ковалевская С. В. «Воспоминания. Повести» — М.: Наука, 1974. - ("Литературные памятники"). В данное издание вошли "Воспоминания детства", четыре повести, очерки, отрывки из различных произведений, стихотворения.













ПРИЛОЖЕНИE 3



  • Ковалевская С. В. «Воспоминания и письма» — М.: Издательство АН СССР, 1951.













ПРИЛОЖЕНИE 4





Ковалевская С. В. «Воспоминания детства и автобиографические повести» — М.: Издательство АН СССР, 1952


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Литературное наследие С.В.Ковалевской"

Автор: Канакова Альбина Александровна

Дата: 23.11.2018

Номер свидетельства: 487187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства