С.И. Шварцбурд. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
Дополнительная литература: К. Гоцци. Сказки для театра: Пер. с ит. – М.: Правда, 1989.
Главная дидактическая цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания; формировать практические навыки их применения. И на основании этой цели поставлены следующие задачи:
Цели урока:
Обучающие (формирование познавательных УУД):
закрепление и систематизация учебного материала с использованием разнообразных способов осмысления и оценки информации;
совершенствование знаний и умений применять изученные формулы в нестандартных ситуациях.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
развитие умения обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;
стимулирование учеников к самооценке познавательной деятельности;
формирование и развитие навыков самоконтроля;
воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.
Оснащение урока: шары, наполненные гелием (3 шт.), свиток, доска, раздаточный материал (4 конверта с комплектом заданий для каждой команды), песочные часы, оценочный лист жюри, цветные карандаши.
Подготовка к уроку.
Предварительно обучающиеся в классе делятся на четыре команды так, чтобы «силы» команд были равными; выбираются капитаны команд, два их ассистента. Предлагаемые названия команд: «Альджебра», «Арифма», «Геома» и «Тригон». Обучающиеся рассаживаются за парты по ранее согласованной схеме.
Жюри: старшеклассники и по 1 человеку от каждой команды (отслеживают работу каждого учащегося своей команды, фиксируют ответы).
Структура урока
Организационный момент – 4 мин.
Разминка– 3 мин.
Этап 1– 5 мин.
Этап 2 – 3 мин.
Этап 3– 10 мин.
Этап 4– 10 мин.
Проверка и обсуждение полученных результатов – 5 мин.
Информация о домашнем задании – 2 мин.
Рефлексия (подведение итогов занятия) – 3 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы и психологически подготовить обучающихся к общению на предстоящем уроке.
Содержание этапа: обучающиеся занимают свои места по предварительной договоренности о составе команды.
Приветствие.
Учитель:Здравствуйте, присаживайтесь. Всем мое почтение и наилучшие пожелания…
Проверка готовности учащихся к уроку:
отметка отсутствующих, состояние рабочих мест, наличие листов для записей, учебников, ручек, дневников.
Учитель:Друзья мои! Близится конец I полугодия и мы решили подвести итоги вашего обучения по русскому языку, литературе и математике.
Все ли готовы к занятию? Прекрасно!
Приоткрывается дверь и в кабинет влетает свиток, привязанный к воздушным шарикам. Учитель берет свиток.
Учитель:Ребята, это какое-то послание! Послушайте, пожалуйста:
«Я хочу рассказать вам необыкновенные вещи, но не только рассказать, а еще и попросить вас о помощи. Надеюсь, что вы не успели забыть о том, какие события произошли в городе Серендиппе, когда в него пришел великий астрономический волшебник, владеющий тайнами магий белой, черной, красной, зеленой и даже, кажется, синей. Звали волшебника великий Дурандарте.
Напоминаю вам, синьоры и синьориты, что волшебник оставил королю Дерамо две великие магические тайны: статую и заклинание. Все последующие события привели к тому, что в один прекрасный день король Дерамо оказался без Первого министра. А это непорядок. Ведь в государстве должен быть самый умный, а, главное, преданный и честный министр, и у него должны быть такие же помощники.
Поэтому, почтенные синьоры и синьориты, вас ждут великие дела. Много мужества, отваги, смекалки и знаний должный проявить те, кто претендует на почетный и ответственный пост Первого министра и его свиты. Дерзайте! Чиголетти - ученик Великого волшебника Дурандарте».
2.Разминка.
Задачи этапа: вырабатывать внимательность, организованность целеустремленность, вырабатывать умение отстаивать собственную точку зрения.
Содержание этапа: выполняют обсуждение и решение задачи сначала в парах, а потом – в группе.
Учитель:Итак, достаем из конверта карточку задания №1.
«На охоту в Рончислапском лесу Дерамо со своей свитой отправился 24 июня в 10 ч. 20 мин. 26 июня в 12 ч. 50 мин. Тарталья вернулся во дворец уже в облике Дерамо. Сколько времени отсутствовал во дворце Тарталья?»
За 3 минуты вы должны выполнить вычисления и передать жюри ответ, записанный только с помощью слов.
3. Этап 1.
Задачи этапа: вырабатывать целеустремленность, организованность, внимательность и способность вырабатывать собственное мнение.
Содержание этапа: участники команд
Учитель:Послушайте: «У младенца Кузеллы – еще только четыре зуба, а у его бабушки – уже только три. Сколько всего числительных упоминается в задаче?» Правильно, два.
Значит, ищем в конверте задание №2 ( см. Приложение 1, 2, 3) .
Обратите внимание, что в конверте находятся 3 портрета персонажей сказки (Тарталья, Дерамо, Анджела), в изображении которых использованы цифры и другие математические знаки.
Для выполнения задания вам необходимо:
Определить, кому из персонажей принадлежит каждый портрет; назовите имя и дайте характеристику для обоснования своего выбора.
Найдите сумму всех цифр, составляющих портрет и запишите ответ с использованием числительных.
Объедините числительное получившейся суммы с портрета с именем персонажа и письменно просклоняйте это словосочетание.
На листе после выполнения задания запишите ответы:
Полученную сумму со словосочетанием.
Какие получились числительные по составу (простые, составные, сложные)?
Укажите, какая особенность есть в склонении получившихся числительных.
Отметьте, все ли имена собственные склонялись.
Оценка результата: правильный ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом.
Содержание этапа: участники команд рассматривают и обсуждают возможные случаи решения этой задачи.
Учитель: Волшебник Дурандарте родился в декабре 1123 года, а паспорт получил только в марте 1936 года. Сколько лет волшебник прожил без паспорта?
Запишите ответ словами с использованием числительных.
Этап 3.
Задачи этапа: применяя полученные знания, выработать целеустремленность, организованность, внимательность, продемонстрировать графическую культуру при выполнении чертежей.
Содержание этапа: обучающиеся чертят маршрут передвижения, соответствующие указаниям задания; при выполнении задания используют понятие масштаба и решение задач «на проценты»
Учитель: Ищем в конверте задание №3 (см. Приложение 4). Для его выполнения необходимо вспомнить понятие масштаба. Теперь слушайте задание: на карте местности, выданной вам, нанесите маршрут следования на охоту короля Дерамо со свитой, состоящей из 12 всадников, по следующему описанию:
группа вышла из ворот дворца (точка В) и прошла на северо-восток 2 км;
потом они свернули на север и прошли еще 1,5 км;
затем охотники шли на северо-восток 1 км параллельно берегу реки:
далее повернув направо, они прошли 2 км перпендикулярно к берегу реки и здесь разбили свой лагерь.
Дополнительное задание:
сколько километров пришлось идти пешком в труднопроходимых местах, если пешая часть маршрута составила 30% всего пути от ворот дворца до охотничьего лагеря? (Ответ: 1,95 км)
Сколько всего ног участвовало в походе, не считая собак? (Ответ: люди – 26ног, лошади – 52, ноги, всего – 78 ног).
Этап 4.
Задачи этапа: умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; вступать в речевое общение, демонстрируя уверенное владение монологической и диалогической речью.
Содержание этапа: участники команд, распределив карточки, сначала в парах, а потом в группе обсуждают задания.
Капитан команды вынимает из конверта карточку с именем персонажа пьесы – сказки: Дурандарте, Дерамо, Тарталья, Анджела. На обороте каждой карточки записано существительное, которое нужно охарактеризовать:
Дурандарте – сила волшебства;
Дерамо – положительные качества (превосходная сравнительная степень);
Тарталья – характер;
Анджела – внешность и характер (степень сравнения).
Учитель:Теперь, пожалуйста, за 4мин. подберите к именам собственным и именам нарицательным имена прилагательные, характеризующие персонаж, не называя его. Ваша задача состоит в том, чтобы подобрать как можно больше слов. Свой ответ начинайте так: «Этот персонаж…».
После выполнения задания капитан каждой команды читает получившуюся характеристику (в течение 6мин.), а участники других команд, предварительно посовещавшись, пытаются угадать, кто это.
Проверка и обсуждение полученных результатов.
Жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды, подводит итоги. Во время подсчета баллов в командах сообща выставляют друг другу оценки, учитывая коэффициент участия каждого члена команды при выполнении заданий, и передают эти сведения учителю.
После подсчета баллов жюри озвучивает результаты игры и называет победителя и вручают участникам команды победителя грамоты (см. Приложение 5).
Информация о домашнем задании:
Творческая работа: составьте портрет Леандро и Клариче, используя цифры и знаки математических действий.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Закончи предложение, выразив свое отношение к проведенному занятию: